Практика применения ФЗ "Об исполнительном производстве", принятого в 1997 году, накопила большое количество вопросов, решить которые можно было только путем принятия новых положений. В этом нормативном акте четко просматривались недостатки регулирования системы. В связи с этим в 2007-м был издан новый ФЗ "Об исполнительном производстве". Он не только восполнил пробелы, но и юридически закрепил главные задачи и принципы института. Далее подробнее рассмотрим закон о приостановлении исполнительного производства. Образец постановления будет также описан в статье.
Общие сведения
Закон 2007 года предусматривает новый порядок, в соответствии с которым выполняется прекращение и приостановление исполнительного производства. В этом его главное отличие от прежнего нормативного акта. Так, в соответствии с предыдущим законом допускалось приостановление исполнительного производства судом и только им. С 1 февраля 2007 года эти полномочия возлагаются и на определенную категорию должностных лиц. В частности, сейчас разрешено приостановление исполнительного производства приставом. В соответствии с этим изложены новые редакции статей 439, 437 и 436 ГПК. По ст. 436 суд обязан, а по ст. 437 – вправе частично либо полностью приостановить производство в определенных случаях. Они перечислены в положениях Закона. Кроме этого, нормативный акт включает в себя основания приостановления исполнительного производства. Это говорит о том, что была проведена качественная переработка предписаний. Тем не менее, есть в Законе и проблемные моменты.
Определение
Возбуждение исполнительного производства осуществляется в соответствии с постановлением уполномоченного органа. Однако существует вероятность наступления временных, но не определенных по своей длительности обстоятельств, которые исключают возможность его продолжения. В этом случае используется право на приостановление исполнительного производства.
Данная мера считается временной. Она предусматривает прекращение действий, спровоцированное обычно не зависящими от сторон дела (объективными) обстоятельствами. Они не позволяют продолжить судебно-исполнительное производство. В отношении данных обстоятельств, как правило, невозможно установить время устранения. В связи с этим приостановление судебного производства предполагает перенос совершения предписанных действий на неопределенный период. В данном случае обстоятельства, несомненно, носят временный характер, и понятно, что однажды они отпадут. Но когда именно появится возможность продолжить действия, не ясно в силу специфики случаев.
Разграничение определений
В научной литературе приостановление трактовалось как "отсрочка". Однако данное определение не является точным. "Отсрочка" исполнения в любом случае предполагает возобновление производства спустя время. Рассматриваемое понятие не предусматривает такой "обязательности". Реализация определения по делу не всегда может продолжиться. Не возобновляется исполнение акта при отмене постановления судебным органом проверочной инстанции.
Статья 39
В ней установлены случаи, в которых имеет место частичное либо полное приостановление исполнительного производства. К ним, в частности, относят:
- Предъявление иска по поводу освобождения имущества, на которое было обращено взыскание по постановлению, от наложенного ареста (исключение его из описи).
- Оспаривание определения пристава о возмещении исполнительского сбора.
- Претензия на результаты оценки имущества, на которое был наложен арест и прочие случаи, предусмотренные ст. 39.
Положения статьи 40
Исполнительное производство приостанавливается в порядке, который определен процессуальными предписаниями и рассматриваемым нормативным актом, если имеет место:
- Оспаривание акта должностного лица либо органа, уполномоченного разбирать дела по факту административного правонарушения.
- Пребывание должника в продолжительной служебной командировке.
- Оспаривание документа либо акта, который является основанием для выдачи исполнительного листа.
- Обращение должника, взыскателя или уполномоченного должностного лица для разъяснения положений постановления, порядка и способа его реализации.
- Оспаривание бездействия (действия) пристава или отказа от совершения действий и прочие случаи, предусмотренные ст. 40.
Важный момент
Приостановление исполнительного производства следует отличать от переноса действий. В частности, следует отметить такие особенности:
- Срок. Приостановление производства выполняется на неопределенный период. При переносе действий должностное лицо всегда обязано точно установить новое время для их совершения.
- Обстоятельства. При приостановлении производства имеют место факторы, которые не зависят от воли участников процесса. Перенос же, как правило, обусловлен субъективными обстоятельствами.
- Возобновление действий. При переносе достаточно назначить новое время для реализации постановления. В случае с обстоятельствами, неопределенной продолжительности, необходимо повторное возбуждение исполнительного производства.
Перечень причин
Служба исполнительных производств может временно прекратить действия по постановлению при наличии определенных обстоятельств. Перечень, присутствующий в ст. 39 и 40, считается исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию. Если какие-либо обстоятельства явно мешают продолжить исполнительное производство, приставы обязаны его временно прекратить до устранения затруднений. После этого действия по постановлению возобновляются по инициативе должностного лица или заявлению взыскателя. Следует привести еще ряд причин, по которым может приостанавливаться производство. К ним относят:
- Отзыв у кредитной организации, выступающей в качестве должника, лицензии на проведение банковских операций. Исключение составляют случаи, предусмотренные в Законе о банках и их деятельности.
