Рубрики
...

Международная Венская конвенция о дорожном движении

В настоящее время все больше людей хотя бы раз в жизни бывали за пределами своей родины. С появлением самолетов и иных видов транспорта границы, которые ранее были практически полностью закрыты, становятся все более размытыми. Однако не все любят путешествовать по загранице на самолетах или поездах, поскольку существует еще один удобный вид транспорта, а именно личное авто. С распространением подобного вида путешествий появилась необходимость принять официальный документ, который помог бы обеспечить на должном уровне безопасность на международных дорогах. В его роли уже долгие годы прекрасно выступает Венская конвенция о дорожном движении с изменениями, которые периодически туда вносятся. Именно о том, что же написано в данном документе и какие права гражданам он дает, и будет рассказано в данной статье.

Историческая справка

Единые дорожные знаки

Впервые разработана была Венская конвенция о дорожном движении по инициативе ЮНЕСКО еще в 1968 году. В дополнении к ней была также разработана и Конвенция о дорожных знаках и сигналах. Как можно понять из названия, конференция, во время которой разрабатывались данные документы, проходила именно в Вене. Создание данного международного документа - Венской конвенции о дорожном движении - предназначалось именно для того, чтобы максимально обезопасить водителей на дорогах. Сделать это предполагалось при помощи стандартизации правил, которые действовали бы во всех странах, ратифицирующих договор. Впоследствии конвенция была дополнена в мае 1971 года в Женеве в виде Европейского соглашения.

Страны

Подписавшие страны

В 1968 году число стран, подписавших Венскую конвенцию о дорожном движении, приравнивалось к 64. Именно они непосредственно участвовали в конференции, которая разрабатывала международный договор. В число участников входили следующие страны:

  1. Европа - Австрия, Великобритания, Венгрия, Германия, Италия, Македония, Монако, Люксембург, Швеция, Португалия, Франция.
  2. Азия - Албания, Армения, Вьетнам, Казахстан, Республика Корея, Саудовская Аравия, Турция.
  3. Южная Америка - Багамы, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Перу, Чили, Уругвай.
  4. Африка - Демократическая Республика Конго, Зимбабве, Катар, Кения, Сенегал, Эквадор.

В список стран Венской конвенции о дорожном движении входит и Россия, которая успешно ратифицировала данный договор, чего не сделало достаточно много государств.

Структура конвенции

Международные дороги

К интересным вопросам помимо стран Венской конвенции о дорожном движении относится также структура данного документа. На самом деле договор подразделяется на 6 глав, а в дополнение к ним существует еще 7 приложений. Особое внимание здесь следует уделить именно Приложению 6 Венской конвенции о дорожном движении, поскольку оно регулирует национальные водительские удостоверения, о которых более подробно будет рассказано ниже.

В самой конвенции особое внимание уделяется первой и второй главе. Именно здесь определены были основные термины, которые употребляются в документе, а также даны основные правила дорожного движения, то есть сигналы регулировщика, требования к водителю, порядок маневров и многие другие.

Все остальные главы отличаются большей специфичностью и направлены в первую очередь на определение того, какой именно транспорт можно допускать к международному движению.

Но в целом Венская конвенция о дорожном движении является одним из основополагающих документов, которые необходимо знать водителям, поскольку именно ее используют для стандартизации опознавательных знаков на дорогах во всех странах, где она действует.

Требования к водителю

Обучение в школе

В первую очередь в Венской конвенции о дорожном движении были определены требования, которые государства предъявляют непосредственно к водителю и к его транспортному средству. Именно здесь прямо написано, что любой водитель автомобиля обязательно должен быть старше 18 лет и при этом иметь специальное свидетельство, выданное органами власти на право управления транспортом.

Именно получение водительских прав дает возможность легально управлять авто, поэтому, перед тем как получить заветные "корочки", потребуется пройти специальную подготовку в учебном заведении для автомобилистов, а затем сдать экзамен, который предусмотрен по регламенту страны.

Но помимо этого к важным критериям также относят состояние здоровья. Все эти критерии непосредственно устанавливаются национальным законодательством страны, в которой получаются права, но при этом они ни в коем случае не должны противоречить Конвенции, то есть она представляет собой некий ориентир.

