Принципы бюджетного процесса – это рассмотрение, составление, утверждение и дальнейшее исполнение любых видов государственного бюджета. Они осуществляются в соответствии с жестко установленными правилами по причине важности в виде экономического инструмента. Основные принципы бюджетного процесса предусматривают несколько этапов, которые можно перечислить по порядку следующим образом:
- Составление.
- Рассмотрение.
- Утверждение.
- Исполнение.
Что это такое?
Сам по себе бюджетный процесс, в соответствии с законами, является регламентируемой нормами права деятельностью различных государственных органов, а также участников составления и рассмотрения проектов, утверждения, исполнения, а также контроля за исполнением бюджетов различных государственных внебюджетных фондов.
Главные принципы бюджетного процесса считают его основной составной частью регулирование, которое является частичным перераспределением финансов между бюджетами различных уровней. Длительность данной процедуры составляет три с половиной года, что принято называть бюджетным периодом.
Участники
В качестве участников бюджетного процесса выступают:
- глава государства;
- различные органы денежно-кредитной регулировки, исполнительной и законодательной власти, а также местного и государственного контроля за финансами;
- основные распорядители бюджетных средств;
- внебюджетные фонды, принадлежащие государству.
Стоит отметить, что для такого процесса достаточно важным является понятие финансового года, который может совпадать с календарным, но в достаточно большом количестве стран он был сдвинут на 1 марта или даже 1 апреля.
Основные этапы
Понятие и принципы бюджетного процесса рассматривают в качестве начального этапа данной процедуры составление, в процессе которого осуществляется решение таких вопросов, как денежно-кредитная и налоговая политика на будущий год, планируемый объем бюджета, основные технологии и направления покрытия дефицита, а также дальнейшее перераспределение расходов между всеми звеньями системы.
Далее идет рассмотрение, которое начинается еще за полгода до начала законодательного утверждения. Понятие и принципы бюджетного процесса предусматривают задействование в рассмотрении правительства, кредитно-банковских и финансовых органов, а также местных органов власти. В конечном итоге уполномоченный законодательный орган проводит рассмотрение бюджета в нескольких чтениях, вследствие чего согласовываются все образовавшиеся спорные вопросы. В данном случае согласовываются интересы всех уровней власти касательно расходов и доходов. Когда бюджет принимается законодательно, он превращается в общегосударственный закон.
После этого вступает в силу исполнение бюджета – сложная процедура, в которой принимает участие большое количество структур, ведомств и организаций. После окончания сбора доходов стартует второй этап – осуществление необходимых расходов. Так как у самого госбюджета нет никаких трат, и он занимается только распределением финансов между несколькими организациями, важно обеспечить правильное распределение его средств.
Принципы бюджетного процесса в РФ предусматривают во время рассмотрения точное указание того, кому и сколько средств причитается, для чего осуществляется составление росписи. При помощи данной росписи в дальнейшем будут определяться получатели и распорядители государственных средств.
Казначейское исполнение
Различные бюджетные процессы организуются специализированным финансовым государственным институтом – казначейством, счета которого содержат в себе все доступные бюджетные средства. Существование данного института объективно обуславливается тем, что есть необходимость в соблюдении принципа единства места хранения, сбора и дальнейшей выплаты средств.
Вне зависимости от стадии, принципы бюджетного процесса предусматривают несколько основных задач данного института:
- ведение учета платежей и налогов;
- распределение доходов между различными уровнями бюджетов;
- учет отсрочек и льгот, которые предоставляются плательщиками налогов;
- ведение взаимных расчетов между бюджетами;
- обеспечение эффективного и целенаправленного расходования средств;
- управление расходами и доходами госбюджета, который хранится на счетах.
Бюджетный процесс и его особенности
Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса – все это рассматривается с экономической и юридической точки зрения.
С экономической точки зрения это процесс, при котором указываются доходы/расходы и достижение их сбалансированности, а также мобилизация доходов и осуществление необходимых расходов.
Принцип самостоятельности бюджетного процесса с юридической точки зрения предусматривает определение данного понятия как составление, рассмотрение, а также утверждение и последующее исполнение бюджета определенного уровня.
В ходе его реализации обеспечивается определение любых возможных доходов, которые взимаются в виде всевозможных налоговых или неналоговых платежей. На данной стадии достаточно важно определить, каким именно образом те или иные налоги влияют на деятельность определенных хозяйствующих субъектов, а также насколько эффективными они являются с точки зрения обеспечения поступления финансов в бюджет.
Основной принцип бюджетного процесса предусматривает обязательную разработку основных направлений экономической политики в процессе проведения подготовки. Оценка объема требуемых расходов бюджета неразрывна с оценкой необходимых расходов, так как их признание в любом случае влечет за собой процедуру поиска дополнительных источников получения финансов.
Участники
Современное законодательство устанавливает все основные понятия и принципы. Участники бюджетного процесса по закону следующие:
- Президент.
- Государственная дума.
- Совет федерации.
- Правительство.
- Министерство по налогам и сборам.
- Счетная палата.
- Министерство финансов.
- Центральный банк.
- Главные распорядители и распорядители средств бюджета.
- Государственные внебюджетные фонды.
