Периодически средства массовой информации будоражат общественность сообщениями о рекордных суммах, выплаченных за произведение искусства. И самая дорогая картина на время становится главной новостью в мировых СМИ. Корректность постановки вопроса о самой ценной картине вызывает сомнения, но один из ответов на него может быть таким: рекордная сумма, выплаченная за живописное произведение, на середину лета 2015 года составляет 300 млн долларов. В конце февраля этого года их получила семья швейцарского коллекционера Рудольфа Штейхлина за картину Поля Гогена «Когда свадьба?»
Поль Гоген, «Когда свадьба?» (1891) – 300 млн
Поль Гоген (1848-1903) всю жизнь искал земной рай, не испорченный современной цивилизацией. Сначала ему показалось, что он нашел его на островах Океании, на Таити. Для островитян он был важным человеком, ему предназначили в жены 13-летнюю красавицу Техааману, которая стала моделью для многих картин мастера, - он изобразил будущую жену и её подругу и на картине «Когда свадьба?» (1892). Гоген не нашел рая на Таити, закончив жизнь в болезнях и нищете, но оказав колоссальное влияние на мировое изобразительное искусство.
Королевская семья Катара выделила более млрд долларов музейному ведомству Катара на создание коллекции европейской живописи, и в 2016 году полотно Гогена - самая дорогая картина, купленная на закрытых торгах, окончательно станет собственностью Катарского музея. Часть выделенных средств – 274 млн - была потрачена в 2011 году на «Игроков в карты» Поля Сезанна, что было до 2015 года рекордом.
Поль Сезанн, «Игроки в карты» (1892) – 274 млн
С 1890 по 1895 год Сезанн создал цикл из пяти картин, на которых изображались разные моменты карточной игры. Картины великого француза, оказавшего огромное влияние на каждого заметного художника XX века, мастера, которого называли предтечей авангарда, в частности, кубизма, всегда особо ценились собирателями частных и государственных коллекций.
К 2011 году лишь одна из пяти картин цикла оставалась в частном собрании, она и вошла в топ самых дорогих картин мира после сделки с доверенными лицами катарского эмира.
Марк Ротко, «№ 6. Фиолетовый, Зеленый, Красный» (1951) – 186 млн
Он родился в 1903 году в маленьком городке на прибалтийской окраине российской империи, и в семье говорили на русском и идиш. Когда Марку было только 10 лет, их семья эмигрировала в США, и всю свою жизнь он провел в Америке. Там его творчество стало символом новой живописи, абстрактного экспрессионизма. С полотен исчезала фигуративность, вершиной творчества Ротко стало «простое выражение сложной мысли» - огромные композиции из цветовых полей, одна из которых в 2010 году стала известна как самая дорогая картина Ротко.
Покупателем считается русский миллиардер Д. Рыболовлев, причем он вскоре инициировал процесс против продавца – известного арт-дилера Ива Бувье. Главной претензией к дельцу, известному своей нечистоплотностью, стало непомерное завышение стоимости. Действительно, фото самой дорогой картины в мире (на то время) вызывало недоумение, особенно у тех, кто мало интересуется современными течениями изобразительного искусства. Мутные истории вокруг концептуальных творений Ротко называют символичными: художник в 1970 году покончил жизнь самоубийством после сложного развода и начавшейся неизлечимой болезни.
Пабло Пикассо, «Алжирские женщины, версия О» (1955) - 179 млн
Среди художников, чьи работы занесены в топ самых дорогих картин за всю историю, Пабло Пикассо (1881-1973) занимает особое место. За долгую жизнь, полную высокого вдохновения, им создано огромное количество полотен, графики, скульптур, но любой малейший эскиз, выполненный гениальной рукой основоположника кубизма, всегда был предметом вожделения частных коллекционеров и государственных музеев, расположенных по всему миру.
В 1954-55 годах мастер написал серию «Алжирские женщины» из 15 полотен, которые он обозначал буквами от А до O, и последняя по времени картина этого цикла признавалась её апофеозом, кульминацией. На сегодня это самая дорогая картина Пикассо. Эта вещь великого авангардиста была одним из самых значительных его творений, остававшихся в частном владении. В ней Пикассо отдал дань памяти всем великим живописцам, кого восхищал удивительный мир Востока: Рубенсу, Э. Делакруа, Матиссу и многим другим.
