Соблюдение правового акта Конституции и исполнение законов, действующих на территории страны, должно быть непреложным. Для этого создана федеральная централизованная система органов, называемая прокуратурой. Она не является ветвью государственной власти и выполняет свои функции независимо от нее. Организационная структура прокуратуры является военизированной.
История
Прообразом структуры органов прокуратуры РФ явилась Фискальная служба, основанная Петром I в 1711 году. Основным ее отличием от организации, существующей в настоящее время, являлась негласность надзора. Однако уже спустя 11 лет все тот же царь выпустил Указ о явном надзоре и появлении должности прокурора, который должен был одновременно наказывать преступников и защищать невинных.
Начало, положенное Петром I, приобрело продолжение при Екатерине II, выпустившей ближе к концу XVIII века указ, конкретизирующий полномочия и функции прокуроров в губерниях. Спустя еще почти сотню лет их основной задачей стало осуществление государственного обвинения в суде. При этом начала формироваться общая структура прокуратуры, и стали определяться ее связи с другими ведомствами. Так, полиция находилась под ее надзором, а следователи не подчинялись ей.
История прокуратуры прервалась в 1917 году, чтобы вновь возобновиться в 1922. Тогда она стала одним из отделов Народного комиссариата юстиции. Прокуроры получили расширение полномочий, теперь помимо участия в суде они должны были осуществлять надзор за законностью работы власти, юридических и частных лиц, возбуждать дела по необходимости, и наблюдать за деятельностью учреждений.
В 1929 году прокуратура на 4 года вошла в состав Верховного суда СССР, после чего, наконец, получила самостоятельность.
Основные организации
В организации нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Структура органов прокуратуры включает в себя несколько следующих организаций:
- Генеральная прокуратура;
- прокуратуры субъектов;
- территориальные;
- специализированные.
Помимо перечисленных прокуратур в этот список входят редакции печатных изданий, а также научные и учебные заведения. Из последних одной из самых престижных считается Московская Академия Генеральной прокуратуры, основанная в 2007 году. Она имеет филиалы в Иркутске, Санкт-Петербурге, Симферополе и Казани.
Студенты поступают на юридический факультет, представленный восемью кафедрами, после окончания которого они могут направиться на магистерскую подготовку или работать в научно-исследовательском институте. Кроме того, в Академии функционируют программы переподготовки и повышения квалификации.
Центральный аппарат
Структура генеральной прокуратуры РФ состоит из главных и иных управлений и отделов. Помимо этого в качестве структурного подразделения в нее входит Главная военная прокуратура. Высшее должностное лицо во всей организации – Генеральный прокурор, которого, как и его заместителей и Главного военного прокурора, представляет Президент и назначает Совет Федерации. Генеральный прокурор может инициировать создание, реорганизацию или упразднение подвластных ему учреждений, определять их статус и рамки компетенции.
После него идут заместители, а потом старшие помощники. Последние могут иметь различные должности, например, быть начальниками управлений или советниками, и исполнять как обычные функции, так и особые поручения.
Помощники, не имеющие статуса старших, обычно занимают должности заместителей начальников управлений, возглавляют отделы или выполняют особые поручения первого заместителя Генерального прокурора.
Прокуратура субъекта
В структуре генеральной прокуратуры, помимо заместителей и помощников высшего должностного лица, есть должности прокуроров и старших прокуроров. Они могут работать в управлениях и отделах. Прокуратуры субъектов Российской Федерации также возглавляют прокуроры. Их назначение производится Президентом, но оно невозможно без согласования с представительными органами. Прокурор субъекта имеет в подчинении заместителей и помощников. Обычно они не работают в главных управлениях, но могут становиться начальниками отделов. Специализированные прокуроры (например, военные), назначаемые на должность и освобождаемые от нее Президентом, приравниваются к главам прокуратур субъектов.
Прокуратура района
Структура прокуратуры района в целом повторяет таковую для генеральной и субъектной. Ее возглавляет прокурор, а помогают ему заместители. После них на карьерной лестнице стоят начальники отделов, в которых работают помощники прокурора. Отдел как таковой может и не существовать. Тогда помощники объединяются в группы в зависимости от того, какому заместителю прокурора они подчиняются. В таком случае должность начальника отдела упраздняется.
