Ключевую роль в мировой экономике играет территория. Любое государство должно располагаться в строго ограниченных пространственных пределах. Земля является основой существования всех народов и, соответственно, всех стран. Все населенные территории мира имеют собственную государственную границу, что является постулатом любого института государства. Своё правовое положение имеют и примыкающие территориальные воды, и континентальный шельф, о котором подробнее будет изложено далее.
Территориальная целостность РФ
По оценкам множества экспертов, институт государства Российской Федерации не располагает претензиями в области территориальной целостности. Относительно официального мнения, бывшие республики могучего государства СССР в период изменения конституционного строя образовали 15 самостоятельных, признанных мировыми державами государств. Кроме этого, образовано несколько территориальных самообразований, претендующих на определенный статус.
Все изменения в территориальном вопросе РФ тесно взаимосвязаны с направлением суверенного института правления, затрагивая интересы других мировых держав. Зачастую трудно отделить внешние и внутренние политические интересы, так как они тесно переплетены между собой.
Территориальная целостность определяется следующими нормами и документами:
- конституцией и ФЗ Российской Федерации;
- международными соглашениями с другими государственными институтами.
Конституция о территориальном праве
Конституция РФ отражает понятие территориального определения в Российской Федерации. Первой частью статьи №67 определено, что целостность РФ предполагает все ее континентальные территории, а также внутренние и морские воды, в том числе воздушное пространство над ними. Конституционные положения дают основание утверждать, что в составе государственной территории РФ находится четыре ее части.
Территориальные составляющие РФ:
- сухопутная, сюда входит континентальная и островная территория;
- морская, подразумевает под собой внутренние и морские воды;
- недра, область расположения природных ресурсов;
- воздушная, ограниченная пространством над другими частями.
Характерным признаком существования каждой территориальной части является их твердая правовая основа.
Трактовка международного права
Континентальный шельф в нормах международного права имеет точное обозначение. Результатом конвенции в Женеве от 1958 года закреплено понятие о континентальном шельфе. Первой статьей понятием континентального шлейфа определены:
- поверхность и полезные ископаемые морского дна, примыкающие к берегу и расположенные вне зоны территориального моря до глубины 200 и более метров до пределов возможности геологической разведки;
- территории морского дна, примыкающие к берегам островов.
Следовательно, континентальный шельф имеет начало от линий континентальных границ и территориального моря.
Геологические исследования вразрез с нормативно-правовыми актами
Статьей 67 Конституции РФ также определен порядок осуществления деятельности на континентальном шельфе, при этом идет ссылка на нормы международного права и ФЗ о континентальном шельфе от 30.11.1995.
Однако мнения научно-исследовательских групп о способе территориальной разметки и определении вод континентального шельфа нередко расходятся. Геологи, в свою очередь, имеют различную от понятия международного соглашения трактовку о данном морском участке. Подразумевается пологая часть материка, продолжающаяся под морскими глубинами до тех мест, где она переходит в материковый склон, что и определяет границы шельфа.
Однако Комиссией международного права в 1956 году отмечена непригодность геологического определения для закрепления его основополагающими документами.
Исключительная экономическая зона
Международными соглашениями определено, что исключительная экономическая зона и континентальный шельф являются тождественно равными понятиями, поскольку ни то, ни другое не относится ни к одному государству. Но при этом данные участки наделены правами и собственной юрисдикцией стран, за которыми закреплены.
Деятельность в зоне должна заключаться в разведке, разработке и обеспечении экологической безопасности естественных ресурсов на дне и в морских недрах. Права РФ на арктический шельф предоставляют государству горизонт практически бескрайних возможностей.
Преимущества России
В юрисдикции Российской Федерации находится значительная территория Арктического континентального шельфа, что дает ей право на осуществление следующей деятельности.
- Разведка и разработка минеральных и живых ресурсов. Стоит отметить, что осуществлять данную деятельность другие государства могут только с согласия РФ.
- Осуществление и регулировка буровых работ для любых целей.
- Исключительное право на искусственные сооружения. В области юрисдикции государства право на установку и сооружение искусственных островов и объектов, предназначенных для разработки полезных ископаемых. На территории данных сооружений РФ имеет права в области таможни, санитарии и прочих норм и правил, в том числе в области безопасности.
