Рубрики

Налоговые преступления: понятие, виды, выявление и уголовно-правовая характеристика преступления

УК налоговые преступления расценивает как умышленные общественно опасные деяния. Они представляют собой посягательства на финансовые интересы страны.

налоговые преступления

Актуальность проблемы

Экономические и налоговые преступления нельзя назвать новым явлением для страны. Однако существовавшее достаточно продолжительное время господство госсобственности позволяло перераспределять доходы вне системы обложения. С начала 30-х по конец 80-х гг. прошлого столетия преступления в налоговой сфере отличались эпизодическим характером. Преимущественно они сводились к нарушению порядка осуществления обязательных бюджетных платежей гражданами. Проведение социально-экономических преобразований в государстве потребовало кардинальных перемен в налоговой системе. В связи с этим в конце 1991 г. была проведена масштабная реформа.

В ходе нее были утверждены основные законы, регламентирующие условия и порядок совершения бюджетных отчислений. В результате сформирования новой системы существенно расширилась практика налоговых преступлений. По оценкам экспертов, страна каждый год недополучает порядка трети поступлений в бюджет. Уклонение плательщиков от исполнения своих обязательств приобрело широкое распространение. Оно обладает массовым характером и выступает в качестве главной причины непоступления средств в бюджет. Увеличение количества налоговых преступлений отличается высокой динамикой. По мнению ряда специалистов, ситуация является катастрофической. Налоговые преступления преимущественно совершаются субъектами, занятыми в торговле. Такие предприятия стремятся получить оплату за реализуемые товары наличными деньгами. Это позволяет им использовать средства вне банковского оборота, что существенно осложняет контроль и способствует сокрытию доходов от обложения.

Терминология

В ст. 106 НК дается определение налогового правонарушения. В связи с этим возникает необходимость дифференцировать используемые понятия. Любое преступление, по своей сути, выступает как правонарушение. Они относятся друг к другу как частное к общему. Из этого следует, что преступление должно иметь все ключевые признаки правонарушения. Последнее определяется в НК как совершенное противоправное деяние плательщика, агента либо иных лиц, несущих обязательства по отчислению платежей в бюджет. Налоговое преступление и налоговое правонарушение обладают всеми этими признаками. Однако есть ряд свойств, которые отличают указанные деяния друг от друга. Рассмотрим их.

ук налоговые преступления

Отличительные признаки

В качестве одного из существенных свойств налоговых преступлений выступает общественная опасность. В определении, приведенном в ст. 106 НК, этот признак отсутствует. Существуют отличия и в форме реализации мер воздействия. Ответственность за налоговые преступления выражается в наказании. За деяние, не представляющее общественную опасность, субъекту грозит санкция. В первом случае будут применяться статьи УК, а во втором - НК. Еще одной важной особенностью выступает субъектный состав. Наказания за налоговые преступления в РФ применяются исключительно к гражданам. Санкции, в свою очередь, могут налагаться как на физических лиц, так и на организации. При этом в ст. 108, п. 4 НК присутствует важная оговорка. Она указывает на то, что привлечение организации к ответственности не препятствует применению наказания к отдельным должностным лицам при наличии соответствующих оснований. Вина юрлиц определяется в соответствии с виновностью их представителей (сотрудников), бездействия/действия которых обусловили совершение неправомерного деяния.

Уголовная ответственность за налоговые преступления

В Кодексе присутствуют 4 статьи, предусматривающие наказания для граждан за общественно опасные деяния, связанные с обязательствами, установленными в НК. К ним, в частности, относят нормы:

  1. 198. Эта статья устанавливает наказание за уклонение от выплаты налогов/сборов физических лиц.
  2. 199. Данная норма предусматривает наказания за уклонение от осуществления обязательных бюджетных отчислений организациями.
  3. 199.1. Этой статьей установлена ответственность за нарушение обязательств налоговым агентом.
  4. 199.2. Данная норма предусматривает наказание за сокрытие имущества или денежных средств предпринимателя или организации, за счет которых должно осуществляться взыскание сборов или налогов.

практика налоговых преступлений

Уклонение от обязательств физических лиц

В соответствии с Конституцией, каждый субъект обязан выплачивать налоги, установленные законом. Нормативные акты, определяющие новые отчисления или ухудшающие положение плательщиков, не имеют обратной силы. В гл. 23 НК установлен порядок, в соответствии с которым осуществляется выплата налогов и сборов. Правила и размеры отчислений определяются в соответствии с ФЗ, уставами, положениями, инструкциями. Уголовная ответственность за налоговые преступления наступает для граждан в случаях уклонения от исполнения ими обязательств перед бюджетом в крупном размере путем:

  1. Непредоставления декларации либо других документов, наличие которых по законодательству является обязательным.
  2. Включения в отчетность заведомо ложной информации.

