Государственный совет при Президенте РФ впервые был создан в 1991-м году, 19 июля. В то время главой страны был Б. Ельцин. Далее рассмотрим, что сегодня представляет Государственный совет РФ: полномочия, статус и значение этого органа.
Историческая справка
В 1991 году Государственный совет РФ выступал в качестве совещательного органа. Он участвовал в формировании структур высшей власти в стране. Первый Государственный совет РФ, состав которого включал порядка 15-20 членов, был упразднен 6 ноября 1991-го года. Фактически просуществовал этот орган 4 месяца и особенного следа в деятельности власти не оставил. Однако проблема о необходимости создания совещательного органа осталась. Впоследствии проекты по формированию Государственного совета разрабатывались в 1995 году Шахраем, в 1996-1997 - Чубайсом. Однако наиболее востребованной идея о создании этого органа стала в 2000-м году. В то время Президентом уже являлся Владимир Путин. Он внес проект закона об установлении нового порядка формирования совета Российской Федерации.
Основные предпосылки
Указанный законопроект находился на рассмотрении Госдумы. В процессе обсуждения она обратилась к Главе страны с просьбой. В ней содержалось предложение создать Государственный совет РФ. Функции, которые должны были на него возлагаться, касались решения проблем в регионах. В 2000 году (26 июля) был принят рассматривавшийся законопроект о порядке, в соответствии с которым должен формироваться совет РФ. На следующий день Глава страны подписал особое распоряжение. В нем он одобрил просьбу от должностных лиц регионов о создании Госсовета.
Нормативная база
Официально Государственный совет РФ был образован 1 сентября 2000 года. Основанием для этого стал указ Главы страны. В соответствии с ним утверждено специальное Положение о Госсовете. Согласно этому документу, Государственный совет РФ является совещательной структурой. Его основная задача заключается в обеспечении содействия деятельности Президента по вопросам регулирования взаимодействия органов госвласти. Полномочия совета Государственной Думы РФ определены Конституцией, федеральными законами. В своей деятельности этот орган также руководствуется распоряжениями и указами Главы страны.
Первое заседание
Оно состоялось в 2000 году, 22 ноября. На повестке дня стоял вопрос о стратегии развития страны на период до 2010-го года. Президент, открывая заседание, отметил, что Государственный совет должен стать политической структурой стратегического назначения. Именно это будет отличать его от прочих госорганов.
Задачи
В качестве первой выступает обеспечение содействия деятельности Президента в координации существующих ветвей власти в стране. Госсовет призван регулировать согласованность взаимодействия и функционирования госорганов.
Следующей важной задачей структуры выступает совещательно-консультативная деятельность. Она предполагает обсуждение проблем, имеющих особое значение для страны и касающихся взаимодействия высшей федеральной власти с субъектами РФ, вопросов государственного обустройства и укрепления федерализма. В рамках этой деятельности предусмотрено также внесение важных предложений Главе страны.
В качестве следующей задачи, которую должен реализовать совет Государственной Думы РФ, выступает участие в обеспечение законности. В рамках своей деятельности он обсуждает вопросы, которые касаются соблюдения (исполнения) федеральными и региональными структурами госвласти, органами территориального самоуправления, а также их должностными лицами Конституции страны, законов, распоряжений и указов Главы страны, а также постановлений и решений Правительства.
Следующая задача состоит в оказании содействия Президенту при применении им согласительных процедур в процессе разрешения конфликтов и разногласий между институтами власти.
На последнем, пятом месте, стоит законосовещательная деятельность органа. В рамках нее Государственный совет РФ рассматривает по предложению Главы страны законопроекты и указы, имеющие федеральное значение. К ним, например, относят проект бюджета, обсуждение информации о его исполнении. Вместе с этим у Государственного совета нет права законотворческой инициативы. В этом вопросе вполне можно согласиться с мнением Г. Селезнева. Председатель Госдумы отметил, что Государственный совет не должен дублировать Федеральное Собрание и выступать в качестве его третьей палаты.
