В основе любой отрасли права лежат определенные постулаты, которые являются ядром, первоосновой всех предписаний нормативных актов. На этих догматах построена вся система законодательства. Принципы налогового права являются базовыми нормами, содержащими в себе общие правила, которые впоследствии уточняются в отдельных статьях НК. Некоторые из них закреплены в законодательстве, отдельные содержатся в актах публичных органов власти или Конституционного суда. Значение принципов права сложно переоценить. Ведь они являются концентрацией всего содержания права, ввиду чего имеют важнейшее значение для органов государства, осуществляющих властную деятельность. Все нормы права опираются при создании на принципы. Они являются стержнем всей налоговой системы. Кроме того, принципы права помогают в ситуациях обнаружения пробелов в законодательстве, с их помощью применяется аналогия права. Еще одна их особенность: они отражают своеобразие и специфику национальных юридических требований.
Что такое принципы налогового права?
В науке существует масса вариантов определений этой категории. Для того чтобы вывести понятие принципов налогового права, необходимо установить ряд признаков, которые им присущи. Во-первых, это стабильность. В принципы права, как правило, реже вносятся изменения и дополнения, чем в конкретные юридические нормы. Во-вторых, они представляют собой базовые, исходные начала. В-третьих, принципы налогового права играют роль стержня всего законодательного массива этой отрасли и детализируются в отдельных нормах. В-четвертых, они отражают существующие в реальности общественные отношения. И, в-пятых, они относятся к налоговому праву. Если соединить все признаки воедино, то получится цельное определение. Так, принципы налогового права – это фундаментальные базисные стабильные правила, которые определяют содержание и направления регулирования общественных связей, возникающих в данной сфере.
Где их найти?
Отдельные принципы налогового права определены в ст. 3 НК РФ. Однако в ней содержатся лишь основные начала законодательства. Но принципы рассматриваемой правовой отрасли включают в себя не только этот аспект. В указанной выше статье не предусмотрены базовые правила функционирования налоговых органов, а также основы правосознания людей. Не учитываются в ней и фундаментальные правила фискального контроля. На более детальном уровне система принципов налогового права анализируется в трудах ученых – в диссертациях, статьях, учебных пособиях. В России над данной проблемой работали Е. М. Ашмарина, Д. В. Винницкий, A. B. Демин, С. В. Запольский, Н. И. Химичева, А. И. Худяков и другие представители науки.
Принципы и источники налогового права
Эти две категории соотносятся как часть и целое. К источникам налогового права РФ традиционно принято относить в первую очередь Конституцию. Следом за ней идут специальное законодательство в этой сфере, которое включает в себя федеральные акты (НК РФ и законы, посвященные этой отрасли), региональные документы и акты органов местного самоуправления. Дальше – общие нормативные тексты, выраженные в форме законов. К источникам также относят и иные документы (указы, декреты, постановления) органов публичной власти. Содержат налоговые предписания и решения Конституционного суда, и нормы международного права. Принципы могут содержаться в любом из этих актов. В качестве отдельного источника налогового права они не представлены ввиду того, что закреплены нормативно и, по сути, являются статьей или пунктом перечисленных выше документов.
Принцип законности
Этот постулат является основой регулирования не только налоговых связей, но и правоотношений любой другой отрасли права. Он означает беспрекословное и точное выполнение всеми субъектами, будь то государство, организация или человек, нормативных предписаний. С одной стороны, этот принцип касается сферы правотворчества. В законодательстве предусмотрено, каким образом могут устанавливаться налоги и сборы. Также прямо указывается, в каком нормативном документе они должны фиксироваться. С другой стороны, законность является обязательным требованием и при реализации установленных правил. Это положение является главенствующим среди остальных. Если будет нарушаться любой из принципов налогового права, то автоматически попирается и законность. Для того чтобы это правило соблюдалось, в нормативных актах должны быть четко и детально определены все элементы сборов.
