Сегодня почти все предприятия и государственные структуры используют специализированные программы, через которые подают отчеты, предоставляют услуги и выполняют много полезной работы. Необходимость в этом возникла для того, чтобы немного разгрузить бумажную волокиту.
Но как быть с защитой? С функцией защиты и уникальности хорошо справляется электронная подпись (или электронный ключ).
Что такое электронная подпись
По сути, электронно-цифровая подпись – это компьютерный заменитель реальной подписи директора компании или руководителя органа власти. Ее использование актуально для электронного документооборота, чтобы заверенный ею документ приравнивался по значимости к бумажному носителю. Поэтому очень важно знать, как электронную подпись установить на компьютер и как ее использовать.
Говоря научным языком, ЭЦП – это преобразованный с помощью криптографической программы набор информации о владельце подписи. Состоит она из двух компонентов:
- Сертификат.
- Закрытый контейнер с ключом.
Следовательно, главное, что нужно знать: как электронную подпись установить на компьютер.
Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) – это аналог собственноручной подписи, который используется для придания электронному документу такой же юридической силы, как если бы он был на бумажном носителе с подписью, скрепленной печатью. Кроме того, ЭЦП защищает документы от подделки.
Необходимые компоненты для установки электронной подписи
Если на предприятии есть разбирающийся в компьютерах человек, то можно доверить установку нужного программного обеспечения ему. Ну а если такого человека нет, то желательно сразу обратиться к специалистам, так как неправильная настройка может создать серьезные проблемы в дальнейшем.
Итак, установка электронной подписи на компьютер потребует следующих компонентов:
- Программа-криптограф (как пример – VipNet, "Крипто ПРО").
- Необходимые для работы на некоторых порталах специальные корневые сертификаты.
- Компоненты распознавания подписи (так называемые сигны – sign-файлы);
Возможна установка дополнительного софта, но это лишь только в том случае, когда того требует работа с определенными сайтами.
Установка ЭЦП с помощью специалистов
Сейчас компаний, которые оказывают услуги в настройке и активации электронных подписей, немало. Обычно такая процедура осуществляется через удаленный доступ к ПК пользователя. Необходимо всего лишь инсталлировать программу для удаленного доступа.
Конечно, выполнение такой установки стоит денег, причем в некоторых ситуациях достаточно больших (особенно если речь идет о полном пакете услуг, включая и создание ЭЦП), однако результат оправдывает вложенные средства – электронная подпись на компьютере, и можно приступать к работе.
Самостоятельная установка электронной подписи
Если же инсталляция комплекта ЭЦП осуществляется своими силами, то необходимо последовательно выполнять следующие этапы:
- установка криптографа;
- втягивание и проверка контейнеров с ключами;
- настройка плагинов и компонентов для работы с ЭЦП;
- установка сертификатов, как корневых, так и личных.
На первом этапе устанавливается программа-криптограф (все же самой популярной является "Крипто ПРО"), которая подскажет, как установить ключ электронной подписи на компьютер. Тем более что личные компоненты устанавливаются в несколько кликов мышью. Единственным минусом таких программ является то, что они имеют ограниченный срок действия, и для пользования полным функционалом нужно приобретать подписку (либо полностью переустанавливать криптограф).
Кроме того, для работы понадобятся корневые сертификаты удостоверяющих центров. Они обеспечивают нормальную работу и доступ в браузере, а также подтверждают достоверность источника работы.
Установка сертификатов ЭЦП
Личные сертификаты обычно идут в комплекте с ключами, поэтому, чтобы разобраться, как электронную подпись установить на компьютер, следует проверить наличие такого сертификата на съемном носителе.
Если таковой присутствует, то, кликнув по нему дважды левой кнопкой мыши, нужно установить его в раздел «Личные». Таким образом, электронная подпись может работать в штатном режиме. Но и это еще не все. Необходимо добавить ресурс, для которого нужна ЭЦП, в исключения рабочего браузера. Если этого не сделать, то компьютер может его не распознать и заблокировать доступ.
Дополнительные компоненты для работы ЭЦП
И если понять, как установить сертификат электронной подписи на компьютер, легко, то с установкой компонентов подписи и соответствующих плагинов не все так просто. Каждый используемый ресурс (особенно это касается налоговых органов, нотариальных программ, предпринимательских программ и т.д.) имеет уникальные sign-элементы, и скачивать их нужно персонально.
Благо каждый интернет-портал, требующий электронной подписи, имеет детальную инструкцию для установки и ссылки на нужные файлы. Главное – знать, где искать.
Электронная подпись – обязательна ли она?
С учетом нынешних тенденций можно сделать вывод, что ЭЦП жизненно необходима для нормальной работоспособности предприятия, государственных и муниципальных органов. Дело в том, что очень большое количество услуг осуществляется в электронном формате, поэтому без подписи никак не обойтись. И размышлять, как электронную подпись установить на компьютер, да и нужно ли это вообще – не стоит.
В любом случае она пригодится для подачи отчетности, оформления торговых операций, заключения договоров, регистрации и совершения сделок на торговых площадках.