Система федеральных органов исполнительной власти РФ представляет собой институт, осуществляющий государственное управление. Он обладает определенной степенью юридической самостоятельности. Рассмотрим далее, какие органы входят в систему федеральных органов исполнительной власти РФ.
Общая характеристика
Орган исполнительной федеральной власти представляет собой особую организацию. Она учреждается государством. К основным задачам исполнительных органов относят реализацию и обеспечение выполнения законных и прочих нормативных актов, функций госуправления во всех областях жизни страны. Свою деятельность указанные институты осуществляют, используя специальные методы и формы. Все они обладают соответствующей структурой, властными полномочиями, компетенцией, штатом госслужащих.
Признаки
Государственно-правовую природу исполнительных органов федерального значения определяет конституционное разделение госвласти. Присутствие их в общегосударственной сфере является следствием юридического закрепления указанной дифференциации. Исполнительные органы выступают в качестве внешней формы выражения власти. Они формируются с целью реализации ее задач на практике. Это обуславливает государственное управление в социальной и культурной, экономической, административной и политической областях общественной жизни. У каждого органа есть свое наименование. Нормативными актами определяются порядок образования, ликвидации и реорганизации каждого института.
Принципы работы
Деятельность исполнительных структур базируется на следующих положениях:
- Обеспечение территориальной и государственной целостности страны.
- Распространение суверенитета РФ в пределах ее границ.
- Верховенство Конституции.
- Единство системы госвласти.
- Разграничение полномочий и предметов ведения между государственными институтами.
- Разделение госвласти на три направления.
Компетенция
Исполнительные федеральные органы наделены особыми полномочиями. Они реализуются в специальных формах. Институты обладают конкретной компетенцией, закрепленной в нормативных актах. В нее, как правило, входят права, обязанности, задачи, ответственность и полномочия. В содержание последних включены:
- Контрольно-надзорные функции.
- Исполнительно-распорядительная работа.
- Юридические действия, принятие решений, которые вызывают важные последствия правового характера.
- Нормотворческая и юрисдикционная (правоохранительная) деятельность.
Классификация
В современную систему федеральных органов исполнительной власти входят институты, наделенные законодательной инициативой. Они обладают также государственными полномочиями по принятию нормативных актов и контролю их исполнения. По характеру компетенции различают институты межотраслевой, общей и отраслевой направленности. Последние руководят работой подчиненных им секторов.
К примеру, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Минздрав, Комитет по металлургии и так далее. Институты межотраслевой направленности реализуют специальные полномочия. Они выполняют общие для сфер управления и отраслей задачи. Ими, например, являются Минфин, Минэкономразвития и прочие. Исполнительные органы могут быть коллегиальными или единоначальными. К первым следует относить организационно оформленные группы лиц, которые принимают решения большинством голосов. Это, например, госокмитеты, правительство. В единоначальных органах утверждение решений осуществляется руководителем единолично.
Что не входит в систему федеральных органов исполнительной власти?
Конституция и иные нормативные документы устанавливают разграничение законодательных, судебных и распорядительных институтов. В современную систему федеральных органов исполнительной власти не входят, таким образом, Госдума, Федеральное Собрание, ВС, ВАС и прочие суды России. Закон допускает осуществление совместной деятельности региональных, местных и государственных институтов управления. При этом в нормативных актах установлен перечень вопросов, которые могут относиться к общему ведению. Система федеральных органов исполнительной власти РФ является многоуровневой. Институты, которые включены в нее, могут создавать территориальные подразделения и контролировать их работу. В этом случае последние являются подотчетными и также входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
Внутреннее устройство
Президент своим Указом от 10 января 1994 года определил, какие структуры входят в систему федеральных органов исполнительной власти. Институт, в частности, формируют:
- Правительство России.
- Министерства.
- Госкомитеты.
- Главное управление госохраны.
- Федеральные службы.
- Агентство правительственной информации и связи.
- Налоговый департамент.
- Федеральный надзор РФ.
Институт составляют также:
- Федеральные комиссии.
- Российские агентства.
- Некоторые службы при президенте России.
