Рубрики
...

Северный морской путь. Трассы Северного морского пути

Северный морской путь (СМП), его освоение и развитие, вызывает большой интерес ученых, исследователей нашей страны и зарубежных специалистов. Его история - это интереснейшие экспедиции, поразительные находки и, конечно же, удивительные люди, которые изучению этого пути посвящали свои жизни. северный морской путь

Географическое положение

Такое название получила судоходная северная магистраль, которая пролегает по морям Северного Ледовитого и Тихого (частично) океанов. Это Карское, Восточно-Сибирское, Баренцево, Берингово и Чукотское моря, море Лаптевых. Северный морской путь проходит вдоль побережья Сибири. Трассы соединяют российские и дальневосточные порты, устья сибирских судоходных рек в одну транспортную систему.

СМП ограничивают западные входы в проливы, а также меридиан, который протянулся севернее мыса Желания. А на востоке - Берингов пролив. Протяженность этой морской магистрали - 5600 км.порты северного морского пути

Порты

Основные порты Северного морского пути:

  • Дудинка;
  • Диксон;
  • Игарка;
  • Певек;
  • Тикси;
  • бухта Провидения.

Сегодня проводятся работы по реализации проекта по превращению порта Петропавловска-Камчатского в порт-хаб на этом маршруте.
Он занимает очень выгодное положение, что позволяет ему стать важным транспортным узлом на этой морской магистрали между Азиатско-Тихоокеанским регионом и Северной Европой. Кроме выгодного положения порт Петропавловска имеет и другие преимущества - незамерзающую бухту, круглогодичную навигацию, возможность хранения, накопления, а также сортировки контейнерных грузов.моря северного морского пути

В последние годы порты Северного морского пути активно реконструируются и модернизируются. Это позволяет увеличить их возможности по приему крупных международных судов.

Дудинка

Это самый северный морской (международный) порт в нашей стране и крупнейший в Сибири, который расположен в Красноярском крае. Интересный факт – Дудинский порт единственный в мире, затапливаемый ежегодно во время весеннего ледохода.
Он находится в ведении «Норильского никеля» - филиала российской горно-металлургической компании. Используется как морской и речной порт. Расположен на правобережье Енисея, где могучая река сливается с Дудинкой. Порт соединяет города Талнах и Норильск автомобильной и железной дорогами.

Северные моря

Северный морской путь начинается в водах Баренцева моря, а в бухте Провидения заканчивается. Следует отметить, что все моря этой судоходной магистрали отличаются суровым климатом. Судите сами. В середине июля температура воздуха на побережье Баренцева моря не превышает +7 °C, а зимой опускается до -20 °C. Это море характеризуется частыми штормовыми ветрами. Высота волн достигает 7 метров.

На побережье Карского моря летняя температура воздуха не повышается более +6 °C, а зимняя достигает -28 °C. В летнее время отмечаются северные ветры, которые, как правило, сопровождаются туманами. Зимой они более сильные и частые, нередко переходящие в ураганы.

Еще более суровым климатом отличается море Лаптевых. В северной части его побережья температура в июле +1 °C , зимой она опускается до -34 °C . Ветры слабые.

Все моря Северного морского пути отличаются небольшими плюсовыми температурами в летнее время. Восточно-Сибирское море характеризуется среднемесячной летней температурой +7 °C, а зимней - до -33 °C.

Моря Северного пути имеют область шельфа, глубины которых - менее двухсот метров. Их дно является подводным продолжением платформенных структур суши. Переходная зона - материковый склон, имеющий глубины от ста восьмидесяти до трех тысяч метров.

Особенности Северного пути

Характерные особенности этой судоходной магистрали - наличие льдов на всем пути следования транспорта и суровый климат. Ледовая обстановка на некоторых участках трасс имеет значительную пространственную и межгодовую изменчивость. Зимой Северный морской путь охватывает антициклоническая циркуляция воздушных масс. В летнее время атмосферная циркуляция противоположна зимней, но ее воздействие на климат не столь велико.

История Северного морского пути: первопроходцы

Как утверждают историки, к Студеному морю новгородские люди пришли еще в XI веке. В 1032 году двинский посадник Улеб освоил первый Северный морской путь до Карских (Железных) ворот Новой Земли. Ему не удалось войти в Карское море, так как его судно было не способно передвигаться во льдах.

В поисках новых товаров для рынков Новгорода отважные поморы-мореплаватели дальше продвигались на север. Примерно в этот промежуток времени был открыт морской путь на Грумант, а также на острова Вайгач, Новую Землю и Колгуев. Поморы на своих кочах первыми открыли большинство арктических земель, поэтому можно с уверенностью заявить, что именно они начали освоение Северного морского пути.

