Рубрики

Государственная историко-культурная экспертиза: проведение, заключение. Положение о государственной историко-культурной экспертизе

Государственная историко-культурная экспертиза представляет собой комплекс специальных работ. По результатам мероприятий составляется акт. Он согласовывается с органом, ответственным за сохранение историко-культурных объектов. Рассмотрим далее, как выполняется историко-культурная экспертиза. историко культурная экспертиза

Основные работы

Государственная историко-культурная экспертиза объектов культурного наследия включает в себя:

  • Библиографические исследования.
  • Натурные обследования.
  • Описание предметов изучения.
  • Фотофиксацию.
  • Получение выписок и Госреестра.
  • Геодезические работы.
  • Изучение архивных материалов.
  • Техническое обследование.
  • Описание границ исследуемого объекта.

В комплекс мероприятий могут включаться и иные работы. Проводит историко-культурную экспертизу специализированная организация. Исполнитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым действующим законодетальством.

Когда выполняется исследование?

Положение о государственной историко-культурной экспертизе определяет условия, при наличии которых процедура является обязательной. Исследование выполняется, если необходимо провести хозяйственные, мелиоративные, строительные, земляные или землеустроительные работы, которые могут повлиять (косвенно либо прямо) на комплекс, находящийся под особой охраной. Вторым неотъемлемым условием выступает отсутствие утвержденных градостроительных планов. Кроме этого, процедура проводится, если заказчик преследует одну из следующих целей:

  1. Исключить культурно-исторический объект из реестра.
  2. Выявить комплекс, подлежащий особой охране, и поставить его на учет.
  3. Изменить категорию культурно-исторического значения объекта.
  4. Установить и утвердить границы комплекса, подлежащего особой охране, режимы использования земель и градостроительные регламенты в пределах этой зоны. проведение государственной историко культурной экспертизы

Объекты историко-культурной экспертизы

Их признаки определяет ФЗ № 73. К комплексам, подлежащим особой охране, относят:

  1. Объекты недвижимости и связанные с ними произведения скульптуры, декоративно-прикладного искусства, живописи, науки и техники, прочие предметы, которые:
  • появились в результате или в процессе исторических событий;
  • созданы более 40 лет назад;
  • представляют ценность в историческом, археологическом архитектурном, эстетическом, антропологическом, этнологическом, градостроительном, научно-техническом, социально-культурном плане.
  1. Комплексы, выступающие в качестве источника информации о развитии народа.
  2. Дом либо мемориальную квартиру, связанные с жизнью или деятельностью выдающихся людей, которые имеют особые заслуги перед РФ.

Ответственность субъектов

В РФ действует Закон "Об охране культурно-исторических объектов". За несоблюдение его предписаний предусматривается ответственность. Она практически одинакова и для арендатора, и для пользователя, и для собственника особо охраняемых зон. При выявлении нарушений у владельца можно конфисковать либо выкупить комплекс (объект) в порядке, установленном законом. К арендатору или лицу, осуществляющему безвозмездное пользование зоной, эти меры применить нельзя. К общим для всех субъектов наказаниям относят штраф до 50 тыс. руб. по ст. 7.13 КоАП или до 500 тыс. руб. по ст. 243 УК. Также виновным в нарушении может грозить уголовная ответственность – до 5 лет тюрьмы. Вид наказания будет зависеть от категории объекта и причиненного ущерба. Участок, на котором располагался комплекс, подлежащий особой охране, могут конфисковать. Такая мера применяется, если по вине субъекта присутствовавшие на территории объекты были уничтожены. Особо охраняемые комплексы подлежат изъятию в случаях, когда ответственное за его состояние лицо не проводит своевременную реставрацию. Конфискация грозит и в случае, если не была выполнена обязательная историко-культурная экспертиза перед осуществлением работ, которые могут повлиять на состояние ценной зоны. государственная историко культурная экспертиза объектов культурного наследия

Виды и категории комплексов

Классификация объектов проводится в зависимости от того, являются ли они обособленными, входят в группу или выступают как часть ландшафта. По данным критериям выделяют:

  1. Памятники.
  2. Ансамбли.
  3. Достопримечательные места.