Порядок формирования
Государственный совет включает в себя Председателя и членов Госсовета. Они участвуют в деятельности органа на общественных началах. В качестве Председателя выступает Президент страны. Членами органа становятся лица, занимающие высшие должности в органах исполнительной госвласти субъектов. В соответствии с решением Главы страны, в состав Государственного совета допускается включение лиц, замещавших руководителей высших исполнительных госорганов в течение двух и более сроков подряд.
Решение оперативных вопросов осуществляется Президиумом, включающим семь членов. Его персональный состав определяется Главой страны и раз в полгода подлежит ротации. Секретарь Госсовета не является его членом. Обязанности этого должностного лица исполняет на общественных началах один из заместителей Руководителя Администрации Президента.
Организация деятельности
Президиум обсуждает план работы Госсовета, рассматривает повестку дня предстоящего заседания. Вместе с этим он также проводит анализ деятельности и решений совещательного органа. Заседания Президиума созываются по мере необходимости, но обычно не реже раза в месяц.
Работа Председателя
Это должностное лицо устанавливает время и место проведения очередного заседания Госсовета и Президиума. Председатель также дает поручения членам органа и его секретарю. На основе предложений Президиума он формирует план работы Госсовета, а также повестку дня планируемого заседания. Должностное лицо также председательствует на совещаниях.
Деятельность Секретаря
В его обязанности входит:
- Обеспечение подготовки проекта предполагаемого плана работы Госсовета, составление схемы повестки дня, сбор материалов к заседаниям, проектов решений.
- Информирование членов о времени и месте проведения совещания, вопросах, которые будут рассматриваться, обеспечение их необходимыми документами.
- Исполнение поручений Председателя.
- Подписание протоколов заседаний.
Секретарь Госсовета несет ответственность за обеспечение функционирования совещательного органа.
Работа участников
Членами Госсовета вносятся в Президиум предложения, касающиеся плана деятельности, повестки дня и порядку, по которому будут обсуждаться вопросы. Они также участвуют в подготовке документов к совещаниям и проектов решений. Члены Госсовета могут передавать полномочия другим компетентным лицам.
Дополнительные сведения
Госсовет и его Президиум вправе формировать временные и постоянные рабочие группы. Их деятельность включает в себя подготовку вопросов, предполагаемых к рассмотрению на заседаниях, привлечение специалистов и ученых для выполнения определенного вида работ, в том числе на основе договоров. Обеспечение функционирования Государственного совета выполняют соответствующие подразделения административного аппарата Президента и Управление делами Главы страны.
Порядок работы
Созыв заседаний проводится регулярно, не реже раза в три месяца. Согласно решению Председателя могут проводиться и внеочередные совещания. Заседание Госсовета считается правомочным в случае, если на нем присутствует большая часть от общего количества членов совещательного органа. Собрания проводятся, как правило, в Кремле. Принятие тех или иных решений по поставленным вопросам осуществляется посредством их обсуждения.
По решению председательствующего может проводиться голосование по любому пункту в повестке дня. Высшее должностное лицо вправе устанавливать порядок, по которому будут приниматься решения по проблемам, имеющим особое значение для государства, посредством достижения консенсуса.
Особенности оформления решений
По результатам обсуждений составляются соответствующие документы – протоколы. Все оформленные таким образом решения подписываются Секретарем Госсовета. В случае необходимости результаты обсуждений могут оформляться распоряжениями, указами либо поручениями от имени Главы страны. В том случае, если решения были приняты по вопросам, касающимся необходимости принятия конституционного федерального закона, государственного нормативного акта или внесения в них дополнений, а также поправок, изменений в проекты действующих на момент созыва заседаний законов, разработанный план соответствующего нормативного акта передается в Госдуму Федерального Собрания. Данная процедура оформляется в порядке законотворческой инициативы. Она реализуется Президентом РФ.