Экспедиции иностранных мореходов

Пытаясь найти проход к побережью Южной и Восточной Азии на севере, во второй половине XVI века в экспедицию отправились британские мореплаватели. С 1553 по 1580 год они трижды отправлялись в морские походы, желая пройти в Тихий океан через арктические моря. Первым двум экспедициям удалось добраться до Новой Земли. Успешнее оказалась третья экспедиция - она вошла в Карскую губу, но огромное скопление льдов заставило отважных моряков развернуть судно и вернуться.

В самом конце того же века осуществлением этой идеи заинтересовались голландцы. Им удалось дойти до Ямала в 1594 году. Экспедиция состояла из четырех судов. Еще через год (1595 г.) уже семь голландских кораблей вышли в Карское море, но им вновь пришлось повернуть обратно. Только третьей экспедиции (1596 г.) довелось открыть берег Шпицбергена и остров Медвежий, а затем обогнуть с севера Новую Землю и войти в Карское море.

К сожалению, суда этих мореплавателей были раздавлены льдами, а они вынуждены были зимовать на широте 76 градусов с. ш. Летом они на лодках пошли в южном направлении, где их подобрали русские мореходы, доставившие путешественников в город Колу. Интересно, что в отчетах голландцев и англичан упоминается, что Карское и другие моря из акватории Ледовитого океана уже были к тому времени известны русским путешественникам.

Исследования

Впервые предположение о возможности использования (практического) Северо-Восточного прохода (вплоть до начала XX века он именовался так) было озвучено в 1525 году русским дипломатом и политическим деятелем Дмитрием Герасимовым. Теоретически обосновывал целесообразность освоения этой транспортной магистрали М. В. Ломоносов. Над этой темой много работал Д. И. Менделеев, который посвятил освоению Крайнего Севера более тридцати работ. Он тесно сотрудничал с легендарным адмиралом С. О. Макаровым.история северного морского пути

17 апреля 1732 года русская императрица Анна издала указ, согласно которому она поручала В. Берингу отправляться на Камчатку для разведки новых земель, которые лежат между Камчаткой и Америкой, и для исследования побережья Сибири.
Он и стал началом II Камчатской экспедиции. Гораздо позднее ее стали называть Великой Северной. Она не имела равных по важности выполненных задач в мировой истории. В ней принимали участие 977 человек - отважных подвижников. К сожалению, многие из них погибли в северных льдах, но результаты их трудов невозможно переоценить. Им удалось обследовать и нанести на карту (впервые) все русское побережье океана. Семь отрядов не жалели сил, делали свою работу, которую сегодня можно без преувеличения назвать героической.

Затем было еще несколько арктических экспедиций: К. Бэра, Ф. П. Литке и П. И. Крузенштерна. Результат этих морских походов - твердая уверенность в том, что Карское море непригодно для судоходства. К. Бэр даже заявил, что это настоящий «ледяной погреб».

Тем не менее промысловые ресурсы в Баренцевом море постепенно истощались, что заставило мореходов и промышленников все чаще выходить в Карское море. Эпизодические экспедиции для вывоза сибирской древесины, пушнины, золота и самоцветов в Центральную часть России и за рубеж стали проводиться с 1877 года. Русские купцы начали вкладывать немалые средства в налаживание судоходства и изучение северных морей.развитие северный морской путь

В результате уже к первой половине 90-х годов XIX столетия был опровергнут бытующий в те времена миф о невозможности судоходства в Карском море. С 1911 года ежегодно совершались рейсы из Владивостока на Колыму одного парохода. Правда, развития эти походы не получали, что объяснялось необустроенностью трассы. Полностью маршрут Северного пути прошла с одной зимовкой шведская экспедиция знаменитого исследователя Норденшельда на барке «Вега» в 1879 году.

Промышленные изыскания

Появление парового флота, изобретение радио и постройка ледоколов стали важными вехами, благодаря которым северная магистраль получила дальнейшее развитие. Северный морской путь вновь привлек внимание ученых и исследователей. С 1921 года Карские экспедиции были возобновлены, а с 1923 года стали осуществляться рейсы из Владивостока на Колыму.

В 1923 году начала работу первая полярная станция (пролив Маточкин Шар) в Советском Союзе. В 1924 года стала регулярно проводиться разведка и обзор льдов с воздуха. В 1932 году состоялась легендарная экспедиция О. Ю. Шмидта. За одну навигацию впервые удалось преодолеть весь Северный морской путь России.

СНК Советского Союза 17 декабря 1932 года опубликовал Постановление об учреждении Главсевморпути. С того времени этот день является датой официального открытия этой магистрали. Исследования Крайнего Севера стали регулярными и более целенаправленными. Первая крупная транспортная операция состоялась в 1935 году. Она была осуществлена лесовозами «Искра», «Ванцетти» из Ленинграда во Владивосток.значение северного морского пути

В 1936 году эсминцы «Войков» и «Сталин» прошли из Кронштадта во Владивосток. Проход занял одну навигацию. Это стало важным историческим событием. Оно позволило усилить Тихоокеанский и Северный флоты. Появилась возможность быстро перебрасывать суда с флота на флот.