Недискриминация
Это правило фиксируется в ст. 3 НК, где указаны принципы налогового права РФ. Оно предусматривает, что недопустимо увеличивать размер налога либо устанавливать отдельный сбор для лиц определенного пола, социального происхождения, национальности, расы, религии или по другому подобному критерию. Этот принцип, как и предыдущий, является общеправовым. Кроме того, постулат недискриминации запечатлен и на страницах Конституции РФ. В главном законе государства закреплено положение о равенстве всех имеющихся форм собственности (ч. 2 ст. 8), а также о равноправии людей вне зависимости от гражданства, пола и других признаков (ст. 19).
Отрицание обратной силы закона
Принципы налогового права и налогообложения неотделимы от общих требований, предъявляемых в нормативным правовым актам. Так, по общему правилу, предписания законов не имеют обратной силы. Это значит, что новая правовая норма не может распространять свое влияние на отношения, которые возникли до того, как она была принята. Это правило действует в уголовном, административном и других отраслях права. В рассматриваемой нами юридической сфере не допускается перерасчет ранее уплаченных сумм налогов, если ставка изменилась после осуществления расчетов. То же самое касается и других правил, закрепленных в НК.
Всеобщность
Основные принципы налогового права включают в себя и правило обязательности. Всеобщность предполагает, что каждое без исключения лицо должно участвовать в финансировании государства. Несмотря на то что в Конституции эта обязанность предусмотрена только для физических лиц, НК распространяет это требование также и на организации. Правило всеобщности не означает, что человек или юридическое лицо должен уплачивать в казну все из существующих сборов, а лишь те, в отношении которых оно признается налогоплательщиком. Еще одним требованием этого принципа является недопущение необоснованных льгот каким-либо участникам налоговых правоотношений.
Стабильность
Правовые принципы налогового права РФ, которые зафиксированы в ст. 3 НК, не предусматривают это правило в качестве базового. Однако в доктрине стабильность рассматривается как приоритетное направление развития общественных отношений этой юридической сферы. Ведь неизменность норм, которые регулируют налоговые связи, позволяет в полной мере реализовывать функции фискальной политики. Кроме того, нежелательно вносить изменения в законодательные акты в течение финансового года.
Однократность
Этот принцип подразумевает, что отдельный объект налогообложения может облагаться налогом либо сбором лишь одного вида и единожды за период, установленный в законодательстве. Однако соблюдение этого правила в России стоит под сомнением. Спорным вопросом является подобие НДС и налога с продаж. Они взимаются с одного и того же объекта. Принцип однократности не закреплен в ст. 3 НК РФ, однако признается обязательным в актах Конституционного суда.
Соразмерность
Это правило включает в себя несколько требований, которые закреплены в ст. 3 НК. Первым из них является пропорциональность. П. 1 указанной статьи предписывает учитывать при установлении ставок и размеров налогов и сборов фактическую способность человека или организации к их уплате. Следующее требование – обоснованность. Так, налоги должны обязательно иметь экономическое основание. Это правило содержится в п. 3 ст. 3 НК. В этом же пункте закреплено и третье требование – допустимость. Если установленные налоги мешают гражданам осуществлять свои конституционные права, то этот критерий считается нарушенным. Данный принцип существует не в целях поддержания наилучшего финансового положения граждан. Соразмерность в данном случае означает защиту не экономических интересов налогоплательщиков, а социально-политических прав.
Приоритет финансовой цели налога
Этот принцип, в отличие от предыдущего, защищает экономические интересы граждан. Он закрепляет положение о том, что налоги устанавливаются лишь в фискальных целях, т. е. государство таким образом получает доход. При создании или изменении сборов законодатель не должен использовать такие модели, которые понуждали людей к определенному поведению. Таким образом, если налоговое обязательство заставляет граждан отказываться от занятия какого-либо рода деятельности, приносящей доход, можно вести речь о нарушении данного принципа.
Публичность
Этот принцип затрагивает одну из важнейших целей налогообложения. Ею является обеспечение платежеспособности государства, которое, в свою очередь, удовлетворяет потребности, тождественные с общественными нуждами. Российская Федерация – государство социальное. Таким образом, принцип публичности означает, что налоговая обязанность воплощает интересы всех членов общества, при этом не только непосредственно налогоплательщиков. Кроме этого, принцип публичности означает, что право взимать налоги - это исключительная привилегия государства.