- Проводить морские научные исследования.
- Защищать природные ресурсы континентального шельфа и экологию региона, в связи с промыслами в области разработки источников полезных ископаемых и захоронения отходов.
- Прокладывать транспортные и коммуникационные маршруты, в том числе для транспортировки газовых и нефтяных продуктов.
Правовой режим континентального шельфа регламентируется нормами международного права и соответствующими нормативно-правовыми актами российского государства. Стоит отметить важную деталь, исходящую из права деятельности РФ на территории континентального шельфа. Правовой статус этого государства, как и любой другой страны, претендующей на континентальный шельф, не затрагивает воздушного и морского пространства. А это означает, что зона вод континентального шельфа нейтральна, и никто не может ограничивать права и свободы по международному судоходству и воздухоплаванию.
Полярные секторы
Острота вопроса в плане распределения арктических зон на территориальные секторы возникла уже в начале XX века. Для этого Советским Союзом 15 апреля 1926 года предприняты первые попытки закрепить за собой полярные зоны. Центральным комитетом принят документ о провозглашении территорий (земли и острова), принадлежащими СССР, которые известны и в дальнейшем будут открыты в пределах Северного Ледовитого океана от границ побережья СССР.Исключением являются восточные острова Шпицбергена, так как были признаны СССР за Норвегией. Между тем, Норвегия не признает восточные границы полярного сектора за РФ.
Борьба государств
Вопросы соперничества за континентальный арктический шельф активно развиваются на политической арене. Принадлежность к юрисдикции отдельных частей шельфа со стороны Российской Федерации доказывается научными исследованиями и разведкой дна Северного Ледовитого океана. Одной из таких экспедиций выступила "Арктика-2007", обнаружившая продолжение хребта Ломоносова на глубине более четырех тысяч метров. По окончании экспедиции установлен флаг Российской Федерации и начата новая точка распределения особых экономических зон Арктического шельфа. С выводами экспедиции осталась категорически не согласна Канада, а впоследствии ее быстро поддержали и остальные страны.
Претенденты, имеющие право влияния на территорию
Международное право предполагает распределение зон влияния на Арктическом шельфе среди России, Соединенных штатов Америки, Канады, Дании, Норвегии.
Активность в области распределения особых экономических зон предельно актуальна в годы глобального потепления и таяния ледников, что делает более доступной разведку и добычу полезных ископаемых. Стоит отметить, что в регионе сосредоточено более 25 % всех запасов углеводородов. Российская Федерация - претендент на четверть мировых запасов.
Не стоит удивляться остроте вопроса в распределении сфер влияния между странами Арктического договора. Россия активно проводит разведку и добычу полезных ископаемых на шельфах Карского и Баренцева морей. По оценкам экспертов, открыты богатые и уникальные месторождения газа. Шестая часть рыбной продукции добывается именно в этом регионе. Кроме того, проложенный Северный морской путь является самым коротким путем от Европы до Америки и Азии. Потенциал данного региона способен прокормить не только одну отдельно взятую страну, но и весь мир в течение многих десятков лет.
Активную инвестиционную деятельность определяет огромное количество углеводородного сырья (более 130 млрд тонн условного топлива и 73 млрд м³ газа). Согласно геологической разведке зон шельфа, расположение полезных месторождений присутствует на более чем половине территории.
Наиболее перспективная территория приходится на Российский континентальный шельф в Арктике. Здесь сосредоточено около четверти всех мировых запасов углеводородов.
Проблемы и преграды на пути изучения морских участков
Истощение запасов мировых ресурсов на основных континентах заставляет все более остро подходить к геологической разведке регионов Арктического шельфа. Борьба за ресурсы в таких местах требует развития сложной высокотехнологичной техники, предопределяет затраты на емкие научные исследования, дающие инвестиционный результат только через многие годы. Воды континентального шельфа всегда будут объектом тщательных исследований, а в дальнейшем и просторы океанических лож в качестве источника углеводородов. Поиски предопределены перспективой длительной инвестиции человечества в будущее.