В послании президента к Федеральному собранию от 2005 г. упоминается кроме прочего амнистия капитала. Законопроект о ней впоследствии достаточно активно обсуждался в Госдуме. Следует сказать, что подобная практика уже имела место в стране трижды. Однако все эти разы были крайне неудачными.
Амнистия капитала: что это значит?
Данная процедура предполагает смягчение наказания или прощение совершенных ранее налоговых преступлений. Во всем мире одним из тяжких деяний является уклонение от обязанности уплачивать сборы в бюджет государства. Амнистия капиталов имеет свою специфику. Она существенно отличается от процедуры смягчения санкций или прощения преступлений против имущества или личности. В ходе разработки мероприятий по уменьшению или освобождению от ответственности должны учитываться в первую очередь экономические аспекты. Целью амнистии капиталов выступает расширение налоговой сферы и привлечение средств населения в развитие национального хозяйства.
Суть института
Что такое амнистия капитала в России? Для наиболее четкого понимания сути этой процедуры следует обратиться к посланию президента. В нем с самого начала были сформулированы достаточно жесткие условия. В первую очередь амнистия капиталов предполагала внесение средств исключительно в отечественные банки. Кроме того, с легализуемых финансов должен был выплачиваться 13% налог без дальнейшего обременения.
Актуальность проблемы
По оценкам специалистов, когда обсуждался закон об амнистии капиталов, в России у населения на руках находилось порядка 100 млрд долл. При этом за границу уходило около 300 млрд долл. Большой объем средств, осевших за рубежом, но принадлежащих формально россиянам, создает определенные затруднения в ходе привлечения иностранных инвестиций в отечественную экономику. Как показывает мировой опыт, государства, которые заинтересованы в притоке средств из-за рубежа, в первую очередь стремятся создать льготные условия для последующего возвращения финансов своих граждан. Этим правительства улучшают инвестиционный климат в своих странах. Что касается России, то здесь проблема стоит более остро. Это обусловливается тем, что в 2005 году отмечалось заметное снижение активности вкладчиков в экономику, несмотря даже на понижение ЕСН и НДС. По данным Росстата, инвестирование в основной капитал к 2004 году усилилось на 11,7 %, а к 2005-му - на 10,7 %.
Негативный зарубежный опыт
Периодически в той или иной стране принимается закон об амнистии капиталов. Стоит сказать, что зарубежные государства обладают как положительным, так и отрицательным опытом ее проведения. В качестве примера можно взять Бельгию. В 2004 году в этой стране был утвержден закон об амнистии капиталов физических лиц. Она предполагала, что граждане, имеющие накопления в иностранных банках, смогут до конца года перевести их в свою страну без каких-либо санкций. В ответ на это бельгийцам надлежало отдать от 6 до 9 % от возвращаемых сумм в казну.
Минфин государства рассчитывал, что граждане вернут 10-15 млрд евро, из которых порядка 850 млн будут отчислены в бюджет в виде сборов. Эта амнистия капиталов физических лиц в Бельгии была приурочена к введению в действие с начала 2005 г. Европейской директивы. В соответствии с ней всем банкам ЕС надлежало предоставить сведения о вкладах нерезидентов в контрольные финансовые службы государств, чьими гражданами они являются. Директива распространялась, в частности, на Люксембург, в котором находились основные средства бельгийцев. От Лихтенштейна и Швейцарии Еврокомиссия смогла добиться установления высоких сборов с вкладов нерезидентов стран ЕС. Это, соответственно, сделало крайне невыгодным хранение финансов на счетах банков этих государств.
Итоги
Амнистия капиталов в Бельгии позволила получить чуть больше 50 млн евро (порядка 6 % от предполагаемой суммы). В целом же в экономику государства вернулось примерно 1 млрд евро. Такие незначительные результаты обусловливаются следующими причинами:
- Наличием договоренности банков и правительства Люксембурга с властями Бельгии о возможности впоследствии продолжить хранить средства бельгийцев на зарубежных счетах.
- Надеждой на последующие амнистии, в ходе которых появится возможность снова задекларировать незаявленные средства.
- Неэффективностью и ограниченностью фондовых инвестиций в ценные бумаги бельгийских предприятий.
Положительная практика Италии
В этой стране амнистия капиталов прошла в 2001-2002 гг. В отличие от бельгийской схемы, в Италии прощались невыплаченные своевременно налоги. Таким образом, одновременно в стране действовали две модели освобождения от ответственности. По Декрету о легализации, утвержденному 25 сентября 2001 г., плательщик должен был отчислить 2,5 % от стоимости имущества, по которому составляется декларация. Амнистия капиталов допускала вместо указанной выплаты приобретение итальянских ценных бумаг. Оно должно было осуществляться на сумму, соответствующую 12 % от срытого имущества. В ответ на это налоговая служба выдавала особые сертификаты о конфиденциальном взносе. В них присутствовали следующие положения:
- Освобождение субъекта от представления декларации, погашения задолженности по налогам, аудита финансов, полученных до легализации.
- Абсолютная конфиденциальность всех движений средств для органов соцобеспечения, контрольных и иных заинтересованных служб.
- Исключение учетных записей о долгах по сборам, пенях, штрафах, вмененных в отношении активов, представленных к декларированию.
- Обложение легализуемого дохода через институт, осуществляющий репатриацию, в условиях конфиденциальности.
Дополнительные меры
Вместе с послаблениями была ужесточена ответственность за нарушения налогового законодательства. В частности, до амнистии штраф за сокрытие доходов равнялся 250-2000 евро, независимо от суммы, после того как она была введена, взыскание стало составлять 5-25 % от объема нелегализованной прибыли. Дополнительно у нарушителя изымалось имущество на соразмерную сумму.