Проектирование
Принципы построения бюджетного процесса предусматривают непосредственную разработку проектов федеральных бюджетов силами Министерства финансов, у которого есть следующие полномочия:
- составление проекта с последующим его представлением правительству;
- принятие участия в разработке различных проектов бюджетов для внебюджетных государственных фондов;
- представление стороны государства в процессе проведения переговоров о предоставлении различных кредитов из федерального бюджета, что осуществляется после соответствующего поручения со стороны правительства;
- составление сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
- разработка точного прогноза консолидированного бюджета;
- разработка программы внутренних и внешних государственных заимствований, которая осуществляется по поручению правительства;
- ведение сотрудничества с различными финансовыми международными организациями;
- проведение проверок финансов получателей средств из бюджета, включая также получателей кредитов, ссуд и гарантий;
- ведение государственных реестров внешнего и внутреннего долга;
- управление долгом государства;
- составление отчета об исполнении установленного консолидированного бюджета;
- ведение сводного реестра главных распорядителей и получателей средств из бюджета, а также регистрация различных бюджетных организаций, работа которых напрямую финансируется бюджетными средствами.
Основные принципы построения бюджетного процесса предусматривают особые полномочия министра финансов, связанные с обеспечением процедуры исполнения бюджета. В частности, он занимается утверждением сводной росписи и лимитов обязательств для основных распорядителей, осуществляет предоставление ссуд, а также имеет право на перераспределение ассигнования между основными распределителями и статьями экономической и функциональной классификации в границах 10% утвержденной суммы. Помимо всего прочего, стоит отметить наличие у него права на сокращение расходов бюджета на сумму не более 5% от общего числа утвержденных поступлений.
При этом стоит отметить, что также основным принципом бюджетного процесса является распределение его на четыре основные стадии.
Создание проекта
На стадии составления проекта в первую очередь осуществляется разработка планов и дальнейших прогнозов развития территории и различных целевых программ, муниципальных образований и экономических отраслей, а также обеспечение подготовки сводных балансов, основываясь на которых, уполномоченные исполнительные органы смогут разрабатывать бюджетные проекты.
Стоит отметить, что данный этап представляет собой исключительную прерогативу правительства, органов местного самоуправления и исполнительной власти. Непосредственно самим составлением проектов занимается Минфин, а также различные финансовые службы субъектов РФ, а сама процедура проводится не позднее чем за 10 месяцев до того, как начнется следующий финансовый год.
Правительство занимается организацией поэтапной работы, связанной с проектированием федерального бюджета. В указанные сроки осуществляется составление прогнозов социального и экономического развития, определяются главные направления будущей бюджетной политики, сводный баланс экономических ресурсов, а также ведется расчет контрольных цифр установленного проекта на указанный период и прочие документы. Территориальные исполнительные органы занимаются детальной проработкой и последующим согласованием показателей развития в социальной и экономической сферах, а также уточнением всех контрольных цифр.
Заканчивается эта стадия тем, что не позже 26 августа текущего года правительство должно рассмотреть проект будущего бюджета, а также все сопутствующие ему материалы и документы, которые были предоставлены Министерством финансов и прочими федеральными исполнительными органами. Также оно занимается утверждением проекта закона о бюджете для дальнейшего его внесения в Думу.
Рассмотрение и утверждение
Вместе с проектом федерального закона Правительством в Государственную думу также вносятся различные проекты федеральных законов. После того, как соответствующий проект будет принят к рассмотрению Думой, его должны направить в Совет Федерации, комитетам Думы, а также прочим субъектам права законодательно инициативы, чтобы были внесены необходимые предложения и замечания, а также в Счетную палату для вынесения заключения.
Исполнение
На сегодняшний день устанавливается казначейское исполнение спроектированных бюджетов. На различные исполнительные органы возлагается обязанность соблюдать принципы организации бюджетного процесса и их исполнения, а также ведения управления счетами и всеми доступными средствами. Указанные органы представляют собой своеобразных кассиров для всех получателей и распорядителей средств, а также занимаются платежами за их счет от имени и по поручению со стороны соответствующих учреждений. Исполнение бюджета заканчивается 31 декабря.
Последние этапы
Составление отчета представляет собой четвертую стадию бюджетного процесса.
В конце любого финансового года со стороны министра финансов подается распоряжение о том, что данный год закрывается, и подготавливается отчет об исполнении запланированного федерального бюджета в общем, и вдобавок к этому - всех отдельных внебюджетных фондов. Основываясь на данном распоряжении, каждый получатель подготавливает детальный годовой отчет по своим расходам и доходам, а основные распорядители занимаются сводной и обобщением отчетов тех учреждений, которые находятся в их ведомстве.
В действующем Бюджетном кодексе закреплено положение о том, что каждый год не позднее 1 июня Правительство должно представить в Счетную палату и Государственную думу отчет о том, каким образом осуществляется исполнение установленного федерального бюджета за данный финансовый год, представляя его в форме закона. Далее Счетная палата занимается проведением проверки данного отчета, и в конечном итоге составляет заключение, которое уходит в Думу. Она уже занимается рассмотрением представленного Правительством отчета на протяжении полутора месяцев после вручения ей заключения от Счетной палаты. В процессе выполнения данной процедуры проводится заслушивание докладов об исполнении со стороны руководителей Федерального казначейства, а также непосредственно от министра финансов. Также выслушивается доклад Генерального прокурора о том, насколько соблюдается действующее законодательство, и заключение, представленное председателем Счетной палаты.
По итогам проведенного рассмотрения заключения и отчета Счетной палаты Дума должна принять решение об утверждении или же отклонении предоставленного отчета. Помимо всего прочего, на каждой отдельной стадии бюджетного процесса должен обеспечиваться муниципальный финансовый контроль со стороны соответствующих органов.