Проданный в мае 2015 на аукционе CHRISTIE'S этот шедевр самого знаменитого художника XX века – самая дорогая картина в мире, ушедшая с открытых торгов.
Джексон Поллок, «№ 5» (1948) - 165 млн
В отношении творчества Джексона Поллока (1912-1956) критика и художники мгновенно разделялись на два непримиримых лагеря. Для одних он – символ гибели живописи как явления искусства, его композиции они считали порождением случайности, исключавшей роль художника – творца. Другие сделали его лидером и знаменем абстрактного экспрессионизма – ведущего направления нефигуративной живописи. Даже в самых хаотичных по способу нанесения красок картинах они видели глубокий смысл, на котором настаивал и сам художник.
Лист древесноволокнистой плиты размером, до сих пор являющимся стандартом при производстве листовых строительных материалов, забрызганный и залитый краской – так долгое время выглядели самые дорогие современные картины. «№5» стал художественным произведением, вокруг которого образовалось множество недомолвок, он долго скрывался от публики и был выставлен на торги, когда вещи Поллока стали огромной редкостью для коллекционеров. Окутаны тайной сам факт покупки и заплаченная сумма – всё до конца не подтверждается участниками сделки: известным голливудским продюсером Дэвидом Геффеном и таинственным мексиканским коллекционером.
Виллем де Куннинг, «Женщина III» (1951-1953) - $162,4 млн
Нидерландский живописец и скульптор Виллем де Кунинг (1904-1997) – еще один яркий представитель абстрактного экспрессионизма, знаковая фигура художественного авангарда двадцатого века. Его живопись долго сохраняла фигуративное содержание, но изображения людей становились знаком, объектом, которому свой особенный смысл придавал зритель, привлеченный исключительно эмоциональной техникой живописи.
Полотно из цикла, посвященного изображению обнаженной женской натуры, волею судьбы оказалось в музее современного искусства в Тегеране. Исламская революция 1979 года в Иране подвергла пересмотру в том числе и экспозицию этого музея.
Картина голландского авангардиста не вписалась в каноны, предписанные сторонниками аятоллы Хомейни, и она до 1994 года лежала в далеких запасниках. Выкупил и вывез из Ирана шедевр де Куннинга всё тот же Дэвид Геффен. В 2006 году она была продана и вошла в список, где перечислены самые дорогие картины художников - авангардистов XX века.
Пабло Пикассо, «Сон» (1932) - 158,5 млн
О покупке этого полотна крупнейший коллекционер с Уолл-стрит Стивен Коэн договорился с прежним владельцем – Стивом Уинни - еще в 2006 году.
Уинни, который был владельцем казино, в результате несчастного случая серьезно повредил холст, и сделка состоялась только через 7 лет, после тщательной реставрации этой удивительно красивой работы.
Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауер I» (1907) - 158,4 млн
Если по сюжету требовалось мужское изображение, он скрывал или прятал его лицо – для Густава Климта (1862-1918) главной темой в искусстве и предметом поклонения в жизни была женщина. Австрийский мастер оставил огромный след в одном из самых изысканных и гармоничных стилей – модерне начала XX века, его ярчайшей разновидности – Венского сецессиона. Климт - автор полотен, ставших вызовом для общественной морали того времени, не скрывавших за удивительной декоративностью глубокого восхищения женщиной.
«Австрийская Мона Лиза», «Золотая Адель» - так прозвали эту фантастическую картину. Она относится к «золотому» периоду творчества художника и многими считается его высшим достижением. Драматична история полотна. После присоединения Австрии нацистами полотно было экспроприировано в составе всего состояния Фердинанда Блох-Бауэра – мужа изображенной на портрете Адели, который бежал в Швейцарию. Лишь в 2005 году его наследнице – племяннице Марии Альтман – удалось вернуть портрет своей тети в свою собственность в числе пяти картин, общая стоимость которых была астрономической. «Золотая Адель» из них – самая дорогая картина. В мире мало вещей, более соответствующих названию.