Рубрики
...

Понятие муниципальной службы, принципы и правовой статус. Муниципальное право

Система муниципальной службы считается сложным социально-юридическим институтом. Она включает в себя определенный комплекс норм. Муниципальное право регламентирует запреты, ограничения, юридические возможности, ответственность, обязанности должностных лиц. Оно также устанавливает порядок возникновения и основания прекращения соответствующих отношений. Рассмотрим далее подробнее понятие муниципальной службы. понятие муниципальной службы

Общая характеристика

Муниципальное право выступает в качестве механизма реализации задач и функций органов местной власти. Для достижения целей, поставленных перед институтом, используются познания в различных дисциплинах. Среди них, в частности, административное право, экономика, политология, социология и прочие. На их базе формируется общая теория рассматриваемого института. Понятие муниципальной службы отражает общие признаки, присущие данной сфере в любой развитой стране. В значительной степени институт интегрирован в государственный механизм. В рамках формирующихся отношений исполняются различные функции. Все они обладают общегосударственным значением. В конечном счете муниципальная служба функционирует под контролем центрального аппарата власти. При этом функции исполняются исключительно профессионалами.

Понятие муниципальной службы

В первую очередь необходимо отметить, что данная деятельность осуществляется на постоянной основе. Понятие муниципальной службы раскрывается через ее содержание, задачи и цели. Они, в свою очередь, определяются в нормативных актах, регламентирующих функционирование органов местной власти. К ключевым целям рассматриваемого института следует отнести:

  1. Обеспечение эффективного социального обслуживания.
  2. Рациональное использование человеческих, природных, экономических ресурсов МО через самоорганизацию местных объединений и профессионального администрирования.

Осуществляя свои функции, каждое должностное лицо несет ответственность перед государством и подотчетно населению. Муниципальная служба успешно действует на нижних уровнях самоуправления, проявляя самостоятельность в принятии решений. Специфика задач института обуславливается ее назначением. Оно состоит в обеспечении реализации полномочий местной власти, которыми наделены соответствующие органы федеральными нормативными актами для решения вопросов территориального значения. закон о муниципальной службе

Задачи

Муниципальная служба в РФ функционирует для обеспечения реализации свобод и прав гражданина и человека на территории МО. Данная задача является приоритетной, поскольку закреплена в Конституции РФ. На местные органы возлагается также организационное и юридическое обеспечение всего административного цикла. Он состоит из подготовки, принятии, формирования условий для исполнения и контроля реализации Устава МО либо прочих нормативных актов, принятых на территориальном уровне. Вместе с этим, Закон "О муниципальной службе" требует от уполномоченных субъектов обеспечения выполнения положений Конституции и прочих юридических документов, принятых в соответствии с ней. На практике и в процессе нормотворчества рассматриваемый институт призван стоять на защите интересов населения МО. Муниципальная служба должна обеспечивать взаимодействие и сотрудничество местной власти с госорганами, предприятиями, которые находятся в собственности администрации, а также с прочими субъектами, осуществляющими хозяйственную деятельность и располагающимися на территории населенных пунктов, городских округов и пр. Немаловажной задачей является и оптимизация общественно-экономических и прочих условий жизни населения, удовлетворение его нужд в каждой административной единице. Преобразования, которые проходят в современной России, предопределяют и изменения в структуре местной власти. Аппараты территориальных органов трансформируются в один из ключевых институтов гражданского общества.

Решение территориальных вопросов

ФЗ №25 "О муниципальной службе" предусматривает формирование в МО действенного организационно-юридического механизма реализации полномочий соответствующими органами. Это необходимо для оперативного решения территориальных вопросов с привлечением к процессу местного населения. Такая постановка задачи является новой для всей структуры местной власти. Это обусловлено формированием качественно новой основы муниципальной службы. Нормотворцами была разработана концепция, которая получила юридическое закрепление. В настоящее время местное самоуправление рассматривается в качестве формы реализации населением своей власти. Она обеспечивает решение гражданами самостоятельно, под свою ответственность непосредственно либо через уполномоченные органы вопросов территориального значения. Данное положение указывает на необходимость активизации прямой формы демократии на местах. Поэтому нормативные положения не только сохраняют уже установившиеся организационные механизмы непосредственного осуществления народом своей власти, но существенно расширяет их количество. Вместе с этим ФЗ №25 "О муниципальной службе" возлагает на уполномоченные органы и их должностных лиц обязанность содействовать гражданам в реализации ими своих конституционных прав на самостоятельное решение актуальных вопросов территориального значения. Безусловно, указанные выше положения должны конкретизироваться не только в нормативных актах, но и через активную организаторскую деятельность компетентных структур должны реализовываться на практике. муниципальная служба муниципальный служащий

Принципы муниципальной службы

Нормативными актами зафиксированы ключевые направления деятельности уполномоченных структур и их должностных лиц. Их изучение позволяет понять направления, в которых работает муниципальная служба. Муниципальный служащий обладает особым юридическим статусом. Его деятельность регламентируется отраслевыми нормами и Конституцией РФ. Принципы муниципальной службы представляют собой ключевые идеи, отражающие объективные факторы и определяющие обоснованные направления осуществления полномочий, реализации задач и функций местной власти, должностных лиц. Соответственно, они выражают сущность рассматриваемого института, его важнейшие признаки. Эти идеи раскрывают общий характер исполнительной, распорядительной, административной деятельности, закрепляют его в нормах. Ими обуславливается социальная ценность, значимость отношений, формирующихся в рамках института. При отсутствии базовых положений управление муниципальной службой будет осуществляться несправедливо, не организованно. При этом сама деятельность повлечет за собой бюрократизм и произвол. Закон "О муниципальной службе" определяет следующие базовые положения:

