Рубрики
...

Какие органы, структуры входят в систему федеральных органов исполнительной власти РФ? Что не входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ?

Система федеральных органов исполнительной власти РФ представляет собой институт, осуществляющий государственное управление. Он обладает определенной степенью юридической самостоятельности. Рассмотрим далее, какие органы входят в систему федеральных органов исполнительной власти РФ. входят в систему федеральных органов исполнительной власти

Общая характеристика

Орган исполнительной федеральной власти представляет собой особую организацию. Она учреждается государством. К основным задачам исполнительных органов относят реализацию и обеспечение выполнения законных и прочих нормативных актов, функций госуправления во всех областях жизни страны. Свою деятельность указанные институты осуществляют, используя специальные методы и формы. Все они обладают соответствующей структурой, властными полномочиями, компетенцией, штатом госслужащих.

Признаки

Государственно-правовую природу исполнительных органов федерального значения определяет конституционное разделение госвласти. Присутствие их в общегосударственной сфере является следствием юридического закрепления указанной дифференциации. Исполнительные органы выступают в качестве внешней формы выражения власти. Они формируются с целью реализации ее задач на практике. Это обуславливает государственное управление в социальной и культурной, экономической, административной и политической областях общественной жизни. У каждого органа есть свое наименование. Нормативными актами определяются порядок образования, ликвидации и реорганизации каждого института. входит в систему федеральных органов исполнительной власти рф

Принципы работы

Деятельность исполнительных структур базируется на следующих положениях:

  1. Обеспечение территориальной и государственной целостности страны.
  2. Распространение суверенитета РФ в пределах ее границ.
  3. Верховенство Конституции.
  4. Единство системы госвласти.
  5. Разграничение полномочий и предметов ведения между государственными институтами.
  6. Разделение госвласти на три направления.

Компетенция

Исполнительные федеральные органы наделены особыми полномочиями. Они реализуются в специальных формах. Институты обладают конкретной компетенцией, закрепленной в нормативных актах. В нее, как правило, входят права, обязанности, задачи, ответственность и полномочия. В содержание последних включены:

  1. Контрольно-надзорные функции.
  2. Исполнительно-распорядительная работа.
  3. Юридические действия, принятие решений, которые вызывают важные последствия правового характера.
  4. Нормотворческая и юрисдикционная (правоохранительная) деятельность. какие органы входят в систему федеральных органов исполнительной власти рф

Классификация

В современную систему федеральных органов исполнительной власти входят институты, наделенные законодательной инициативой. Они обладают также государственными полномочиями по принятию нормативных актов и контролю их исполнения. По характеру компетенции различают институты межотраслевой, общей и отраслевой направленности. Последние руководят работой подчиненных им секторов.

К примеру, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Минздрав, Комитет по металлургии и так далее. Институты межотраслевой направленности реализуют специальные полномочия. Они выполняют общие для сфер управления и отраслей задачи. Ими, например, являются Минфин, Минэкономразвития и прочие. Исполнительные органы могут быть коллегиальными или единоначальными. К первым следует относить организационно оформленные группы лиц, которые принимают решения большинством голосов. Это, например, госокмитеты, правительство. В единоначальных органах утверждение решений осуществляется руководителем единолично.

Что не входит в систему федеральных органов исполнительной власти?

Конституция и иные нормативные документы устанавливают разграничение законодательных, судебных и распорядительных институтов. В современную систему федеральных органов исполнительной власти не входят, таким образом, Госдума, Федеральное Собрание, ВС, ВАС и прочие суды России. Закон допускает осуществление совместной деятельности региональных, местных и государственных институтов управления. При этом в нормативных актах установлен перечень вопросов, которые могут относиться к общему ведению. Система федеральных органов исполнительной власти РФ является многоуровневой. Институты, которые включены в нее, могут создавать территориальные подразделения и контролировать их работу. В этом случае последние являются подотчетными и также входят в систему федеральных органов исполнительной власти. какие структуры входят в систему федеральных органов исполнительной власти

Внутреннее устройство

Президент своим Указом от 10 января 1994 года определил, какие структуры входят в систему федеральных органов исполнительной власти. Институт, в частности, формируют:

  1. Правительство России.
  2. Министерства.
  3. Госкомитеты.
  4. Главное управление госохраны.
  5. Федеральные службы.
  6. Агентство правительственной информации и связи.
  7. Налоговый департамент.
  8. Федеральный надзор РФ.

