Финансовый механизм - это совокупность форм и видов отношений, методов и условий расчетов, планирования, прогнозирования. Этот комплекс используется в процессе формирования денежных ресурсов, образования и использования целевых фондов.
Общая характеристика
Финансовый механизм - это инструмент воздействия на социально-экономическую сферу. Он используется при проведении единой бюджетной политике на местном, региональном и федеральном уровнях, а также в сфере деятельности хозяйствующих субъектов. Воздействие этого института на социально-экономические отношения осуществляется, с одной стороны, посредством нацеленности разных его элементов на реализацию конкретных задач, достижение реальных результатов. С другой стороны, его влияние осуществляется через денежные ресурсы, которые формируются в ходе деятельности субъектов и направляются на удовлетворение общественных потребностей.
Финансовый механизм и его структура
Внутреннее устройство института достаточно сложное. Это обуславливается огромным разнообразием форм и видов бюджетных отношений. Система финансового механизма представлена в двух категориях. Они отражают экономическое содержание отношений. Финансовый механизм государства состоит из:
- Методов распределения национальной прибыли.
- Способов формирования бюджетных фондов на территориальном и федеральном уровнях.
- Методов образования социальных внебюджетных фондов.
- Финансового прогнозирования и планирования.
- Видов платежей в казну и прочие фонды.
- Финансового контроля.
Последующее разделение обуславливается спецификой методов распределения и перераспределения национального дохода и стоимости ВВП. Элементы финансового механизма хозяйствующих субъектов представлены в следующем виде:
- Правовое обеспечение.
- Финансовые методы.
- Нормативная база.
- Финансовые рычаги.
- Информационное обеспечение.
Финансовый механизм включает в себя также следующие звенья: мобилизацию, стимулирование, инвестирование и пр. Функционирование института осуществляется за счет суммы ресурсов, которые выделяются на решение конкретных задач, способов их формирования, каналами и формами движения средств, условий, в которых они выделяются и впоследствии используются.
Специфика компонентов
Финансовый механизм, цель которого - привести в движение денежные потоки, влияет на общественное производство посредством инвестирования и регулирования. Чем совершеннее социально-экономическая сфера, тем существеннее роль этого института. Инвестирование (обеспечение) реализуется кредитованием, самофинансированием и безвозвратной передачей средств. Основной задачей при использовании компонентов института выступает установление оптимального соотношения между ними. Оно определяется в соответствии с тем уровнем развития, на котором находится конкретное общество.
Юридический аспект
Бюджетная политика выступает в качестве основы, на которой создается конкретный финансовый механизм. Развитие института при этом невозможно без установления определенных норм и правил. Они отражаются в бюджетном законодательстве страны. Использование норм позволяет сформулировать единые правила, по которым осуществляется установление отношений и связей в сфере денежного обращения. Законодательство обеспечивает, кроме этого, защиту экономических интересов хозяйствующих субъектов, граждан, власти. Следование законодательным предписаниям способствует установлению бюджетной дисциплины. В результате формируется эффективный государственный финансовый механизм.
Методы
Финансовый механизм является многозвеньевым институтом. Внутри него существуют определенные способы влияния денежных отношений на процесс хозяйствования, образование и использование средств. Они именуются финансовыми методами. Их действие осуществляется по двум направлениям: в области управления перемещения денежных ресурсов и в сфере коммерческих рыночных отношений. Последние связаны с соизмерением результатов и затрат, материальным стимулированием и конкретной ответственностью за эффективность использования фондов.
Рычаги
Эти инструменты используются при применении финансовых методов. К рычагам, в частности, относят:
- Доходы (прибыль).
- Целевые денежные фонды.
- Амортизационные отчисления.
- Финансовые санкции.
- Вклады в капитал.
- Паевые взносы.
- Процентные ставки по облигациям, депозитам, ссудам.
- Дивиденды.
- Портфельные инвестиции.
- Дисконт.
- Котировку валютного курса и так далее.
Формы обеспечения
Как выше было сказано, финансовый механизм становится более эффективным при наличии определенной правовой базы. В рамках деятельности предприятия она включает в себя приказы, распоряжения, постановления, циркулярные письма, прочие локальные акты административного аппарата хозяйствующего субъекта. Все эти документы принимаются в соответствии с законодательными положениями. В этой связи не будет преувеличением сказать, что финансовый механизм любого предприятия функционирует в первую очередь в соответствии с федеральными правовыми актами.
Нормативное обеспечение предполагает использование определенных показателей и параметров. В частности, к ним относят налоговые и тарифные ставки, амортизационные нормы, нормативы оборотных средств. Однако указанных форм обеспечения недостаточно для того, чтобы финансовый механизм любого субъекта функционировал эффективно. Немаловажное значение в сфере денежного обращения имеет и информационная поддержка. Она предполагает обмен разного рода данными коммерческого, производственного, технологического, экономического и прочего характера. К ним, например, относится информация о финансовом положении конкурентов и партнеров, их платежеспособности, о курсах валют и рыночных ценах, процентах на валютных, фондовых, товарных торговых международных площадках и так далее.