Кроме этого, существует классификация в зависимости от степени значимости. По этому признаку выделяют объекты федерального, местного или регионального значения. Для них определены общие и специальные правила, в соответствии с которыми осуществляется их постановка на учет и внесение данных о них в Росреестр.

Кто выполняет исследование?

Проведение историко-культурной экспертизы допускается юридическими лицами, в штате которых находится не менее трех специалистов. Они формируют комиссию. Каждый эксперт историко-культурной экспертизы должен пройти аттестацию в соответствующем министерстве. Минкультуры включает специалистов в соответствующий перечень лиц, которые вправе выполнять данное исследование. К аттестации могут допускаться только субъекты, имеющие высшее профобразование по специальности, а также опыт работы в данной сфере не меньше 10 лет.

Порядок выполнения

Проведение государственной историко-культурной экспертизы может быть инициировано заинтересованным органом госвласти, местного самоуправления гражданина либо юрлица. Процедура выполняется на основании договора, подписанного между заказчиком и исполнителем. Перед началом работ инициатор мероприятий передает специалистам пакет документов. К ним относят:

  1. Материалы, в которых присутствует информация о ценности комплекса в социально-культурном, археологическом, эстетическом, антропологическом, этнологическом, градостроительном и пр. плане.
  2. Фотографии участка и предметов на момент подписания договора.
  3. Копию паспорта объекта.
  4. Выписку из Росреестра, в которой содержатся сведения о правах на комплекс либо на земельные участки, находящиеся в его границах.
  5. Копию охранного обязательства владельца, пользователя или арендатора.
  6. Сведения о культурно-историческом объекте и участках в пределах его территории, внесенные в госкадастр. В качестве их источников выступают копии выписок, паспортов, планов и пр. положение о государственной историко культурной экспертизе
  7. Справку организации, которая осуществляет техучет или инвентаризацию. В ней должны указываться адрес комплекса, его технические характеристики, состояние. К справке прилагается копия техпаспорта или поэтажного плана. На схемах должны указываться размеры, приводиться экспликация помещений.
  8. Копию документа, подтверждающего право на комплекс или участки, располагающиеся в его пределах.
  9. Проект охранной зоны.
  10. Копию решения органа госвласти об установлении границ территории и правового режима внутри них.
  11. Межевой план участка, выполненный в рамках кадастровых работ.
  12. Копии документов, удостоверяющих принадлежность участка либо его охранной зоны к конкретной категории земель и вид разрешенного использования территории.
  13. Экземпляр градостроительного плана зоны, на которой предполагается проводить строительные, мелиоративные, земляные, хозяйственные и прочие работы.
  14. Историко-культурный план либо его часть для объектов, находящихся в пределах исторического поселения.
  15. Данные, свидетельствующие о прекращении существования комплекса, внесенные в госкадастр недвижимости. К ним прилагается акт обследования, который составляется при выполнении работ, необходимых для подготовки документации для предоставления в орган учета заявления об исключении из единого реестра культурно-исторического объекта.
  16. Сведения о мерах, принятых ОВД, прокуратурой и прочими уполномоченными инстанциями, по привлечению субъектов, виновных в разрушении или уничтожении особо охраняемого комплекса, перемещении его, нанесении ему ущерба, изменении его интерьера либо облика, к ответственности.
  17. Материалы, в которых обосновывается воссоздание утраченного культурно-исторического объекта. историко культурная экспертиза объектов культурного наследия

Оплата работы специалистов

Историко-культурная экспертиза объектов культурного наследия федерального значения оплачивается в соответствии с условиями договора. Сумма будет зависеть от сложности и объема предполагаемых работ. Ее размер складывается из оплаты:

  1. Труда специалиста.
  2. Документов, техники, материалов, услуг и средств, необходимых для выполнения исследования.
  3. Командировочных и транспортных расходов.