В законодательстве предусмотрено освобождение от предоставления декларации для определенной категории физлиц. Для всех остальных плательщиков составление и подача отчетности обязательны. Включение в документы заведомо ложной информации представляет собой умышленное указание любых данных о величине расходов и доходов, не соответствующих действительности.

Неисполнение обязательств организациями

В ст. 199 установлено наказание за налоговые преступления, совершенные юрлицами. К ним, в частности, относят всех указанных в НК плательщиков страховых взносов, сборов, кроме физлиц. В качестве объектов обложения могут выступать:

  • Операции по реализации услуг/работ/продукции.
  • Имущество.
  • Доход/прибыль.
  • Стоимость проданных товаров/оказанных услуг либо выполненных работ.

преступления в налоговой сфере

Ими могут являться любые объекты, обладающие физическими, количественными или стоимостными характеристиками, с появлением которых НК связывает обязанность уплачивать налоги и сборы. Их сокрытие от контрольных органов может быть выражено как включением в отчетность заведомо искаженных или ложных сведений, так и умышленным непредоставлением документации.

Наказание агентов

Оно установлено в ст. 199.1 УК. Эта статья направлена на регулирование отношений, связанных с ненадлежащим выполнением обязательств налоговыми агентами. В частности, эти субъекты должны осуществлять исчисление, удержание либо перечисление сборов в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд.

Уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. 198-199

В качестве предмета деяний выступают обязательные бюджетные отчисления. Они должны выплачиваться организациями или физлицами по закону. Налогом называют безвозмездный обязательный индивидуальный платеж. Он взимается в виде отчуждения денежных средств, принадлежащих субъекту на праве оперативного управления, собственности или хозяйственного ведения. Налоги поступают в бюджет соответствующего уровня для финансового обеспечения работы государства либо муниципального образования. В качестве предмета деяния, предусмотренного в ст. 198, выступают:

  • НДФЛ.
  • Налог с продаж.
  • Акцизы.
  • ЕСН.
  • Транспортный налог и проч.

По ст. 199 наказание может вменяться за уклонение от уплаты:

ответственность за налоговые преступления

Объективная часть

Налоговые преступления - это посягательства на общественные отношения, которые основываются на принципе добропорядочности участников хозяйственной деятельности. Объектом деяния также является конституционная обязанность субъектов выплачивать установленные суммы в бюджет. Налоговые преступления состоят в умышленном неисполнении лицом правил НК. Под уклонением понимают бездействия/действия лица, подтверждающие нежелание выполнять установленные законом обязанности по внесению платежей во внебюджетные фонды и бюджет.

Способы

Существуют следующие виды налоговых преступлений:

  1. Непредоставление декларации либо иной отчетной документации, предъявление которых обязательно по закону.
  2. Предоставление заведомо искаженной или ложной информации контрольным службам.

Под декларацией следует понимать письменное заявление плательщика о расходах, произведенных им, и доходах, полученных в ходе деятельности. В документе также указываются источники поступлений, льготы и сумма обязательного отчисления. В декларации могут присутствовать и прочие сведения, касающиеся расчета и выплаты налога/сбора. Отчетная документация предоставляется по каждому отчислению, если другое не установлено в законодательстве. Необходимость предоставления иных документов зависит от вида сбора либо налога.

экономические и налоговые преступления

Субъективная часть

Налоговые преступления совершаются с прямым умыслом. Виновный предпринимает действия либо бездействия для уклонения от осуществления обязательных отчислений. В случае неумышленного допущения ошибки, неточности при расчетах ставки либо базы к субъекту могут быть применены санкции в соответствии с НК. Такие деяния не будут выступать как налоговые преступления. Субъектом деяния, предусмотренного в ст. 198, может выступать физлицо, достигшее 16 лет, на которое возлагается обязанность осуществлять обязательные бюджетные платежи. Им может быть гражданин РФ, иностранец, человек, не имеющий гражданства. Субъектами преступления по ст. 199 является руководитель, главный бухгалтер или иной специалист, уполномоченный осуществлять:

  1. Подписание отчетных документов, предоставляемых в контрольные органы.
  2. Обеспечение своевременной и полной выплаты установленных отчислений.

