Согласно Конституции РФ, лицом, занимающим высшую государственную должность, является президент, всенародно избираемый сроком на шесть лет. Являясь гарантом Конституции, он наделён широким спектром полномочий, часть которых носит исполнительный характер. Важной стороной президентской деятельности является обеспечение обороноспособности страны, именно поэтому он лично возглавляет её вооружённые силы. Ему же предоставлено право устанавливать основной политический курс государства как во внутренних, так и во внешнеполитических вопросах.
Из истории президентства в России
Должность президента РСФСР была утверждена четверть века назад путём всеобщего референдума, проведённого в марте 1991 года. Его результаты послужили основанием для принятия закона, регулирующего и регламентирующего деятельность главы государства и очерчивающего круг его полномочий. Отдельным правовым актом была установлена процедура избрания президента. В том же году был разработан и внесён ряд важных изменений и дополнений в Основной Закон страны ― Конституцию РСФСР, а вскоре принят и правовой акт, устанавливающий порядок вступления президента в его должность.
В декабре 1991 года, когда на правительственном уровне было принято решение о переименовании РСФСР в Российскую Федерацию, появилось современное название высшей государственной должности ― президент РФ, и были внесены соответствующие поправки в Конституцию. Однако в тот период полномочия президента значительно отличались от нынешних. Например, установка политического курса государства всецело предоставлялась Съезду народных депутатов, а не президенту, как в настоящее время. И таких примеров можно привести достаточно много.
В период, последовавший за учреждением президентской должности, глава государства всецело зависел от Верховного Совета, его Президиума и Съезда народных депутатов, вместе представлявших законодательную ветвь власти. Действия президента Ельцина, направленные на усиление исполнительной власти, и его политические разногласия с представителями законодательной ветви послужили причиной возникшего в 1992-1993 году острого конституционного кризиса. Его следствием стало упразднение института Съездов народных депутатов и деятельности Верховного Совета, а также установление в стране личной власти президента.
Конституция, расширившая президентские права
В результате принятия в декабре 1993 года новой редакции Конституции России был издан указ, а позже и приложение к нему, послужившие основанием для признания недействующими и не подлежащими исполнению прежние законы о Верховном Совете и Съезде народных депутатов, Конституционном суде и целом ряде иных актов, входивших в противоречие с положениями новой Конституции и ограничивающих президентскую власть. Именно эта редакция Конституции предоставила главе государства значительно более широкие полномочия, чем предшествующий ей Основной Закон в редакции 1978 года с изменениями, внесёнными в 1992 году.
Согласно ныне действующей Конституции, срок полномочий президента РФ исчисляется со дня его инаугурации и до истечения всего периода правления либо его досрочной отставки. Статья № 81 Основного Закона страны устанавливает шестилетний период его правления. Следует отметить, что в соответствии с прежним законодательством, срок полномочий президента был равен четырём годам, но на основании поправок, внесённых в конституцию в 2008 году, был издан закон, продлевающий его до шести лет. Это положение имеет законную силу и в наши дни.
Прекращение полномочий президента РФ
Глава государства может быть отстранён от власти в случае совершения им тяжких противоправных действий, предусмотренных настоящим законодательством. Решение об этом принимается Советом Федераций на основании обвинительного материала, собранного против него представителями Государственной думы. Основным его поводом может послужить заключение Верховного суда о действиях президента, заключающих в себе признаки государственной измены.
При этом прекращение полномочий президента может произойти лишь в том случае, если в поддержку обвинения против него было подано не менее чем две трети голосов представителей каждой из палат Совета Федераций и одной трети депутатов Госдумы. Также обязательным условием является заключение специально созданной комиссии. Согласно этой же статье Конституции, прекращение полномочий президента РФ должно произойти на основании решения Совета Федерации, принятого не позже трех месяцев после обвинительного заключения, представленного Государственной думой.
Взаимоотношения президента и правительства
Рассматривая полномочия президента, предоставленные ему Конституцией, начнём с тех законов, на основании которых он может осуществлять координацию действий правительства РФ. Прежде всего, это право президента назначать премьер-министра. Делает он это по своему усмотрению, но согласуя с мнением Государственной думы. Кроме того, имея право присутствовать и выступать на всех правительственных заседаниях, он получает возможность определять общее направление политики. В данном случае реализуются полномочия президента в исполнительной власти. Это обеспечивает более эффективную работу высших органов руководства.
Полномочия президента включают в себя право отправлять в отставку неугодное ему правительство. Согласно Основному закону, для этого требуется либо заявление самого правительства, либо выражение недоверия ему со стороны Государственной думы. В любом из этих случаев президент вправе прервать деятельность данного состава правительства. Также полномочия президента в сфере правительственной деятельности предусматривают его право назначать и смещать с постов высших должностных лиц федерального уровня.
Возможности президента в сфере законодательной власти
Этот важный аспект его деятельности регламентируется 84-й статьёй Конституции РФ. Она предусматривает обязанность президента назначать выборы в Государственную думу, на рассмотрение которой ему предоставлено право внесения законопроектов, рассматриваемых внеочередным порядком. Полномочия российского президента дают ему возможность назначать для решения особо важных вопросов всенародный референдум, являющийся прямым выражением народной воли.