Порядок, в соответствии с которым оплачивается государственная историко-культурная экспертиза комплексов регионального или местного значения определяется соответствующим органом власти.

Нюансы

Размер оплаты исследования не может зависеть от его итогов. Специалист не имеет права получать от заказчика (ни до того, как будет выполнена историко-культурная экспертиза, ни после нее) в качестве благодарности, поощрения или вознаграждения за результаты ценности, деньги, прочее имущество, услуги или права для себя либо третьих лиц. Итоги исследования оформляются в форме акта. Заключение историко-культурной экспертизы должно содержать понятный и однозначный вывод.

Нормативная база

Порядок создания и ведения Госреестра культурно-исторических объектов регламентируется гл. 4 ФЗ № 73. Правила, в соответствии с которыми осуществляется регистрация и оформление паспорта комплексов, устанавливаются в Методических рекомендация. Они утверждены приказом Минкультуры. Кроме этого, предусмотрены общие принципы создания и ведения Госреестра. Они определены в положении, утвержденном приказом Росохранкультуры № 37. объекты историко культурной экспертизы

Порядок постановки комплексов на учет

Для принятия соответствующего решения минкультуры региона направляет в правительство РФ:

  1. Заявление о внесении сведений о выявленном комплексе, подлежащем особой охране, в реестр.
  2. Акт историко-культурной экспертизы.
  3. Информацию о наименовании комплекса.
  4. Данные о дате создания или времени возникновения, об основных перестройках/изменениях, историческом событии.
  5. Адрес расположения комплекса.
  6. Сведения о типе объекта.
  7. Описание особенностей, на основании которых комплекс должен быть включен в Госреестр.
  8. Фотографии.
  9. Описание границ зоны.
  10. Данные о собственнике/пользователе/арендаторе.
  11. Сведения о субъектах права на земельный участок, правовом режиме его использования.

Федеральным органом, уполномоченным на охрану особо ценных комплексов, а также минкультуры региона производят работы по их выявлению и учету. К ним, в том числе, относится и историко-культурная экспертиза. Данные мероприятия выполняются в соответствии с целевыми федеральными программами, а также на основании рекомендаций юридических лиц и граждан.

Важный момент

Комплексы, которые представляют ценность в археологическом, эстетическом, архитектурном, научном, техническом, этнологическом, антропологическом, этническом и пр. плане и в отношении которых составлен соответствующий акт по итогам исследования, считаются особо охраняемыми с даты поступления в уполномоченный федеральный орган и министерство указанных выше документов. Археологические объекты считаются культурно-историческими комплексами с момента их обнаружения. Сведения о культурно-исторических объектах, представляющих особую ценность, включаются в учетные карты. Они выступают в качестве части реестра и хранятся бессрочно. проведение историко культурной экспертизы

Дополнительно

Министерство культуры региона обязано известить собственника/пользователя/арендатора обнаруженного культурно-исторического объекта о решении, принятом органом госвласти субъекта РФ или правительства страны о включении сведений о нем в единый реестр либо об отказе в этом. На учет могут быть поставлены комплексы, с момента возникновения/создания которых прошло не меньше 40 лет. Исключением выступают мемориальные дома и квартиры, связанные с деятельностью и жизнью выдающихся людей, которые имеют перед Россией особые заслуги. Эти объекты будут считаться выявленными непосредственно после смерти этих лиц. До принятия решения о включении сведений в Реестр или отказе в этом, выявленные комплексы подлежат обязательной охране в соответствии с действующим законом. Информация о культурно-исторических объектах федерального значения вносится в реестр на основании постановления правительства. Ответственным за постановку на учет выступает госорган, уполномоченных на обеспечение охраны таких комплексов. Сведения об объектах регионального значения вносятся в реестр по представлению министерства культуры субъекта в соответствии с принятым им решением.