Другие сотрудники организации, в полномочия которых, например, входит оформление первичной документации, могут при наличии оснований также привлекаться к ответственности, если они умышленно содействовали совершению налоговых преступлений.

Квалифицирующий признак

В качестве него выступает особо крупный размер. Им признается сумма, составляющая за 3 финансовых года подряд более 1 млн р., но при условии, что часть невыплаченных сборов/налогов превышает 20% или больше подлежащего к выплате объема средств. Если последнее не выполняется, то особо крупным будет считаться размер больше 9 млн р. Данное правило действует в отношении физлиц. Что касается особо крупного размера для организаций, то им признается сумма больше 10 млн р. за 3 года подряд, если доля неотчисленных сборов/налогов превышает 20% от подлежащих к уплате или больше 30 млн рублей (если указанное условие не выполняется).

Сложности рассмотрения

Дела по налоговым преступлениям всегда находятся в центре внимания судебных органов и юристов. Вместе с развитием законодательства изменяются и подходы к рассмотрению таких деяний. Суды при этом не только выявляют пробелы в нормативных актах, но и способствуют их восполнению. Это, в свою очередь, побуждает законодателя стремиться к прозрачности и юридической чистоте правовых актов. Расследование налоговых преступлений осуществляется правоохранительными структурами в тесном взаимодействии с ФНС. Определенную сложность в процессе исследования обстоятельств вызывает установление момента завершения деяния и, соответственно, решение вопроса об исчислении срока давности.

налоговое преступление и налоговое правонарушение

Разъяснения ВС

В Постановлении Пленума Суда №64 указано, что моментом завершения преступлений, охватываемых ст. 198 и 199, считается фактическая неуплата сборов/налогов в срок, определенный в НК. Однако в законодательстве установлены разные периоды отчисления для тех или иных платежей. В связи с этим моментом окончания деяния считается фактическая невыплата последнего по времени сбора/налога. Тем не менее, данное разъяснение учитывается не всеми судебными инстанциями. На практике нередко управление по налоговым преступлениям прекращает производство в связи с истечением срока давности в части уклонения от выплаты конкретной суммы, входящей в совокупность неотчисленных сборов.

Начало периода, в который можно применить к субъекту наказание, необходимо исчислять по окончании 3 финансовых лет, идущих подряд, либо отдельного временного промежутка, если присутствуют все признаки деяния, а уклонение от исполнения обязательств признано особо крупным. Только по завершенному периоду можно определить суммы уплаченных и подлежащих выплате налогов. Вместе с этим применить наказание к субъекту можно по окончании отведенного законом срока на исполнение обязательств. В связи с этим моментом завершения преступлений, указанных в ст. 198-199 УК, всегда будет считаться последняя отчетная дата. По смыслу законодательства, нет необходимости ждать окончания трехлетнего периода и того, чтобы субъект ежегодно уклонялся от исполнения обязательства в крупном размере (или особо крупном). Такая ситуация может возникнуть раньше, чем пройдет 3 года.

Нюансы

В ряде случаев суды по ошибке отождествляют величину сокрытых налогов с суммами фиктивных расходов. Уклоняясь от уплаты, субъект вводит уполномоченные органы в заблуждение или оставляет х в неведении относительно существующих объектов обложения. К примеру, лицо часть доходов использует в ходе предпринимательской деятельности (как ИП), а другую - как физлицо. В этом случае должна быть составлена одна декларация. В ней необходимо отразить всю деятельность, которую осуществляет субъект. Это значит, что в декларации указываются доходы, которые были получены им в ходе предпринимательства, и поступления, возникшие при заключении им сделок в качестве физлица, с которых должны удерживаться суммы в пользу бюджета.

В практике судебных разбирательств не всегда учитывается факт, что ИП, юрлица либо прочие налоговые агенты, кроме этого, выступают и как самостоятельные плательщики. Неисполнение этих обязанностей в комплексе квалифицируется по совокупности статей 199 (198) и 199.1. Вместе с этим недопустимо объединять суммы не начисленного и не выплаченного налога агентом и суммы, по которым этот же субъект уклоняется от отчисления ЕСН или НДФЛ. В качестве основания для освобождения от наказания могут выступать обстоятельства крайней необходимости. Однако чтобы избежать ответственности, субъекту придется доказать уважительность причин и подтвердить документально свое бедственное положение.