Формирование отношений
Финансовый механизм является инструментом, с помощью которого между субъектами хозяйствования устанавливаются определенные связи. Вместе с этим он обеспечивает формирование взаимодействий и внутри предприятий, а также в рамках аграрно-промышленных объединений, холдингов, торгово-закупочных организаций. Функционирование механизма обеспечивает установление связей компаний с финансово-кредитным сектором, инвестиционными институтами, вышестоящими организациями, а также страховыми фирмами и государством.
Отношения внутри предприятия
Они складываются между административным аппаратом и структурными подразделениями, между отделами, работниками и руководством. В акционерных обществах к участникам прибавляется и совет директоров. Между тем следует сказать, что, несмотря на то, что данные связи устанавливаются внутри предприятия, они находятся под влиянием государственного механизма. Это в первую очередь проявляется в законодательных требованиях, установленных для всех хозяйствующих субъектов. В соответствии с ними выбираются методы и формы реализации отношений. Они ориентированы на:
- Установление и последующее соблюдение правил доведения финансовых заданий до структурных подразделений.
- Обеспечение контроля выполнения плана.
- Оценку финансовой и хозяйственной деятельности структурных подразделений
- Установление и применение стимулов, ориентированных на повышение финансового результата.
Изменения института
Компоненты финансового механизма корректируются в зависимости от условий социально-экономического развития страны. Их изменения предопределяют количественное и качественное воздействие на сферу хозяйствования. Первое выражается через пропорции и объем мобилизации органами власти и экономическими субъектами денежных ресурсов и их распределения между уровнями финансовой системы государства. Качественное влияние касается применения таких способов формирования и направлений дальнейшего использования средств, методов организации отношений, которые позволили бы рассматривать их в качестве стимулов для конкретного предприятия и всей экономики в целом. К регулирующим компонентам можно отнести:
- Установление предельной величины бюджетного дефицита.
- Снижение налогового бремени.
- Условия предоставления госкредитов организациям.
- Правила применения финансовых санкций и так далее.
Гибкость института
Реализация финансовой политики на практике невозможна без научно-обоснованного и оперативного регулятора. Компоненты института не могут быть статичными. Они должны изменяться в соответствии с динамикой отношений в области денежного оборота страны. Достаточно четко эти изменения отмечаются в тех государствах, которые находятся на переходной стадии и недавно стали использовать рыночные механизмы. В таких странах используются инновационные подходы формирования денежных отношений.
Перспективы
Финансовый механизм в РФ претерпел кардинальные изменения. Это было обусловлено упомянутым выше переходом к новым рыночным отношениям. Изменения механизма в первую очередь отразились в переводе на налоговую основу взаимосвязей между государственным сектором и частными, приватизированными компаниями. Новыми стали и межбюджетные отношения. С формированием фондового рынка претерпел изменения порядок перераспределения финансов хозяйствующими субъектами на основе эмиссии ценных бумаг и их реализации и покупки. Из госбюджета были выведены средства соцстрахования. Сформировались внебюджетные госфонды. Несмотря на все эти нововведения, процесс преобразований в России все еще продолжается.
Специфика реформирования
Ведущую роль в преобразовательных процессах принадлежит изменениям финансового механизма страны. Это обуславливается тем, что денежная масса определяет качество и вектор результатов, на которые, собственно, направлены все реформы. Как показывает практика многих развитых стран, преобразование финансовой системы является приоритетной задачей. В соответствии с этим на первом месте находится блок бюджетного прогнозирования и планирования. Денежная политика - второй по уровню важности компонент. Она направлена преимущественно на решение оперативных и тактических задач, которые стоят в рамках традиционного бюджета. Между тем задачи и цели финансового механизма и политики государства должны соответствовать планированию на долгосрочный период и увязываться с ним.
Заключение
В современных условиях становления государственного финансового механизма актуальной является разработка методологии совершенствования подходов к управлению бюджетом. Здесь во внимание необходимо принимать результаты оценки расходов. На их основании можно выработать наиболее эффективные методы управления затратной частью бюджета, обеспечить социально-экономическую стабильность. Частью общего механизма управления финансами выступают автоматизированные системы. Их функционирование основывается на экономико-математических методах и работе ЭВТ. Преобразования в финансовом секторе расширяет возможности использования автоматических систем. Они внедряются на всех уровнях управления. При этом автоматические системы создаются не параллельно, а выступают как неотъемлемый компонент финансового механизма. Это, несомненно, способствует более качественному и эффективному функционированию института.