Институт составляют также:

  • Федеральные комиссии.
  • Российские агентства.
  • Некоторые службы при президенте России.  что не входит в систему федеральных органов исполнительной власти

Министерства и ведомства

Институты, которые входят в систему федеральных органов исполнительной власти, имеют некоторые отличия. Так, министерства проводят госполитику и осуществляют управление в конкретной сфере деятельности. Они также координируют в установленном секторе работу других институтов, которые также входят в систему федеральных органов исполнительной власти. Руководство министерством осуществляется должностным лицом, включенным в состав правительства. Ведомства считаются относительно самостоятельными институтами. Их руководители не включаются в состав правительства. Ведомства также не выступают как структурные подразделения министерств. Их работу координирует непосредственно Правительство страны.

Госкомитет и комиссия

Эти институты входят в систему федеральных органов исполнительной власти для осуществления межотраслевой координации по вопросам, которые относятся исключительно к их ведению. Их работа осуществляется на коллегиальной основе. Госкомитет и комиссия осуществляют и функциональное регулирование в конкретной сфере деятельности. Руководителями этих институтов именуются председателями. Они не включаются в состав Правительства.

Другие институты

Среди прочих органов стоит отметить федеральную службу, российское агентство и надзорную инстанцию. Эти институты осуществляют специальные функции в определенных сферах деятельности. В частности, они реализуют исполнительные, регулирующие, разрешительные, контрольные и прочие задачи. Российским агентством руководит генеральный директор. Надзорную инстанцию возглавляет начальник. Управление федеральной службой осуществляется директором. в современную систему федеральных органов исполнительной власти входят

Правительство

Оно входит в систему федеральных органов исполнительной власти РФ в соответствии с Конституцией и ФЗ. Правительство - коллегиальный институт. Он является высшим органом власти и возглавляет исполнительную ветвь. Правительство формируется из:

  1. Председателя.
  2. Заместителей (первых в том числе).
  3. Федеральных министров.

В предусмотренных законодательством случаях председатель временно выполняет обязанности главы государства. При его отсутствии его полномочия исполняет один из заместителей согласно оформленному письменно распределению.

Председатель правительства

Назначение и освобождение этого лица от должности осуществляется главой государства в порядке, предусмотренном в Конституции. При снятии председателя с поста правительство автоматически уходит в отставку. Но при освобождении должностного лица от обязанностей глава государства вправе перепоручить их одному из заместителей. Срок временных полномочий может составлять до 2 мес. Назначение на должность и освобождение от нее заместителей, а также федеральных министров осуществляется президентом по представлению председателя правительства.

Деятельность

Правительство России координирует и управляет работой федеральных министерств и других государственных исполнительных органов, контролирует их деятельность. Они, в свою очередь, находятся в подчинении высшего института и несут перед ним ответственность за реализацию поставленных задач. Правительство утверждает положения об исполнительных федеральных органов. Исключением являются те, руководство которыми относится к компетенции президента. Правительство назначает на должность и снимает с нее:

  1. Заместителей фед. министров.
  2. Руководителей государственных исполнительных органов, которые не являются федеральными министрами, а также их заместителей. Исключением являются должностные лица институтов, находящихся под руководством президента.
  3. Руководителей организаций и органов, сформированных при Правительстве.
  4. Должностных лиц территориальных подразделений.  в современную систему федеральных органов исполнительной власти не входят

Правительство вправе подать в отставку. Она или отклоняется, или принимается президентом. Глава государства может принять по своей инициативе решение об отставке высшего исполнительного органа, а также в случаях, установленных Конституцией. К последним, например, относится выражение недоверия или отказ Госдумы от доверия правительству.

Нормативные акты

Правительство России вправе издавать распоряжения и постановления. Оно также обеспечивает их реализацию. Распоряжения и постановления подписываются председателем. Эти нормативные акты обязательны на всей территории государства. Все постановления, которые издает правительство, должны быть опубликованы в официальном государственном издании. Исключение составляют те нормативные акты, в которых присутствует информация, относящаяся к гостайне. Опубликование должно быть произведено не позднее 15 дней с даты принятия. В случае необходимости незамедлительного обнародования среди населения постановления должны быть доведены до всеобщего сведения безотлагательно через СМИ. Нормативные акты правительства не могут противоречить Конституции. В случае несогласованности распоряжений и постановлений с положениями Основного закона, ФЗ и указов президента они отменяются главой государства. Правительство обладает полномочиями принимать заявления, обращения и прочие акты, не обладающие правовым характером.

Заседания

Правительство собирается не реже раза в месяц. На заседаниях может присутствовать президент в качестве председателя. В соответствии с предусмотренным порядком, в них также вправе участвовать представители:

  1. Палат ФС.
  2. КС, ВС, ВАС.
  3. Генпрокуратуры.
  4. Счетной палаты.
  5. ЦБ и прочие лица.

Федеральные министры и заместители председателя присутствуют на заседаниях лично. При невозможности своего участия они обязаны проинформировать об этом высшее должностное лицо правительства.