Виды прав

Как уже говорилось ранее, именно наличие прав позволяет водителю управлять транспортом. Венская конвенция в своем содержании утвердила положение о том, что автомобилисты, которые посещают иные государства, могут использовать одну из двух существующих категорий данного документа - национальные или международные права. К слову сказать, все страны, которые подписали данный договор, прямо признают русские национальные водительские удостоверения, поэтому отдельно для путешествий за границу в эти страны получать международные права не потребуется, хотя данное правило не распространяется на другие государства.

Каждый из видов прав, как международный, так и национальный, хотя и имеет одну роль - дать возможность водителю управлять транспортным средством, обладает определенными индивидуальными требованиями, которые все государства должны исполнять.

Национальные права

Водительские права

Вот теперь и поговорим более подробно о Приложении 6 к Венской конвенции о дорожном движении. Именно здесь определены все требования, которые предъявляются к национальным водительским удостоверениям. В последний раз формат изменялся в 2006 году, поэтому странам давалось 5 лет на то, чтобы привести документы к нужному новому формату. Сейчас все удостоверения, которые выдаются с марта 2011 года, полностью отвечают всем предъявленным требованиям.

Требования к правам

Итак, среди существующих правил значатся такие:

  1. Права должны быть изготовлены из бумаги или пластика и представлять собой карточку. Стандартно она имеет розоватый цвет, а ее размер - 54 на 86 мм. Эти требования являются не обязательными, а лишь рекомендательными.
  2. Вверху прописывается название документа на национальном языке страны, которая выдала права, а снизу пишется личная информация водителя на русском языке с дубликацией латиницей.
  3. На лицевой стороне обязательно указываются следующие личные сведения о водителе - Ф.И.О., дата и место рождения, дата выдачи прав и срок их окончания. Также на документе должно быть фото и личная подпись водителя, чтобы можно было идентифицировать его.

Помимо этого может указываться и другая информация - данные о категориях авто, которыми может управлять собственник прав, а также наличие ограничений вроде вождения в очках. В целом на них может иметься любая нужная информация, которая не противоречит существующей Конвенции.

Международные права

Международные права

Весьма интересным является и 7-е Приложение Венской конвенции, которое говорит о единой форме международных водительских прав. На данный момент они должны отвечать следующим требованиям:

  1. По своему виду они представляют собой небольшую книжку, которая имеет обложку нежного серого цвета и белые страницы. Ее формат должен быть 10,5 на 14,8 см.
  2. На лицевой стороне прав указывается информация о стране, которая выдала документ, его серия и номер, а также дополнительные данные о национальных правах.
  3. Внутри книжки обязательно пишутся данные о владельце - его Ф.И.О., место постоянного проживания, доступные категории транспортного средства, а также фото с подписью.

Лучше всего при выездах за границу сразу обзавестись обоими документами, поскольку международные права годны только в том случае, если имеются действующие национальные.

Особые моменты

Следует принять во внимание, что международные права не могут быть использованы на территории России ее гражданами, поскольку для этого по законодательству страны существуют именно национальные права. Однако лучше всего перед тем, как начать поездку на личном транспорте за границу, предварительно узнать существующие правила в этой стране, чтобы впоследствии не попасть в неудобную ситуацию. Подобная информация свободно предоставляется сотрудниками посольства, так что узнать ее достаточно легко.

Конечно, данное правило не распространяется на иностранных водителей, которые временно пребывают в России, но при этом даже их документы имеют силу только в том случае, если личная информация в правах имеет дублирование при помощи латинских букв. Если данное требование не было соблюдено, то предварительно требуется перевести их на русский.

Заключение

Автомобильные дороги

Венская конвенция о дорожном движении на английском, то есть официальном языке, как и на французском, была опубликована в 1968 году. Прямо в ее преамбуле заявлено, что принятие данного документа предназначается для того, чтобы облегчить международное движение на дорогах, а также повысить безопасность и предотвратить аварии при помощи единых во всех подписавших странах дорожных знаков и правил движения. Следует понять, что данная конвенция, как и практически все остальные международные договоры, является неким образом рекомендательным документом, который устанавливает только самые общие положения, которые являются результатом консенсуса между различными странами. Но в целом она действительно значительно облегчила жизнь водителям, которые любят путешествовать на личном транспорте за пределами своей страны, поскольку позволяет не получать международные права, а по-прежнему пользоваться национальными, а также не переучивать правила и вновь не сдавать экзамены. Данный договор пересматривается достаточно редко, поэтому особых новых дополнений давно уже в него не вносили, так что он отличается завидной стабильностью.