Первые водительские права в России появились еще в дореволюционный период – в 1900 году. Их выдачу регламентировало постановление градоначальника Санкт-Петербурга «О порядке пассажирского движения на автомобиле». Экзамены на получение прав стали сдавать несколько позднее. А первое разделение на категории появилось уже при советской власти в 1923 году. За сто с лишним лет и сам документ, и выдача водительских удостоверений претерпели неоднократные изменения и нововведения. Кардинальные изменения в российские водительские права вносились в 2011 году, когда был утвержден формат документа по европейскому стандарту.
Новый формат
С 2011 года в России действуют права нового образца. По внешнему виду бланк напоминает пластиковую карту, выполненную в сине-розовых цветах. Представить, как выглядят права нового образца, не составит никакого труда. Все выходные данные человека указываются на лицевой стороне: имя и фамилия, дата и место рождения, дата выдачи и срок действия, название и печать выдавшего права учреждения, фотография и подпись владельца, номер удостоверения и название страны. Визуально водительские права нового образца с лицевой стороны делятся на две неравные части. Слева посередине располагается цветная фотография 3 х 4 см. Над фото печатается название страны (принятая по международным стандартам аббревиатура на латинице – RUS). Под фото – личная подпись владельца прав.
Вторая часть занимает приблизительно две трети от общей плоскости. Сверху расположено название документа – «водительское удостоверение». Следующие несколько строк – выходные данные владельца, которые заполняются как на русском языке, так и на латинице. Отдельным пунктом идет дата выдачи и срок действия, название уполномоченного органа, ниже – серия и номер удостоверения, которые фиксируются и на оборотной стороне. Еще ниже прописано место проживания, далее указываются категории транспортных средств, на вождение которых предоставляются права.
На оборотной стороне пластика по левому краю вертикально расположен штрих-код, который дает возможность считать информацию о водителе. Справа расположена таблица категорий транспортных средств. В одном столбце указано буквенное обозначение категорий, рядом с каждой буквой – картинка транспортного средства. В следующем столбце прописана дата подтверждения права на вождение ТС конкретной категории и далее – срок окончания действия. Под таблицей может быть указан стаж вождения, какие-то личные данные, например, номер ИНН. Также обязательно пропечатывается серия и номер документа.
Особые отметки
Новые веяния в развитии транспортной индустрии и последствия их внедрения в жизнь диктуют необходимость фиксировать в удостоверениях все новые нюансы. С недавних пор в документе появились новые отметки на латинице: АТ, AS, MS. Они проставляются на реверсной стороне бланка, в табличке, напротив той категории, на которую распространяется их действие.
АТ указывается в том случае, если автолюбитель сдавал экзамен на вождение ТС с автоматической коробкой передач. А вот дальше сложнее. У многих граждан, получивших права нового образца, расшифровка AS вызывает массу затруднений. Самое интересное, что в подразделении, где выдают документ, объяснить толком, что это такое, может далеко не каждый инспектор. Эта аббревиатура, которая расшифровывается как automotive steering, ставится напротив подкатегории В1. Если говорить простым языком, такая отметка дает право автолюбителю на вождение мотоциклов и трициклов только с автомобильным типом руля – то есть рулевого колеса в буквальном смысле, а также с сиденьями автомобильного типа. Упомянутая отметка ставится в права, если не открыта категория А.
Если же у автовладельца открыта категория А, но нет категории В и ее подкатегории В1, указывается подкатегория А1, где ставится отметка MS. Это аббревиатура от английского motorcycle steering. Наличие её в подкатегории А1 означает, что водитель имеет право на вождение транспортных средств с мотоциклетном типом руля и посадки.
Расширение линейки категорий ТС
Законодатели постарались, чтобы внесенные в водительские права нового образца категории ТС по максимуму отражали навыки водителя в управлении тем или иным средством передвижения. Последние изменения в перечень категорий транспортных средств в России были внесены в 2013 году. В права нового образца были добавлены семь новых категорий. Строго говоря, это подкатегории в рамках имевшейся градации ТС.
В частности, введена подкатегория А1, которая регламентирует вождение легких мотоциклов с мощностью двигателя до 126 кубических сантиметров. В1 предусматривает право на вождение трициклов и квадрициклов. Транспортные средства весом от 2,5 до 7,5 тонн включены в подкатегорию С1, С1Е предусматривает вождение этих авто с прицепом, вес которого не превышает 750 кг.
Микроавтобусы с количеством пассажирских сидений до 16 штук, а также с прицепом, весящие не менее 750 кг, регламентируются категориями D1 и D1E. М предоставляет возможность управления мопедами, скутерами, квадрициклами с объемом двигателя до 50 кубических сантиметров. Эту категорию можно проставить при наличии любой другой. Трамваи и троллейбусы получили буквенное обозначение латиницей – Tm и Tb соответственно.
