Рубрики
...

1069 ГК РФ. Ответственность за вред, причиненный органами власти

Ст. 1069 ГК РФ дает право на компенсацию вреда, причиненного властью гражданину или организации. Ее применение связано с рядом нюансов. Они касаются и порядка доказывания и рассмотрения. Свой отпечаток накладывает на судебный процесс и статус ответчиков.

Законодательное регулирование

Право на возмещение вреда, который причинили действие или бездействие органа власти, предусматривается Конституцией и отчасти международными договорами, подписанными РФ.

1069 гк рф

Ст. 1069 ГК содержит общие положения об ответственности власти перед гражданами.

Судами периодически проводятся исследования практики применения данных положений законодательства.

Государство и муниципалитет

Ст. 1069 ГК РФ предусматривается ответственность органов государственной власти и муниципалитетов. Если с муниципальным уровнем все ясно, то с государственным отчасти. Под государственными органами понимаются центральные органы власти и органы субъектов (власти края, области, республики, города федерального значения).

ст 1069 гк рф комментарий

Государственными органами выступают организации, выполняющие распорядительные функции. Они могут называться управлением, казенным, бюджетным учреждением или иначе.

В качестве третьего лица привлекается казначейство или орган, выполняющий его функции.

Лица, несущие ответственность

Действие или бездействие совершается чиновником, т. е. лицом, имеющим полномочия по отношению к лицу, которое не подчинено ему в силу служебного положения. Например, отказано в приеме заявления или выполнении иных обязанностей перед гражданами. Т. е. имеет место ситуация, где отсутствует равенство между сторонами, и действия чиновника носят распорядительный характер, отмечается в комментарии к ст. 1069 ГК РФ.

гражданский кодекс

В законе делается указание на должностных лиц, тех, кто обладает распорядительными полномочиями. Так, уборщица или делопроизводитель не относятся к должностным лицам.

Дело открывается против организации, хотя от ее имени и действовал один человек. Так, например, к делу привлекаются управления ФССП, хотя виновен конкретный пристав.

Форма незаконных решений

Источник вреда – действие или бездействие, принятый в рамках полномочий акт нормативного и ненормативного характера.

Нормативные акты затрагивают неограниченное число граждан (регламенты, положения, приказы).

статья 1069 гк рф

Ненормативные акты – предписания, приказы, постановления, затрагивающие конкретных граждан. Например, решение об установлении кадастровой оценки обжалуется лицом, непосредственно затронутым актом. В судебной практике применения ст. 1069 ГК РФ отражается право обжаловать и устные решения, которые документально не оформлены.

Незаконность решений

Незаконный, значит, противоречащий не только закону, но и иным актам законодательства (Постановлениям Правительства, инструкции, приказы, регламенты и др.), если следовать более полному толкованию статьи 1069 ГК РФ.

Например, муниципальная администрация принимает регламент, положения которого в части или полностью противоречат вышестоящим актам. Впрочем, такое встречается редко. Чаще обжалуются акты регионального уровня либо инструкции или регламенты, принимаемые центральными органами власти.

Бездействие

Под бездействием понимается отказ или уклонение от выполнения обязанностей, предписаний действующего законодательства. Часто встречаются дела о бездействии приставов, которые не принимают всех мер, которые должны были бы принять для своевременного и полного исполнения судебного акта.

Например, пристав поздно арестовал счета должника и тот успел вывести деньги или обналичить их, в результате чего на них не наложить взыскание.

Практические примеры

Например, неоднократно принимались попытки обжаловать инструкции по приему на учет военнослужащих имеющих право на служебное жилье.

В судебной практике встречались и попытки обжаловать постановления Правительства. Одним из решений ВС РФ отменен один из пунктов положения о предоставлении жилья инвалидам. Руководствуясь этим документом, региональные власти составляют собственные нормативные акты.

Особенности разбирательства в суде

Законодательство обязывает чиновников обосновывать законность их действий, принимаемых ими нормативных актов. В КАС, регулирующем рассмотрение споров с чиновниками, это положение прописано напрямую, но и выполняется оно неохотно.

В то же время кодекс распространяется лишь на некоторые категории дел. Значительная часть споров, фундамент которых действия органов власти, продолжает оцениваться как гражданские. Например, дела об отказе ставить гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилья.

Из-за этого, в судебной практике по ст. 1069 ГК РФ продолжают оставаться нерешенные вопросы.

Особенности взыскания

Взыскание в случае положительного решения суда накладывается не на определенный орган, а на казну. Т. е. деньги списываются со счетов бюджета. В случае недостачи денежных средств, обращение производится на иное имущество, находящееся в собственности государства или муниципалитета.