Выражение «образовательный стандарт» на слуху и у педагогов, и у родителей на протяжении последних нескольких лет. Но не все до конца понимают специфику ФГОС и необходимость его внедрения в детских садах, школах. Каковы основные отличия этих нововведений от классического образовательного процесса? На что настраиваться родителям? Каким будет выпускник, который усвоит новые образовательные стандарты?
Особенности ФГОС
Современные дошкольники и ученики начальных классов ощутили на себе многочисленные реформы. Министерство образования с 2009 года ввело для школьников 1–4 классов обучение по новым государственным стандартам. С 2010 года образовательный стандарт был разработан, неоднократно обсуждался, и, наконец, утвержден для общего основного образования (5–9 классы). Старшеклассники также не будут забыты, постепенно и этапы полного (среднего) обучения будут подвергнуты реформированию.
ФГОС для первоклассников
Основной образовательный стандарт для первоклассников имеет существенные отличия от классической программы, используемой в советской системе образования. Малыши, окунувшиеся в новую для них школьную среду, попадают в руки талантливых педагогов. Основная задача учителя – развитие личности ребенка, формирование у него желания к саморазвитию и самообучению.
ФГОС первого поколения
Образовательный стандарт является набором некоторых обязательных требований, которые нужны для внедрения программ основного (общего) образования. Выделяют три группы подобных требований:
- к результатам обучения;
- к варианту формирования образовательного процесса;
- к условиям для реализации поставленных целей.
ФГОС первого поколения предполагал усвоение школьниками определенных умений и навыков, то есть получение знаний. При этом не уделялось должного внимания развитию творческих способностей обучающихся, системе внеурочной деятельности. Основной задачей был предметный результат обучения, сумма знаний, накопленных за время нахождения ребенка в стенах школы.
ФГОС второго поколения
Новый образовательный стандарт направлен на полноценное раскрытие личности ребенка, формирование навыков коллективной и индивидуальной работы, занятость ребят во внеурочное время. ФГОС об образовании ставит перед школой задачу – сформировать гражданина, способного решать житейские задачи и самостоятельно выбрать свой профессиональный путь развития. Педагоги выполняют роль тьюторов (наставников), то есть направляют учебную деятельность каждого школьника. Министерство образования особое внимание уделяет индивидуальному обучению, подразумевающему составление учебных планов для каждого школьника.
Уровни стандартов
Существует два уровня образовательных стандартов. Обязательный вариант подразумевает получение каждым ребенком знаний, навыков, предметных умений, то есть основ для создания «фундамента». На его базе осуществляется профильное обучение, результаты которого напрямую зависят от желаний, способностей, возможностей ребенка.
В задачи школы входит не только обучение, но и воспитание. Основной упор в стандартах нового поколения делается на следующие аспекты:
- Формирование в школьниках чувства патриотизма.
- Развитие толерантности, умения отвечать за совершенные поступки.
- Воспитание достойных граждан России.
ФГОС уделяет особое внимание духовному и нравственному развитию учеников, не забывая и о физическом здоровье. Причиной подобного внимания стал рост числа заболеваний среди детей. Основы здорового образа жизни, согласно ФГОС второго поколения, закладываются именно на начальной ступени обучения: ребята получают информацию о нормах питания, правилах поведения, способах укрепления здоровья. Педагоги знакомят своих подопечных с негативными факторами, ухудшающими самочувствие, объясняют способы укрепления здоровья. В школах функционируют специальные программы, выделяются дополнительные часы на занятия физической культурой. Каждая школа самостоятельно выбирает вариант построения образовательного процесса, учитывая рекомендации министерства образования.
В начальной школе можно выбрать одну из нескольких воспитательных и образовательных программ, предполагающих применение инновационных технологий. ФГОС подразумевают постоянное обучение кадрового персонала школ, обеспечение педагогов всей необходимой методической, технической, информационной поддержкой.
Заключение
Для того чтобы оценить отличия между прежними и новыми образовательными стандартами, отметим их специфику. Ранее для оценки успехов ребенка педагог ориентировался на отметки, которые появлялись в дневнике подопечного. В новых стандартах у каждого школьника ведется «портфолио достижений», в котором суммируются дипломы, грамоты, итоги тестовых работ, контрольных срезов. Все результаты ученика наглядно видны его наставнику, родителям и самому ребенку.
Изменилось и отношение к роли педагога. Если раньше он просто объяснял учебный материал, проверял уровень знаний школьника, то теперь он является активным действующим лицом в жизни классного коллектива. Педагог старается раскрывать индивидуальные особенности каждого школьника, создавать условия для мотивации к самостоятельности. По прежним стандартам для всех ребят использовался одинаковый учебный план. Теперь у родителей есть право выбрать те направления, которые будут изучаться его ребенком в углубленном варианте. Отведено время и на посещение внеурочных секций, факультативов, кружков.