Как следует из новшеств, к основным категориям прибавилось по две суб-категории. Связано это с расширением автоматизированной техники. И действительно, сегодня, помимо автомобилей и мотоциклов, появился целый спектр новых транспортных средств, как в индивидуально-развлекательной, так и в промышленной сфере.
Особенности категорий
Категория А1, включенная в права нового образца, означает, что водитель может управлять скутером. Эта подкатегория может быть присвоена автоматически, если сдан экзамен на категорию А. В1 открывает возможность водить трициклы и квадрициклы. Стоит оговориться, что квадроцикл кардинально отличается от квадрицикла, и управлять им с обычным водительским удостоверением нельзя.
Буквенное обозначение Е, приставленное к категории В, означает, что владелец удостоверения имеет право водить автомобиль с прицепом весом более 750 кг, но не более 3,5 тонн, включая массу снаряженного авто. С1 предусматривает вождение автомобилей весом от 3,5 до 7,5 тонн, а также с прицепом не более 750 кг. СЕ – это вождение авто категории С с прицепом не более 3,5 тонн. Эта категория может быть открыта только при наличии С. Следующая подкатегория – С1Е – дает право на управление транспортом С1 весом до 7,5 тонн с прицепом, вес которого не превышает массу самого ТС без груза. Суммарно вес ТС не должен превышать 12 тонн. Все эти правила справедливы и для микроавтобусов с количеством пассажирских мест до 16 штук: это категории D1, DE и D1E.
Специфичные транспортные средства
Помимо стандартных автомобилей и грузовиков в последние годы стали очень популярны такие средства передвижения, как снегоходы и квадроциклы. На них также требуется оформить отдельные водительские права нового образца. Согласно правилам, для управления ими необходимы права тракториста-машиниста. Для этого нужно сдавать отдельные экзамены, предварительно пройдя обучение при Гостехнадзоре, а также в профильных учебных заведениях. Некоторые автошколы могут предоставить возможность такой подготовки, но найти их трудно. На экзамены необходимо принести, помимо остальных документов, обычные водительские права.
Чтобы получить права тракториста, в первую очередь нужно сдать теорию о правилах безопасности при эксплуатации самоходных машин. Затем – общие правила дорожного движения. При наличии обычных прав сдавать ПДД не требуется. Также претендент обязан сдать экзамен на оказание доврачебной помощи. Кроме того, предусмотрен практический экзамен по вождению, где выполняются змейка, маневры на ограниченном пространстве, прямая езда и заезд в гараж. По итогам испытаний выдаются соответствующие права с открытой категорией А.
Особенности погрузчиков
Погрузчики и электропогрузчики также относятся к транспортным средствам. Поскольку они являются техническим оборудованием, обеспечивающим рабочий процесс на предприятии, именно работодатель может направить на обучение управлению данной техникой. Занятия проходят при Гостехнадзоре, хотя сегодня уже и некоторые автошколы оказывают соответствующие услуги. Чтобы получить права на погрузчик нового образца, помимо традиционной сдачи теоретической и практической частей экзамена, еще необходимо изучить строение и механизм работы такого транспорта.
А как обстоят дела с электрооборудованием? Да, в принципе, точно так же. Чтобы получить права на электропогрузчик нового образца, экзамены сдают отдельно. Если все нормально, документы могут быть выданы в тот же день. Такие водительские удостоверения тоже делятся на категории, в зависимости от мощности двигателя ТС. Сегодня права на погрузчик нового образца пользуются большим спросом, поскольку довольно много работодателей ищут сотрудников с уже имеющимся удостоверением.
Экзамены на получение прав
Выдача водительских удостоверений уже почти сто лет производится исключительно по итогам сданных экзаменов, включающих теоретическую часть – правила дорожного движения – и непосредственно само вождение. С введением новых норм в законодательство России ужесточились и требования к проведению экзаменационных испытаний, а также к самим автошколам, которых заставили лицензировать свою деятельность.
Одним из главных требований сегодня является обязательное посещение занятий в автошколах. Прогуливать, а потом прийти на экзамены, как ни в чем ни бывало, теперь не получится. Допуск к экзаменам выдается только тем, кто прошел обучение по профессиональной подготовке, переподготовке или повышению квалификации. Проверяются также наличие медицинских противопоказаний и факт достижения определенного возраста. С 16 лет подросток имеет право учиться и сдавать экзамены на категории М и А1, с 18 лет – А, В, С, В1 и С1. А управление большегрузами, трамваями и троллейбусами допустимо только с 21 года.
Также получение ряда нововведенных подкатегорий возможно только при наличии определенных категорий. Например, сдать экзамен и получить право на вождение авто категории ВЕ, СЕ, DE возможно только при открытых кат. В, С и D, действующих как минимум в течение года.
Более того, для получения минимально необходимого опыта вождения, человек должен отъездить с инструктором определенное законодательством количество часов. Курсант обязан предоставить инспекторам специальный документ, который является основанием для допуска к экзамену. По нынешним нормам, это количество составляет 50 часов (для новичков, если же опыт управления авто имеется, в автошколах предусмотрены сокращенные учебные программы). Также ужесточились и нормы прохождения экзаменационных испытаний. Раньше экзамен состоял из двух частей.
