Синергетический эффект представляет собой повышение результативности деятельности за счет интеграции, соединения отдельных элементов в единую систему. Термин происходит от греческого слова synergys. Оно обозначает "вместе действующий". Рассмотрим далее подробно синергетический эффект организации.
Общие сведения
У многих руководителей, оценивающих деятельность своей компании, возникают вопросы, касающиеся ее эффективности. Например, в штате присутствует несколько команд менеджеров. Одни добиваются успеха, а другие нет. У одной команды показатели по заключенным договорам выше, чем у другой. В начале 80-х годов прошлого века был выявлен и описан эффект экспоненциального роста. Так, некоторые компании, которые действовали на достаточно плотно заполненном рынке и не имели значительных финансовых ресурсов, в течение относительно непродолжительного времени существенно увеличивали оборот. В тот же период был введен термин "синергетический эффект слияния". Он означает способность нескольких управленцев (менеджеров) формировать в совокупности большую ценность, чем если сложить показатели их работы, проведенной в отдельности.
Основные направления
Получение синергетического эффекта, по мнению ряда исследователей, осуществляется через три основных процесса:
- Адекватное планирование.
- Обмен текущей информацией и знаниями между сотрудниками предприятия.
- Координацию работы.
Все эти процессы можно объединить понятием "коллективное мышление". Оно может приводить к разным результатам. При этом необязательно они будут положительными, когда отмечается активный рост взаимодействия. Результат синергетического эффекта может быть и отрицательным при таком же резком падении активности. Многим знакомо понятие "французская забастовка". Оно предполагает действие каждого в соответствии с регламентами, но общая эффективность при этом будет нулевой. Это наглядно иллюстрирует негативное коллективное мышление.
Специфика взаимодействия
Исследователи выделяют 3 основных варианта сотрудничества специалистов предприятия:
- Самый простой и достаточно редкий. В этом случае хорошо отмечается вклад каждого сотрудника, коллективные действия также себя оправдывают. Общий результат, таким образом, равняется сумме усилий каждого работника. К примеру, над каким-то заданием трудятся 4 человека. Результат их совместной деятельности равен тому, который можно получить, если они будут работать по отдельности. Наглядно это можно представить уравнением 1+1+1+1=4.
- Самый, как показывает практика, частый. В этом случае специалисты пытаются решать задачи совместно, имеет место взаимодействие. Однако при этом процесс осложнен наличием амбиций, непониманием, отклонением от основного направления, интригами, повторами, конфликтами. Все это негативным образом сказывается на скорости решения задач. В результате некоторые моменты приходится несколько раз перерабатывать, совещания проходят неконструктивно - в попытках примирить конфликтующие стороны - и ничем не заканчиваются. В итоге вся работа выполняется посредственно. В таком случае общий результат будет меньше суммы элементов. Представить это можно так: 1+1+1+1=1.8.
- Синергетический эффект. По наблюдениям специалистов, этот вариант на предприятиях встречается реже, чем предыдущие. Синергетический эффект предполагает, что вклад каждого работника оптимально вписывается в существующую общую картину в компании. При этом совместная деятельность многократно увеличивает показатели. Общий итог, таким образом, превышает сумму результатов специалистов, работающих в отдельности. Представить наглядно это можно так: 1+1+1+1=7.
Как достичь синергетического эффекта?
Существует достаточно распространенное мнение о том, что искусство управления интеллектуальными способностями заключается в том, чтобы грамотно объединять усилия людей. Выиграет в этом случае тот, кто сделает это лучше. У такого руководителя в компании все будет получаться гораздо быстрее, с меньшими затратами и с высоким качеством. Но чтобы возник синергетический эффект, необходимо грамотно подобрать команду. К сожалению, до сих пор не выработано конкретных критериев оценки менеджеров верхнего и среднего звена. До недавнего времени синергетический эффект можно было выявить только по факту развития и роста предприятия на протяжении продолжительного времени. Однако сейчас ситуация несколько иная.
Некоторые рекомендации
Существует несколько критериев, по которым формируется методика подбора персонала. Среди требований следует отметить:
- Математическую точность. Анализ полученных сведений должен осуществляться на основании четких показателей, суть которых должна быть ясна даже неподготовленному человеку.
- Низкая стоимость работы. При привлечении внешних исполнителей услуга должна существенным образом снижать вероятность возникновения рисков, которые приводят к убыткам, во много раз превышающим ее стоимость.
- Скорость выполнения операций и получения результатов.
- Аккредитив. При привлечении внешних исполнителей заказчик должен иметь возможность не подписывать акт приемки и получить внесенный аванс, если работа его не устроит.
- Высокий уровень надежности. Результаты исследования должны быть подтверждены практикой. Сведения о конкретном сотруднике (показатели его работы) изменяются на протяжении года с той вероятностью, которой можно пренебречь.
- Независимость от этнических и географических факторов.
Итог исследования
При проведении изучения рынка услуг руководитель должен решить ряд вопросов:
- Останется ли конкретный сотрудник на конкретной должности и кто вообще на ней останется.
- К каким результатам может привести изменение структуры.
- Существует ли нереализованный потенциал у сотрудника, можно ли поставить перед ним новую задачу.
- Кто будет способен взять на себя развитие нового продукта либо направления.
- Какого сотрудника стоит обучать принципам управления и сколько времени на это потребуется.
- Что произойдет при слиянии подразделений.
Руководителю, стремящемуся подобрать идеальную команду, необходимо проводить не только качественную, но и количественную оценку работы сотрудников.