Реализация власти как таковой без действующего представительского органа невозможна в любом современном государстве. Обеспечивая демократическую составляющую управленческого процесса в стране, подобные учреждения формируются избирательным путем.
Федеральное Собрание в России: избрано населением
Развитие представительства народа (жителей всех регионов, независимо от уровня и качества жизни, возраста и пола) – основная форма гарантирования народовластия. Его принципы закреплены в Конституции РФ. Главный закон российской державы подразумевает наличие единственного представительного и законодательного органа государства, которым является Федеральное Собрание.
Снова обращаясь к Конституции РФ, стоит отметить, что данный аппарат власти представлен двумя палатами. Одной из них является Государственная Дума, второй – Совет Федерации. Как и во многих цивилизованных странах, государственная власть в нашей стране реализуется по принципу разделения на три ветви. В частности, органы представительства, выполняющие задачи по развитию достойной державы на демократических началах, являются и гарантами осуществления народовластия. Функции Госдумы заключаются в первую очередь в создании максимально подходящих условий для существования многопартийной системы и многообразия идеологических направлений. Только так можно способствовать политико-правовой активности граждан.
Об основных функциях Государственной Думы
Функции Госдумы и Совета Федерации как представительского органа законодательной ветви государственной власти предопределены их назначением. Конституция РФ дает подробное разъяснение по поводу полномочий данного управленческого аппарата. В частности, ст. 103 выделяет следующие функции Госдумы:
- Предоставление согласия или запрета Президенту РФ для назначения на должность Председателя Правительства РФ.
- Уточнение всех вопросов, что касаются доверия к этому органу.
- Ознакомление с ежегодными отчетами Правительства РФ об итогах и результатах работы за календарный год. При этом учитываются задачи, решение которых было поставлено Госдумой (в процессе открытого заслушивания).
- Утверждение на должность и освобождение от занимаемого поста Председателя ЦБ РФ, руководителя Счетной палаты, 50 % состава аудиторов, а также омбудсмена, руководствующегося в своей деятельности федеральными конституционными законами и подзаконными нормативно-правовыми актами.
- Предоставление амнистии.
- Организация процедуры импичмента Президента РФ при выдвижении основательного обвинения.
Роль Думы во взаимоотношениях с другими органами власти
Госдума, функции и полномочия которой заключаются в возможности внесения квоты недоверия центральному органу исполнительной власти в стране, является активным участником принятия судьбоносных решений, касаемых правительства. Последнее слово, сказанное большинством представителей нижней палаты Федерального Собрания, определяет вероятность его роспуска или, напротив, продолжения деятельности. Кроме того, фактическое воздействие сдерживающих механизмов в противовес одной ветви власти другой позволяет расценивать его как стабилизационный элемент правоотношений в цепочке «Президент – Госдума – правительство». Функции каждого из центральных звеньев подразумевают оказание друг другу взаимоконтролирующего внимания.
Значение президентского решения в деятельности Госдумы
В частности, выражение Государственной Думой недоверия правительству – на практике явление довольно редкое. Однако в соответствии с процедурой постановление государственных депутатов о недоверии правительству не может являться беспрекословным поводом для роспуска центрального исполнительного органа. Президент РФ, не разделяя мнения большинства депутатов Думы, предоставляет им трехмесячный срок для повторного выражения недоверия.
Дальнейшее развитие событий во много предопределено ролью главы государства. Будучи до конца не согласным с решением Госдумы, он может распустить представительский аппарат. Подтверждая постановление Госдумы о недоверии правительству, президент обязан объявить об отставке этого органа.
Другие полномочия Госдумы
Важно отметить, что функции Госдумы на этом не заканчиваются. В других статьях Конституции РФ, федеральных законах, а также Регламенте Госдумы Федерального Собрания РФ определяется дополнительный набор властных полномочий. Особенно важным считается право принятия и утверждения федеральных законодательных актов и собственного регламента. Круг вопросов, возникающих в процессе политико-правовой деятельности Госдумы, требует четкого рассмотрения с целью создания рационального внутреннего распорядка, графика работы, депутатских полномочий и т. д. Регламентом Госдумы обозначены и другие моменты, среди которых:
- Утверждение планирования международного сотрудничества нижней палаты Федерального Собрания с парламентами государств-партнеров.
- Рассмотрение вопросов внешнеполитического значения.
- Участие и консультативные переговоры с Президентом РФ по поводу назначений и рекомендаций на должности дипломатических представителей в других государствах и международных организациях.
- Подача запросов в Конституционный суд РФ и т. д.
Совместная работа Госдумы и Совета Федерации
Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания. Его деятельность имеет свои особенности. Они отличаются от реализации полномочий второго представительского органа. Однако совместные функции Госдумы и Совета Федерации (таблица представлена для наглядности) позволяют считать обе структуры единым институтом государственного управления под названием «Федеральное Собрание РФ».
Функции Государственной Думы | Функции Совета Федерации | Совместные полномочия обеих палат |
Решение вопросов по поводу доверия исполнительным органам | Утверждение изменений территориальных границ отдельных субъектов РФ | Обсуждение, внесение коррективов в принимаемые законы |
Дача согласия Президенту или отказ при назначении лица на должность Председателя Правительства РФ | Объявление о военном или чрезвычайном положении | Обсуждение и принятие бюджета на следующий календарный год |
Самостоятельное назначение на должности Председателя ЦБ РФ, Счетной палаты | Применение армии Вооруженных сил РФ за пределами государства | Установление размера сборов и механизма налогообложения |
Объявление амнистии | Назначение новых президентских выборов и отрешение президента | Ратификация международных документов, непосредственное участие в решении вопросов войны и мира |
Инициатива проведения процедуры импичмента | Назначение судей Конституционного Суда | Вопросы положения государственных границ и их статуса |
Депутаты Государственной Думы
Не требуется отдельно рассматривать функции депутата Госдумы как народного представителя, избранного демократическим путем народного всеобщего волеизъявления. Перед широчайшим количественным составом из 450 человек стоит задача выполнения первоочередных задач внутренней и внешней политики государства.
В соответствии с Конституцией РФ каждый из депутатов избирается на 5-летний срок. При тайном голосовании народа, имеющего возможности для реализации своего законного избирательного права, определяются лучшие из кандидатов. Депутатов выбирают по избирательному округу федерации в прямом пропорциональном отношении с числом голосов, отданных за предложенные в бюллетенях списки кандидатов.
Заключение
Функции Госдумы, обозначенные на политико-правовом уровне, обеспечивают в первую очередь соблюдение принципа совместного существования и функционирования трех ветвей власти и Президента РФ. Принимая наиболее важные решения в жизни страны, Государственная Дума РФ и Совет Федерации возлагают на себя весь объем возможной ответственности, предоставленной им народом.