Результаты
В итоге амнистия в Италии позволила в течение уже первых двух месяцев вернуть в легальный оборот активы, стоимость которых составила 61 млрд евро. Сборы увеличились на 24 млрд, а единовременный налог с декларируемых доходов дополнительно принес в казну 1,4 млрд. Эти меры позволили правительству Берлускони снять бремя подоходного налога с доходов, составлявших меньше 25 тыс. евро в год, а также сократить ряд обязательных отчислений для предпринимателей.
Отечественная история
В октябре 1993 г. был издан указ, в соответствии с которым впервые в стране вводилась амнистия капиталов. Полгода не прошло, как стало ясно, что эта идея провалилась. В рамках указа субъектам, которые скрыли доходы, предлагалось просто заплатить все налоги. При неуплате до конца ноября того же года контрольная служба должна была начать взыскание штрафов в тройном размере. Продление амнистии капиталов, разумеется, не предусматривалось. Основной причиной провала этой схемы являлось стремление власти получить сразу и все без каких-либо адекватных ответных мер.
Следующая амнистия была предложена в 1995-м. Идею подало Минобрнауки. В соответствии с ней средства, которые вкладывались в разработку и последующее внедрение инновационных технологий, должны были освобождаться от декларирования на протяжении нескольких лет. Документ был направлен в Минэкономики, но на практике реализован не был.
Третья попытка
Осенью 1997-го президентом Ельциным в очередной раз было предложено провести амнистию капиталов. Предполагалось, что граждане, легализующие доходы, должны были выплатить от них 10 %. В законопроекте предусматривалось освобождение от ответственности за осуществление финансовых операций со средствами либо иным имуществом, приобретенными заведомо неправомерным способом. Кроме этого к субъектам не применялось наказание за непредставление декларации о прибыли или включение в отчетность заведомо искаженной информации. Но и эта идея не была реализована.
Факторы успеха
Анализируя иностранный опыт, специалисты определяют несколько условий, при которых амнистия может стать эффективной. В первую очередь необходимо четко определить ее цели. Согласно поставленным задачам разрабатывается механизм системы. Если целью выступает сокращение бюджетного дефицита за счет дополнительных поступлений от налогов и сборов и последующие долгосрочные вложения в экономику, необходимо предлагать субъектам выгодную модель легализации доходов, одновременно заявляя об ужесточении санкций за дальнейшие нарушения.
Если же основной задачей является привлечение инвестиций с попутным увеличением налоговой базы, то следует предоставить гражданам малозатратный и эффективный механизм выведения активов из тени. Одновременно необходимо делать упор на перемещение имущества и средств в легальный оборот внутри государства. В обоих случаях тем не менее обязательными условиями будут выступать четкие гарантии конфиденциальности и освобождения от ответственности. Немаловажным элементом является и массовая пиар-компания в СМИ.
Ключевые условия
Взяв за основу послание президента, можно определить, что основной целью амнистии 2006 г. выступало вовлечение долгосрочного инвестиционного капитала в экономику страны. В то время признаков дефицита бюджета не отмечалось, поскольку мировые цены на нефть находились на достаточно высоком уровне. В этой связи эксперты выделяют следующие условия, при которых эффект финансовой амнистии может стать ощутимым:
- Оплата за легализацию активов должна быть максимально уменьшена. В этом случае можно учитывать казахстанскую (0 %), итальянскую (2,5 %) или бельгийскую (6 %) модели.
- В нормативном акте, регулирующем процедуру, следует не только указывать необходимость внесения средств в отечественные банки, но и конкретно их перечислить. В список могли бы войти исключительно те финансовые институты, в которых участвуют региональные или федеральные исполнительные структуры. Например, это "Банк Москвы", "Внешторгбанк", Сбербанк.
- В законе должны предусматриваться государственные гарантии на сохранность возвращенных на родину финансов. Их можно было бы обеспечивать облигациями на эти же суммы или иными способами.
- В законе следует предусмотреть механизм, по которому субъекты будут освобождаться от ответственности за подачу деклараций с заведомо искаженными сведениями, проведение операций с имуществом или деньгами, полученными незаконным образом (посредством неуплаты обязательных отчислений), и прочие нарушения.
- В целях обеспечения уверенности плательщиков в честности государственных структур можно обратиться к опыту Казахстана с показательной ликвидацией всех отчетностей за предыдущие периоды.
- В законе, регламентирующем упрощенный порядок декларирования прибыли граждан, необходимо включить перечень конкретных мер, направленных на ужесточение ответственности субъектов за налоговые преступления. Их введение целесообразно непосредственно после завершения периода льготной легализации доходов.
Заключение
В качестве обязательного элемента всех успешных амнистий было мощное сопровождение в СМИ. Пиар-компании должны вызывать у населения патриотические чувства. Так, к примеру, в Польше проведение финансовой амнистии сопровождалось лозунгом "Спасите Польшу!" В Италии комплекс мероприятий по льготной легализации прибыли именовался "Налоговый щит". Как показывает мировая практика, более успешной является амнистия внутригосударственных капиталов. Она эффективнее, чем всякие попытки репатриировать средства населения, скопившиеся на счетах иностранных банков. Тем не менее в любом случае успех льготной легализации капитала в значительной степени будет зависеть от мероприятий, проводимых в рамках развития национальной экономики. Особую роль в этом должно сыграть государство. Власть обязана обеспечить четкую нормативную базу и гарантии субъектам, возвращающим свои активы.