Первая – тесты на знание правил дорожного движения. Практическая часть представляла собой прокат на автодроме с сидящим рядом инспектором ГИБДД. Теперь же добавлен еще один этап – управление автомобилем в условиях уличного дорожного движения. Для получения прав допускается не более пяти штрафных баллов. Если провален хотя бы один этап испытания, назначается пересдача, не ранее чем через неделю. Если три попытки подряд оказались провальными, следующий экзамен может быть назначен только по истечении месяца. Права нового образца выдаются на десять лет.
Сегодня автолюбителям предоставлена возможность выбора – сдавать экзамены на автомобиле с механической или автоматической коробкой передач. Если выбирается авто с «автоматом», в водительском удостоверении ставится соответствующая отметка - AT.
Замена прав
Несмотря на то что новые водительские удостоверения действуют уже с 2011 года, не нужно бежать в ГИБДД, чтобы поменять права на новый образец, если не истек срок их действия. Замене или восстановлению подлежат утерянные и просроченные бланки и документы, которые пришли в негодность. Также оформить новое удостоверение необходимо, если человек поменял имя или фамилию. В этих случаях для получения новых прав сдавать экзамены не требуется. Стоит оговориться, что сам по себе факт того, что срок действия документа истек, никаких санкций не влечет. Однако, если водитель будет пойман с таким удостоверением за рулем автомобиля, ему грозит штраф в размере от пяти до 15 тысяч рублей. Кроме того, он будет отстранен от вождения, а автомобиль отправится на штрафстоянку ГИБДД.
Замена производится в подразделении ГИБДД по месту регистрации. Чтобы заменить права, нужно предоставить паспорт, справку медицинского освидетельствования и старое водительское удостоверение. Также не лишним будет прихватить водительскую карточку об окончании обучения. Хотя ее, как правило, и не требуют, но мало ли что. Помимо этого имеет смысл взять с собой загранпаспорт, чтобы транслитерация имени и фамилии не отличались в документах.
При замене удостоверения госпошлина составляет 2 тысячи рублей.
Стоимость права водить
С внесением в законодательство изменений, регламентирующих деятельность автошкол, разумеется, поменялась и ценовая политика. В среднем рост цен составил 30-40 %. Однако конечные затраты на водительские права, стоимость которых также включает госпошлину, заметно возросли. Безусловно, расходы на автошколу – обучение, езду по городу с инструктором – составляют львиную часть бюджета. Более того, с введением автоматизированных автодромов цена еще больше повысится.
Между тем немалые деньги уходят на оплату госуслуг. В этом году вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс РФ. Согласно им, пластиковые права с 1 января текущего года выросли в цене с 800 рублей до 2 тысяч. Повысилась госпошлина и на оформление международных прав – до 1,6 тыс. рублей.
Ранее стоимость составляла 1 тысячу рублей. Помимо этого, подорожал сам процесс сдачи экзаменов. Каждая последующая пересдача также облагается налогом. Например, за вторую попытку на теории придется выложить 1 тысячу рублей, на автодроме – 1,5 тысячи, в городе пересдача будет стоить уже 2 тысячи рублей. Если сложить все расходы (обучение в автошколе, заказ справок, покупка правил дорожного движения, изготовление фотографий, дополнительные часы вождения, сдача экзамена в ГИБДД), получим сумму порядка 50 тысяч рублей.
Эксперты уже приблизительно посчитали, что только на экзаменах по практической части новые госпошлины позволят ГИБДД заработать 7,6 млрд рублей.
Проверка подлинности
Летом 2014 года ГИБДД презентовала новый сервис. С его помощью легко совершается проверка водительского удостоверения на подлинность. Причем сервис абсолютно доступен для любого пользователя. Это особенно актуально для тех компаний, которые нанимают водителей. К примеру, автоперевозчики, которым нужны водители пассажирских автобусов, вводят данные кандидата на должность в соответствующую форму на страничке, и сервис выдает всю интересующую информацию: когда и кем были получены права, срок действия документа, открытые категории, были ли проколы.
Или, к примеру, произошло небольшое ДТП, и водители, ввиду малого ущерба, решили разъехаться, не привлекая сотрудников госавтоинспекции. Потерпевший может ввести данные виновника ДТП и узнать подлинность его прав. И если проверка водительского удостоверения не пройдена, то ни о каком мирном решении вопроса на месте и речи быть не может, страховая ничего не выплатит.
Стоит отметить, что это не единственный интерактивный сервис на сайте Госавтоинспекции. На официальной странице ГИБДД в сети Интернет довольно успешно работает электронная приемная обращений граждан. Более десяти тысяч запросов в сутки генерирует сервис по проверке транспортных средств и места их нахождения. Ну а самая популярная электронная услуга дорожной полиции – проверка в режиме онлайн информации о наличии неуплаченных штрафов за нарушение правил дорожного движения и их количестве.