Война

В годы ВОВ Северная морская магистраль была чрезвычайно важна для Советского Севера. По ней проводились боевые корабли, флот обеспечивался каменным углём, а промышленность страны - медью, лесом, никелем. По этому пути в годы войны под защитой военных судов Северного флота было перевезено более 4 миллионов самых различных грузов.

Международное судоходство

Первые иностранные суда освоили трассы Северного морского пути только в 1991 году. Правда, в то время это не стало стартом к его широкому использованию. Причина заключалась в том, что прибрежный маршрут из-за большого количества узких проливов и мелководья был недоступен для крупнотоннажных судов, а плавание по транзитным маршрутам во многом зависит от состояния ледовой обстановки.

Тем не менее, несмотря на определенные сложности, популярность этого пути растет постоянно. К примеру, в 2009 году по нему прошли всего два судна (коммерческих), к 2011 году их уже насчитывалось более тридцати. По долгосрочным прогнозам, грузоперевозки к 2020 году достигнут 35 миллионов тонн в год.первый северный морской путь

Увеличение транспортных потоков по СМП потребует дальнейших усилий не только в области науки, но и в сфере расширения военно-морского присутствия России в этом регионе.

Северный путь в наши дни

Нельзя не отметить, что в начале XXI века Северный путь стал очень привлекательным для многих компаний, которые перевозят морские грузы. Раньше основной транспортной артерией, по которой доставлялись грузы из европейских регионов на Дальний Восток, являлся маршрут через Суэцкий канал. За год через него проходило около восемнадцати тысяч судов. В то же время количество судов, следовавших арктическим путем, исчислялось лишь десятками.

Но в последнее время ситуация вокруг Северного пути стремительно начала меняться. Положительным фактором, привлекающим внимание к СМП, является глобальное потепление. За последние три с половиной десятка лет площадь льдов в Арктике сократилась почти вдвое. Вследствие этого существенно увеличился срок навигации в северных морях. Если раньше навигация продолжалась с июля по сентябрь, то сегодня — с июня по ноябрь.освоение северного морского пути

Кроме того, следует учитывать еще несколько факторов, которые способны в ближайшие годы привлечь к этой магистрали внимание иностранных компаний:

  1. В среднем через Суэцкий канал время доставки грузов составляет сорок восемь дней, а путь через арктические моря занимает тридцать пять дней. Следовательно, ощутимо сокращаются сроки доставки, экономится топливо, и сокращаются транспортные издержки.
  2. Отсутствуют очереди и плата за проход судов (в отличие от Суэцкого канала), имеется только ледокольный сбор.
  3. Отсутствие противоправных действий. Сомалийские и другие пираты у берегов Африки совершают нападения на суда.
  4. Нет ограничений на размер судов и тоннаж. (Суэцкий канал допускает продвижение судов не более 20,1 м).

Планы по развитию Северного пути

Российское правительство приняло комплексный проект Северного морского пути (развитие на ближайшие годы). Он был подписан премьер-министром России Дмитрием Медведевым. Утверждая его, глава правительства подчеркнул, что СМП, который является кратчайшим маршрутом, соединяющим Дальний Восток с Европой, включая весь Азиатско-Тихоокеанский регион, западную часть Северной Америки, используется в настоящее время не в полном объеме.

В докладе отмечен и раздел проекта, который предусматривает интересы Министерства обороны. Он обеспечивает безопасность страны и СМП. Этот маршрут дает российским судам свободный доступ в Ледовитый и Атлантический океаны.

Сегодня продолжительность навигации по этому маршруту составляет 4 месяца. По нему перевозится добываемый на севере лес, газ и нефть, 90 % никеля и более 65 % меди. Так что никаких вопросов о целесообразности развития этого морского пути не возникает.

Значение Северного пути

Сегодня становится очевидным, насколько важна эта морская магистраль для нашей страны. Его значение как уникальной транспортной артерии определяется потребностями функционирования хозяйственных комплексов, промышленного освоения районов побережья Арктики. Это важнейший фактор стабилизации и обеспечения национальной геополитики и экономической безопасности страны.

Этот внутренний морской путь нашей страны играет огромную роль в экономической жизни многих регионов страны, которые связаны с Ледовитым океаном большими реками (Енисей, Обь, Индигирка, Лена, Хатанга, Колыма и др.). Не меньшее значение Северного морского пути заключается в развитии транспортных связей и экономики северо-востока России - Чукотки, Магаданской области и Республики Саха (Якутия). На их долю сегодня приходится основная часть добычи золота, алмазов, олова, железных руд, каменного угля и других полезных ископаемых.