Однако и при существующем отделе статус его начальника не является высоким. Лицо, его возглавляющее, считается не процессуальным и по своим полномочиям практически не отличается от старших помощников.
Специализированные отрасли
В специализированной отрасли структуры прокуратуры выделяется транспортная организация. В ее ведомстве находится весь железнодорожный, водный и воздушный транспорт, а точнее, исполнение законов его правоохранительными органами и сотрудниками таможни. Транспортная прокуратура привлекает к ответственности должностных лиц, чьи действия нарушают права и свободы граждан, осуществляющих трудовую деятельность на предприятиях, организациях и учреждениях транспорта.
Экологические проблемы привели к необходимости создания природоохранной прокуратуры в структуре органов. Ее штат занимается надзором за соблюдением должностными лицами природоохранных учреждений и организаций законов в сфере защиты окружающей среды. При совершении ими экологических преступлений, природоохранный прокурор будет выступать в качестве обвинителя в суде по уголовному делу. При этом он может подавать гражданские иски и участвовать в соответствующем судопроизводстве. Если прокурор считает, что судебный приговор был вынесен необоснованно, пока решение не вступило в силу, он может заявить протест. По истечении этого времени ему следует обращаться к территориальному прокурору.
Военная прокуратура, соответственно названию, следит за исполнением законов в военных формированиях, органах и непосредственно войсках. Она ни в коей мере не заменяет для этих организаций территориальную ветвь в структуре прокуратуры, и берет на себя ее функции только там, где она не действует по каким-либо исключительным обстоятельствам, или за границей Российской Федерации.
Гражданские лица становятся военными прокурорами в исключительных случаях, поскольку обычно к этой должности предъявляются повышенные требования: состояние здоровья, позволяющее нести военную службу, и наличие офицерского звания. При этом для них действуют все льготы, существующие для военнослужащих.
Чтобы деятельность специализированной и территориальной организаций не пересекалась, их компетенции разграничиваются Генеральным прокурором. Благодаря этому уменьшается число сфер, которые бы не подпадали под надзор какой-либо ветви системы и структуры прокуратуры РФ, и работа разных отделов не дублирует друг друга.
Выполняемые задачи
Тщательно организованная система и структура прокуратуры позволяет ей обеспечивать главенство и единство законности, укреплять ее, охранять интересы государства и граждан. Издаваемые правовые акты должны соответствовать законам, а их исполнение осуществляться на всех уровнях, поэтому прокуратура осуществляет надзор как за федеральными и государственными органами, так и за исполнительными и законодательными. Должностные лица и руководители органов контроля, военного и местного самоуправления также подвергаются проверке.
Не менее важен надзор за оперативно-розыскными и дознавательными органами, предварительным следствием, судебными приставами, администрациями, исполняющими наказания осужденных, и местами их заключения.
Помимо главных функций, в структуре прокуратуры предусмотрено сотрудничество с правоохранительными органами, осуществление международных связей, выпуск специальных изданий, участие в заседаниях органов государственной власти и местного самоуправления.
Принято считать прокурора главным обвинителем в суде, но помимо этого он может указывать на противоречащие закону приговоры и участвовать в правотворческой деятельности. В обязанности этих должностных лиц также может входить прием обращений (чаще всего, жалоб или заявлений) и принятие решения по ним.
Полномочия
Структура прокуратуры определяет права и обязанности для каждого должностного лица, находящегося на службе, в зависимости от возложенных на него функций. Это значит, что у прокурора, следящего за законностью издаваемых актов, есть уникальное право требовать от соответствующих должностных лиц любые материалы и документы в рамках его компетенции. Некоторые должности предполагают возможность отмены необоснованных решений органов, за которыми осуществляется надзор.