Министерства и ведомства
Институты, которые входят в систему федеральных органов исполнительной власти, имеют некоторые отличия. Так, министерства проводят госполитику и осуществляют управление в конкретной сфере деятельности. Они также координируют в установленном секторе работу других институтов, которые также входят в систему федеральных органов исполнительной власти. Руководство министерством осуществляется должностным лицом, включенным в состав правительства. Ведомства считаются относительно самостоятельными институтами. Их руководители не включаются в состав правительства. Ведомства также не выступают как структурные подразделения министерств. Их работу координирует непосредственно Правительство страны.
Госкомитет и комиссия
Эти институты входят в систему федеральных органов исполнительной власти для осуществления межотраслевой координации по вопросам, которые относятся исключительно к их ведению. Их работа осуществляется на коллегиальной основе. Госкомитет и комиссия осуществляют и функциональное регулирование в конкретной сфере деятельности. Руководителями этих институтов именуются председателями. Они не включаются в состав Правительства.
Другие институты
Среди прочих органов стоит отметить федеральную службу, российское агентство и надзорную инстанцию. Эти институты осуществляют специальные функции в определенных сферах деятельности. В частности, они реализуют исполнительные, регулирующие, разрешительные, контрольные и прочие задачи. Российским агентством руководит генеральный директор. Надзорную инстанцию возглавляет начальник. Управление федеральной службой осуществляется директором.
Правительство
Оно входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ в соответствии с Конституцией и ФЗ. Правительство - коллегиальный институт. Он является высшим органом власти и возглавляет исполнительную ветвь. Правительство формируется из:
- Председателя.
- Заместителей (первых в том числе).
- Федеральных министров.
В предусмотренных законодательством случаях председатель временно выполняет обязанности главы государства. При его отсутствии его полномочия исполняет один из заместителей согласно оформленному письменно распределению.
Председатель правительства
Назначение и освобождение этого лица от должности осуществляется главой государства в порядке, предусмотренном в Конституции. При снятии председателя с поста правительство автоматически уходит в отставку. Но при освобождении должностного лица от обязанностей глава государства вправе перепоручить их одному из заместителей. Срок временных полномочий может составлять до 2 мес. Назначение на должность и освобождение от нее заместителей, а также федеральных министров осуществляется президентом по представлению председателя правительства.
Деятельность
Правительство России координирует и управляет работой федеральных министерств и других государственных исполнительных органов, контролирует их деятельность. Они, в свою очередь, находятся в подчинении высшего института и несут перед ним ответственность за реализацию поставленных задач. Правительство утверждает положения об исполнительных федеральных органов. Исключением являются те, руководство которыми относится к компетенции президента. Правительство назначает на должность и снимает с нее:
- Заместителей фед. министров.
- Руководителей государственных исполнительных органов, которые не являются федеральными министрами, а также их заместителей. Исключением являются должностные лица институтов, находящихся под руководством президента.
- Руководителей организаций и органов, сформированных при Правительстве.
- Должностных лиц территориальных подразделений.
Правительство вправе подать в отставку. Она или отклоняется, или принимается президентом. Глава государства может принять по своей инициативе решение об отставке высшего исполнительного органа, а также в случаях, установленных Конституцией. К последним, например, относится выражение недоверия или отказ Госдумы от доверия правительству.
Нормативные акты
Правительство России вправе издавать распоряжения и постановления. Оно также обеспечивает их реализацию. Распоряжения и постановления подписываются председателем. Эти нормативные акты обязательны на всей территории государства. Все постановления, которые издает правительство, должны быть опубликованы в официальном государственном издании. Исключение составляют те нормативные акты, в которых присутствует информация, относящаяся к гостайне. Опубликование должно быть произведено не позднее 15 дней с даты принятия. В случае необходимости незамедлительного обнародования среди населения постановления должны быть доведены до всеобщего сведения безотлагательно через СМИ. Нормативные акты правительства не могут противоречить Конституции. В случае несогласованности распоряжений и постановлений с положениями Основного закона, ФЗ и указов президента они отменяются главой государства. Правительство обладает полномочиями принимать заявления, обращения и прочие акты, не обладающие правовым характером.
Заседания
Правительство собирается не реже раза в месяц. На заседаниях может присутствовать президент в качестве председателя. В соответствии с предусмотренным порядком, в них также вправе участвовать представители:
- Палат ФС.
- КС, ВС, ВАС.
- Генпрокуратуры.
- Счетной палаты.
- ЦБ и прочие лица.
Федеральные министры и заместители председателя присутствуют на заседаниях лично. При невозможности своего участия они обязаны проинформировать об этом высшее должностное лицо правительства.