Договор купли-продажи лодки, как, впрочем, и другие виды сделок по приобретению имущества, должен заключаться в письменной форме. Однако приобретение некоторых вещей не предполагает письменной формы, к примеру, если сделка проходит при посещении обыкновенного продуктового магазина.
Обязательство по письменному оформлению сделки связано не только с тем, что товар достаточно дорогой, но и с тем, что после приобретения лодку необходимо поставить на учет, так как она является транспортным средством, хоть и маломерным судном.
Требования к тексту договора
Договор купли-продажи лодки должен содержать наименование документа, дату и место составления. В обязательном порядке указываются реквизиты сторон, подробно описывается предмет сделки, а именно:
- техническое состояние;
- название;
- номер двигателя или корпуса;
- модель;
- заводские характеристики.
В тексте указывается стоимость сделки, порядок передачи плавательного средства и порядок расчетов.
По желанию сторон можно указать срок действия договора, определить порядок внесения изменений в текстовку. В конце договора прописываются реквизиты, ставятся подписи.
Если на сделке не присутствует сотрудник ГИМС
В случаях, когда не удалось привлечь к подписанию договора купли-продажи лодки третью сторону, а именно представителя ГИМС, то придется заверять сделку у нотариуса. Эта услуга платная и составляет 5 % от стоимости имущества.
Для оформления сделки у нотариуса, помимо договора на руках, необходимо иметь:
- действующие удостоверения личности как для покупателя, так и для продавца;
- документы, которые подтвердят факт оплаты налогов;
- свидетельство или выписку, подтверждающую факт собственности на товар;
- судовой билет.
Не позднее двух недель после подписания договора продавец обязан снять с учета лодку.
Если мотор подвесной
В ситуациях, когда лодка не имеет стационарного двигателя, придется отдельно оформлять мотор. В этом случае двигатель рассматривается как подвесной и должен регистрироваться отдельно от лодки.
Регистрируем плавательное средство и мотор
После подписания договора купли-продажи лодки, на основании закона № 36-ФЗ, придется пройти процедуру регистрации. В частности, это правило касается ряда лодок:
- если лодка деревянная, пластиковая, металлическая или произведена из композитных материалов (разборная), весом от 200 кг;
- транцевая надувная;
- байдарки;
- моторные плавательные средства;
- катамараны;
- парусные средства.
Договор купли-продажи лодки ПВХ также подлежит регистрации, в частности, если это плавательное средство типа «Турист» и позволяет взять на борт 350 и более килограмм.
Все регистрационные действия проводятся в региональных отделениях ГИМС. Чтобы обратиться в службу, на руках необходимо иметь следующие документы:
- договор;
- квитанция или чек об оплате по договору;
- технический паспорт на плавательное средство и двигатель;
- удостоверение личности будущего владельца судна;
- квитанция об оплате государственной пошлины.
После принятия документов и проведения процедуры регистрации судовладелец получает судовой билет.
Однако в случае, если судно имеет больше пяти лошадиных сил, будущему владельцу придется пройти аттестацию, которая позволит управлять таким транспортным средством. После прохождения курсов и сдачи экзаменов органы ГИМС выдают права на управление, которые действуют на протяжении 10 лет.
В случае если у судовладельца не будет регистрационных документов или прав, то проверяющие органы вправе конфисковать лодку и наложить штраф на нарушителя.
Особенности сделки
Естественно, можно найти или скачать готовый образец договора купли-продажи лодки, но все же такой документ должен составляться тщательно. Не стоит забывать, что в документе должно быть не только полное описание плавательного средства, но и место его стоянки, бортовой номер. Не лишним будет указать ответственность сторон, ведь продавец может затягивать с передачей ключей или снятием с учета судна. Лучше всего для оформления договора обратиться к юристу или нотариусу, чтобы избежать в дальнейшем неприятных конфликтных ситуаций, которые могут даже заставить обратиться в суд, если лодка приобретается у частного лица.