Полномочия на запрос документов и вообще вход на территорию проверяемой организации подтверждается служебным удостоверением. От нее требуется выделить одного или нескольких специалистов, которые будут предоставлять необходимые материалы и отвечать на вопросы. Дополнительно прокурор может вызывать и других должностных лиц с целью получить от них объяснения по тому или иному поводу. По результатам проверки может быть возбуждено уголовное дело либо зафиксировано административное правонарушение, в результате чего виновные лица привлекаются к ответственности. Если нарушений закона не обнаружено, прокурор может оставить какие-либо рекомендации по коррекции работы, которым организация должна последовать незамедлительно.
Эти полномочия определены в целом ряде федеральных законов, а также в гражданском и процессуальном законодательстве. В последнем обозначены правовые средства выявления нарушений и их устранения, а также предупреждения. Прокурор обязан использовать их в своей работе.
Однако нормативные документы не могут регламентировать все действия прокурора, и он дополнительно в своей работе использует источники информации и делает соответствующий анализ данных, может проводить необходимые встречи и мероприятия.
Поскольку конкретные полномочия зависят от места, которое занимает служба в структуре Российской прокуратуры, должностные лица могут выполнять разные функции. Прокурор, принимающий участие в суде, может выдвигать обвинения или отказаться от уголовного преследования в случае изменения его позиции в свете новых обстоятельств. Он может самостоятельно обращаться в суд с заявлениями и протестами или просьбами об обжаловании решений вне зависимости от времени вступления их в силу и при необходимости принимать участие в процессе, на каком бы этапе он в данный момент не находился.
Генеральный прокурор обладает более высокими полномочиями. Он может участвовать в заседаниях Верховного суда, обращаться с протестами в Конституционный, запрашивать разъяснения у нижестоящих судов.
Организация работы
Чтобы все структуры прокуратуры Российской Федерации проводили проверки должным образом и ничего не упускали из вида, каждое полугодие составляется план работы. Для этого изучаются и анализируются все предложения о мероприятиях, поступившие до 5 мая и до 5 ноября от управлений, научно-исследовательских институтов и других заведений, специализирующихся на укреплении законности и правопорядка.
Чтобы материал поступил на рассмотрение, он должен отвечать нескольким требованиям: содержать четкое обоснование, указывать примерные сроки и конкретные способы исполнения, объяснять значимость получения результатов и предлагать кандидатов на проведение мероприятия.
Организационно-контрольное управление формирует план из наиболее перспективных предложений, проект обсуждается на оперативном совещании в присутствии заместителей Генерального прокурора. По результатам встречи план дорабатывается, окончательно согласовывается и представляется для утверждения Генпрокурором.
За месяц до начала полугодия он рассылается по управлениям, отделам и прочим подразделениям прокуратуры. Обычно после этого план не подлежит корректировке. Изменения вносятся Генеральным прокурором лишь в исключительных случаях после мотивированного рапорта от начальника какого-либо управления.
Контроль исполнения
Чтобы все приказы и распоряжения прокурора на местах исполнялись должны образом, его заместители осуществляют организационно-контрольное управление. В частности, оно выражается в анализе статистики, планов, документов и прочих материалов, поступающих из нижестоящих организаций. В случае необходимости осуществляется выезд в проверяемое место. Сохранность всех документов, взятых на проверку, обеспечивается благодаря заведению на них контрольных карточек или дел.
Обычно организация находится под контролем около года, если не оговорены иные условия. По истечении этого срока прокурор принимает решение о прекращении надзора. За это начальники управлений ходатайствуют перед Генеральным прокурором.
Заключение
Деятельность всех структур прокуратуры РФ четко слажена и контролируема. Благодаря этому прокуроры могут делать свою работу максимально эффективно, успешно и быстро решать такие задачи, как укрепление законности и ликвидация преступности, и использовать при этом ограниченное количество процессуальных средств.
В идеале действия работников прокуратуры должны быть направлены не только на выявление нарушений закона, но и пресечение таких преступлений. Превентивные меры включают в себя вынесение предостережений различным организациям, а корректирующие – устранение нарушений.
Совершенствование основных звеньев системы органов прокуратуры (районных, городских) осуществляется за счет повышения квалификации кадров, поддержки инициативы прокуроров и следователей, тщательного выявления недостатков в работе и их устранения.