  1. Верховенство Конституции и нормативных актов, принятых в соответствии с ней.
  2. Приоритет свобод и прав гражданина и человека.
  3. Самостоятельность местных органов в рамках их полномочий.
  4. Компетентность и профессионализм должностных лиц.
  5. Ответственность служащих за ненадлежащее выполнение или неисполнение обязанностей.
  6. Равный доступ граждан к деятельности в соответствии с уровнем профессиональной подготовки и способностями.
  7. Гласность.
  8. Подконтрольность.
  9. Стабильность кадрового обеспечения. основы муниципальной службы

Сотрудники уполномоченных органов

Муниципальная служба является публичной деятельностью. Органы местной власти не считаются государственными. В этой связи сотрудники в них не являются госслужащими. Это означает, что деятельность работников предполагает исполнение полномочий территориальных органов, находящихся в подчинении МО. Соответственно, сотрудники структур получают зарплату из местного бюджета. Муниципальные служащие – граждане России, занимающие в установленном порядке должности, включенные в штат органов территориальной администрации. Каждый сотрудник имеет соответствующий квалификационный разряд. Как и с другими работниками, с ними заключается трудовой договор. В соглашении устанавливаются конкретные полномочия и функции, определяется величина денежного содержания. Государство наделяет таких граждан соответствующим социально-юридическим статусом. Он определяется федеральными и региональными законами. Представляется, что должностные лица местных органов по своему статусу не отличаются от сотрудников госструктур. Такой вывод следует из того, что их обязанности, полномочия, ответственность, порядок зачисления в штат и исключения из него одинаковы. Вместе с этим, существуют обособленные механизмы, которыми регулируются муниципальные службы. Какие должности устанавливаются в местных структурах? Этот вопрос решается на региональном уровне и в администрации МО. управление муниципальной службой

Специфика должностей

Классификация обязанностей в соответствии с нормативными актами основывается на дифференциации определений. Муниципальная должность предусматривается в Уставе МО, согласно региональному закону. Она предполагает полномочия на решение территориальных вопросов и ответственность за их реализацию. Муниципальной считается также должность в местных органах власти. Они также формируются в соответствии с Уставом МО. Сотрудники наделяются определенными обязанностями по выполнению и обеспечению реализации полномочий местного органа, а также ответственностью за исполнение своих функций. Должность муниципальной службы – штатное место в структурах МО. Субъект, поступающий на нее, наделяется кругом обязанностей, им полагается денежное содержание. Сотрудники несут ответственность за реализацию полномочий. Глава МО утверждает штатное расписание в соответствии со структурой, определенной в Уставе.

Классификация

Установлено три категории должностей: "А", "Б", "В". Критерием дифференциации выступает уровень близости полномочий отдельных субъектов к компетенции местных органов власти. Должность категории "А" установлены для непосредственного выполнения обязанностей территориальных структур. Такая деятельность считается наиболее приближенной к полномочиям соответствующих местных органов. Зачастую компетенция служащих, занимающих муниципальные должности, и территориальных структур, МО в целом содержательно совпадают и являются тождественными. Среди должностей данной категории стоит отметить глав МО, выборных руководителей администрации, сельсовета, поселка и пр. система муниципальной службы

Спорный вопрос

В категории "А" присутствует должность депутата законодательного органа. Однако о ней необходимо сказать отдельно. Дело в том, что статус муниципальных служащих несовместим с депутатским мандатом. Данное правило не распространяется на глав МО. Но системное толкование норм позволяет устранить противоречие, по которому муниципальный служащий не может быть депутатом, а субъекты, имеющие мандаты, при определенных обстоятельствах, могут занимать должность в местных органах. Данное положение касается только конкретных структур. В частности, оно распространяется на должности, установленные в представительных органах и замещаемых на постоянной основе. При этом они должны обеспечивать непосредственную реализацию полномочий законодательного института. Это могут быть освобожденные депутаты, осуществляющие деятельность как председатели Госдумы, его заместители, руководители постоянных комитетов и пр. при этом в Уставе МО, регламенте представительного органа и иных актах должна закрепляться необходимость замещения этих должностей исключительно депутатами.

Категории "Б" и "В"

К ним относят должности муниципальных служб. Сотрудники категории "Б" осуществляют полномочия, связанные с непосредственным обеспечением работы лиц уровня "А". К ним относят помощников, консультантов (советников), пресс-секретарей глав МО. Выделение указанных должностей в обособленную категорию обуславливается спецификой отношений между служащими и руководителями администраций. Нормативные положения базируются в данном случае на юридической возможности глав МО назначать на те или иные посты нужных ввиду тех или других обстоятельств людей. Руководитель администрации, занявший свою должность впервые, свободен в выборе кадров. Это связано с тем, что деятельность муниципального служащего категории "Б" ограничивается определенным сроком, соответствующим продолжительности полномочий главы МО. Таким образом, с уходом предыдущего руководителя с постов снимаются и соответствующие сотрудники. Должности в категории "В" предусмотрены для обеспечения реализации полномочий местных органов. К ним относят все остальные посты, не входящие в рассмотренные выше группы:

  1. Заместителей глав МО, управляющие делами администрации, руководители районов в городе.
  2. Начальники отделов, председатели комитетов.
  3. Главы сельсоветов, поселков, поселений.
  4. Заместители начальников управлений, служб, отделов, зампредседатели комитетов, заведующие секторов в составе комитетов, пресс-секретари, консультанты (советники).муниципальные службы какие

Граждане, поступающие на должности категории "В", зачисляются в штат в соответствии с трудовым договором. Он заключается на неопределенный или конкретный – пятилетний – срок. Если договор подписан более чем на 5 л., то он будет считаться бессрочным.