- Применение в отношении организации-должника арбитражным судом процедуры банкротства в порядке, установленном в ст. 96 рассматриваемого Закона.
- Принятие иска должника о рассрочке или отсрочке взыскания сбора, уменьшения его величины либо об освобождении от него.
- Направление приставом в Банк России или ФНС уведомления об аресте имущества организации.
Полномочия пристава
Это должностное лицо может полностью или частично прекратить действия по постановлению. При этом подается ходатайство о приостановлении исполнительного производства. Закон допускает это в случаях:
- Нахождения должника в стационарном медучреждении на лечении.
- Объявления розыска гражданина (ребенка).
- Обращения должника, который проходит службу в ВС и прочих войсках, военных органах и формированиях, образованных в соответствии с законом.
- Направления постановления для поручения совершить определенные исполнительные действия либо применить конкретные меры принуждения. Данное положение установлено ч. 6 ст. 33 рассматриваемого Закона.
Главный пристав страны или какого-либо из ее субъектов, а также их заместители могут приостановить производство при поступлении жалоб на постановление, на бездействие (действие) должностных лиц, подчиненных им.
Особые случаи
В соответствии с ч. 1 ст. 40 временное прекращение действий по определению осуществляется в обязательном порядке в случае утраты должником дееспособности, его смерти, объявлении его погибшим или пропавшим безвестно, если обязанности или требования лица по постановлению допускают правопреемство. Производство в таком случае приостанавливается до момента установления правопреемника. После его определения (в случае смерти) станет понятно, кто будет далее исполнять обязательства, что само по себе подразумевает устранение обстоятельств, которые препятствовали совершению предписанных постановлением действий.
При признании должника отсутствующим без вести производство приостанавливается до даты передачи обязательств управляющему, назначенному в порядке, который установлен законодательством. Обязательно прекращаются действия по постановлению при признании несостоятельности организации-должника (банкротстве) арбитражем до момента принятия решения по существу в отношении дальнейшей судьбы ее имущества. При введении конкурсного производства исполнительная документация передается конкурсному управляющему.
Взыскатель в таком случае становится одним из кредиторов. При восстановлении платежеспособности организации, признанной банкротом (к примеру, после проведения внешнего управления либо финансового оздоровления), исполнительное производство может быть продолжено. В случае утраты дееспособности действия по постановлению прекращаются до момента назначения опекуна. При несении службы, участии в боевых конфликтах производство приостанавливают до окончания срока или завершения военных действий.
Оспаривание
Заявление о приостановлении исполнительного производства может подаваться при обжаловании решения. После принятия обращения на рассмотрение действия по предписаниям постановления временно прекращаются. Заявление о приостановлении исполнительного производства подается в случаях, предусмотренных в законодательстве.
Действия прекращаются до окончания рассмотрения жалобы. Об этом выносится специальное определение. Если оспариваются бездействие (действие) должностного лица либо органа, имеющих полномочия разбирать дела по административным преступлениям и вынесших соответствующее постановление, которое стало основанием для исполнительного производства, оно приостанавливается также до завершения рассмотрения иска по существу. В результате принимается решение, которое определяет дальнейшую судьбу акта.
Полномочия арбитража
Приостановление производства данной судебной инстанцией осуществляется в следующих случаях:
1. Исполнения документов, приведенных в ст. 12, ч. 1, пунктах 5, 6 и 8 рассматриваемого Закона. К ним относят акты:
- Органов, обладающих контрольными функциями, по взысканию денежных средств. При этом обязательным условием является приложение документов, имеющих отметки банковских или кредитных организаций, где открыты расчетные или прочие счета должника, о частичном либо полном невыполнении требований в связи с отсутствием необходимых сумм для погашения взыскания.
- Должностных лиц, судебных и прочих органов по административным преступлениям.
- Прочих инстанций в отношении гражданина либо организации, осуществляющих коммерческую деятельность без образования юр. лица.
2. Исполнения постановления пристава по поводу взыскания с должника расходов (сборов, штрафов), наложенных на него в соответствии с постановлением. Это положение распространяется на граждан и организации, которые ведут коммерческую деятельность без образования юр. лица.
Во всех прочих случаях приостановление производства осуществляется инстанцией общей юрисдикции, в районе которой пристав исполняет свои должностные обязанности.
Статья 6.1
Она начала действовать после принятия изменений в рассматриваемый закон. Данная статья предусматривает образование и ведение информационной базы, в которой содержатся сведения, необходимые для реализации поставленных задач. Банк данных исполнительных производств считается общедоступным до момента окончания совершения действий по постановлениям. Информация включает в себя:
- Сведения о подразделении, в котором ведется производство.
- Реквизиты должников.
- Даты принятия судебных актов.
- Номера исполнительных листов.
- Требования по постановлениям.
- Даты начала производств и прочее.