Для более полного соответствия Конституции требованиям текущего момента, президент наделён правом инициировать внесение в неё определённых поправок и изменений. На него же возлагается обязанность своей подписью придавать вновь разработанным федеральным законам их обязательную силу.
Внешнеполитическая деятельность президента
Конституционные полномочия президента во внешнеполитических вопросах сводятся главным образом к трём основным пунктам. Как законный представитель России, он имеет право проведения международных переговоров и подписания ратификационных грамот. В круг его обязанностей входит назначение и отстранение должностных лиц, занимающих руководящие посты в различных дипломатических представительствах России, включая иностранные государства и различные международные организации (например, ООН). И, наконец, ему принадлежит право подписывать международные договоры.
Президент ― верховный главнокомандующий вооружённых сил
Как было сказано выше, на главу государства возлагаются обязанности обеспечения его обороноспособности. В связи с этим полномочия президента РФ дают ему право определять главные особенности оборонной политики страны и руководить всеми её вооружёнными силами, включая самые различные воинские формирования и организации.
На утверждение президента поступают все планы, связанные с вопросами гражданской обороны государства, а также дислокацией войск и размещением военных объектов. В его же ведении находится подписание международных договоров по вопросам совместной обороны и коллективного противодействия агрессии.
Приказы и директивы главы государства, являющегося в то же время и высшим военачальником вооружённых сил, обязательны к исполнению всеми войсковыми формированиями, находящимися в подчинении Министерства обороны и Генерального штаба. Полномочия президента РФ дают ему также право назначать и снимать высших представителей командного состава Российской армии.
В случае возникновения чрезвычайных ситуаций глава государства уполномочен издавать указы о введении военного положения в стране, но для придания этому акту юридической силы своё решение он обязан направить на рассмотрение Совета Федераций.
Вопросы российского гражданства
Полномочия президента распространяются и на вопросы, связанные с гражданством РФ. На основании Основного Закона страны он вправе предоставить гражданство (или отказать в его предоставлении) иностранцам, бывшим гражданам СССР, а также лицам, по тем или иным причинам не имеющим гражданства. Сюда же относится рассмотрение дел о восстановлении гражданства и выходе из него.
Президенту принадлежит право принятия окончательного решения в случаях возникновения проблем с двойным гражданством, предоставление которого находится в его прямой компетенции. И, наконец, исключительной его прерогативой можно назвать решение вопросов о предоставлении (или отказе в предоставлении) политического убежища иностранцам. Эти полномочия он имеет на основании международных соглашений, подписанных целым рядом государств.
Отдельная группа президентских полномочий
Кроме всего перечисленного выше, существуют полномочия президента Российской Федерации, выделяемые в особую группу, включающую в себя как нормативные, так и индивидуальные акты. К ним следует отнести его право объявлять чрезвычайное положение в случае попыток свержения законного правительства, возникновения конфликтов на национальной или межрелигиозной почве, а также спровоцированных ими массовых беспорядков. Как введение в стране или отдельных её частях военного положения, так и введение чрезвычайного положения требует от президента согласования с Советом Федерации.
В сферу полномочий президента входит также и такая форма высшего поощрения, как присуждение различных правительственных наград. В его компетенции находится утверждение статуса различных уже существующих наградных знаков и учреждение новых. В отдельных, наиболее торжественных случаях, президент лично производит награждение.
Нельзя обойти стороной и ещё одну важную прерогативу главы государства ― помилование. Этим актом президент вправе частично или полностью освободить осуждённого от наказания, вынесенного ему в соответствии с приговором суда, или заменить его на более мягкое. Одной из форм помилования является снятие судимости с лица, уже отбывшего срок наказания. Следует заметить, что этот акт всегда имеет индивидуальный характер и применим исключительно к какому-либо конкретному лицу или к определённой группе.
Ответственность президента за совершённые деяния
Несмотря на то что президент является лицом неприкосновенным, он так же, как и любой гражданин страны, отвечает за свои действия перед законом. В частности, Конституционный суд РФ вправе призвать его в качестве ответчика, если принятый им акт может вступать в противоречия с Основным Законом страны. Президент может отвечать и в случае подачи против него гражданского иска в обычном суде, если изданный им акт ущемляет имущественные интересы отдельных юридических или физических лиц.
О возможности предъявления президенту обвинения в государственной измене и иных тяжких преступлениях уже было сказано выше. В этих случаях мерой наказания может являться его отстранение от власти с последующим применением к нему всех обычных уголовных законов.
Социальные и правовые гарантии бывшего президента
Когда срок полномочий президента РФ заканчивается, то после своей отставки он имеет целый ряд социальных гарантий. Это, прежде всего, регулярная пожизненная пенсия, составляющая 75% от его оклада в период пребывания в должности. В случае кончины президента члены его семьи обеспечиваются ежемесячным содержанием в размере шести минимальных размеров пенсий, установленных на тот период.
Особый акцент в законе делается на неприкосновенности президента после окончания его полномочий. В частности, говорится о том, что его запрещено привлекать к ответственности за действия, имевшие место в годы пребывания его в должности президента, а по делам, имеющим отношение к его государственной деятельности, нельзя задерживать, арестовывать, подвергать обыску или личному досмотру.