Государственная исполнительная власть РФ реализуется посредством специальных институтов. Они наделяются определенными юридическими полномочиями. Рассмотрим далее, что собой представляет исполнительная власть в РФ.
Характеристика
Исполнительная власть в РФ представлена в форме относительно самостоятельного направления. Вместе с этим институты, входящие в нее, тесно взаимодействуют с законодательными и судебными учреждениями. Ее функции выражаются в практической реализации законодательства в масштабе всей страны. Для их осуществления органы исполнительной власти РФ наделяются соответствующими полномочиями. Они проявляются в способности и возможности оказывать определенное влияние на поведение субъектов, подчинять их закону. Полномочия институтов реализуются в отношении к разным (индивидуальным и групповым) элементам общества. Федеральная исполнительная власть РФ выступает в качестве неотъемлемого компонента внутриполитического механизма. Она всегда функционирует вместе с судебными и законодательными институтами. В тех сферах, где государственная власть отсутствует, не действует и исполнительная система в ее конституционном значении. Так, в частности, нет ее на уровне отдельных коммерческих и бюджетных предприятий, учреждений.
Важный момент
Исполнительная власть не может рассматриваться как вид госдеятельности. Это обуславливается тем, что последняя выступает только как форма ее практической реализации. Из этого следует, что исполнительная власть и исполнительная деятельность также не тождественные понятия. Первая является сущностным выражением второй. Власть отражает функциональную направленность исполнительной деятельности, определенности компетенции. Это означает, что первая выступает как базовая категория. В этой же связи исполнительная власть РФ не может отождествляться с госуправлением. Последнее характеризуется именно как форма ее реализации.
Специфика
Исполнительная власть выражена в определенном виде госдеятельности. По своей сути, она является правоприменительной. Это качество принципиально отличает исполнительную власть и выступает в качестве ее прямого назначения. Правоприменение обладает позитивным характером. Он выражается в прямом выполнении предписаний законодательства. Это необходимо для организации эффективной, стабильной работы всех объектов и субъектов, находящихся под влиянием власти.
Особенности институтов
Исполнительная власть РФ, как выше было указано, реализуется через работу определенных учреждений. Это обязательное конституционное требование. Структура исполнительной власти РФ включает в себя только определенные институты. Ими не могут быть судебные или законодательные учреждения. Свои динамические качества система приобретает через работу своих органов, которые, в свою очередь, характеризуются как исполнительные субъекты. Здесь следует сказать о необходимости разделять понятия. Исполнительная власть РФ, обладая субъектным выражением, не может рассматриваться как комплекс институтов, призванных осуществлять правоприменительные функции. Она только выражена в их практической работе.
Сферы влияния
Исполнительная власть РФ характеризуется тем, что в распоряжении ее субъектов находятся наиболее значимые элементы:
- Важнейшие коммуникационные средства.
- Финансы.
- Армия и прочие воинские подразделения.
- Полиция.
- Службы внешней и внутренней безопасности.
- Уголовно-исполнительные учреждения и так далее.
Отличия от госуправления
Государственное регулирование и исполнительная власть характеризуются единой основой. Вместе с этим следует учитывать, что исполнительно-распорядительная деятельность (управление) в большей степени выступает как организационно-правовая категория, а работа по реализации исполнительной власти - политико-правовая. Госуправление является более широким понятием. Исполнительная же власть в определенной степени является производной от него системой.
Она призвана определять характер и объем полномочий, которые реализуются в рамках управления. Вместе с этим госрегулирование выступает как вид деятельности, направленный на практическое воплощение, претворение в жизнь исполнительной власти. Последняя составляет суть управленческой работы. Исполнительная власть выражает, главным образом, ее функциональную направленность. Это означает, что все ее субъекты выступают и звеньями госуправления. Вместе с этим не все элементы могут являться таковыми в конституционном смысле. Например, не могут выступать такими звеньями администрацию госорганизации или концерна.
Дуализм
Полномочия по управлению системой исполнительной власти разделяются между двумя органами. Одним из них выступает президент. Вторым институтом является Высший орган исполнительной власти РФ. Такая правовая позиция четко отражена в Указе Президента. В документе определяются органы исполнительной власти РФ, подведомственные указанным институтам. Президент наделен достаточно широкими полномочиями. В организационном плане Высший орган исполнительной власти РФ, как исполнительный институт, ему не подчиняется.
Разграничение предметов ведения
В Федеративном государстве, каким выступает РФ, крайне важным является закрепление принципа единства госвласти. На различных уровнях, не соподчиненных друг другу, обеспечивается единый подход к реализации внутренней политики страны. Разделение сфер влияния между ключевыми институтами предполагает разграничение предметов ведения. Такой принцип присутствует во всех направлениях госполитики. Органы исполнительной власти РФ могут решать вопросы на разных уровнях. Одни из них относятся к исключительному ведению России, другие - только лишь к полномочиям ее субъектов (регионов). Существуют также вопросы, которые решаются совместно. Для каждой категории принцип единства подходов определяется по-разному. Что касается вопросов исключительного ведения субъектов, то их решение осуществляется региональными органами самостоятельно, без участия федеральных институтов.
Установленные схемы разделения
В пределах вопросов исключительного ведения России только федеральные органы исполнительной власти РФ могут принимать нормативные акты. Их реализация осуществляется всеми институтами на всех уровнях. В частности, речь идет и о самих федеральных органах, и о региональных, и о местных. Таким образом, в отношении предметов ведения России формируется вертикальная схема. По вопросам, которые решаются совместно, институты фактически и формально не соподчиняются. Каждый из них на своем уровне принимает и реализует нормативные акты. Существует три схемы разделения полномочий в сфере совместного ведения:
1. Управление производится двумя не соподчиненными органами исполнительной власти региона и РФ. Разграничение может быть представлено в следующем виде:
- общее регулирование - детальное управление;
- прямое распределение предусмотренных полномочий по уровням власти федеральным законодательным актом.
2. Управление осуществляется региональным институтом, которому были делегированы соответствующие возможности.
3. Полномочия реализует территориальное подразделение федерального исполнительного органа, которые переданы ему субъектом. В настоящее время такая схема на практике не реализуется.
Система органов исполнительной власти РФ
Она включает в себя:
- Министерства.
- Федеральные агентства.
- Службы.
Подведомственность определяется в зависимости от направления деятельности этих институтов. Например, Министерство обороны, МИД, МВД, ФСБ подчиняются президенту. Институтом, которому подведомственны Минфин, Минрегионразвития, Минтранспорта и пр., выступает правительство РФ. Исполнительная власть на уровне субъектов может быть представлена в обобщенной форме:
- Губернатор области, президент республики и пр.
- Высший орган исполнительной власти.
- Центральные институты специальной компетенции.
- Территориальные учреждения.
Особенности организации
Существует два вида построения структуры:
- Линейная. Она предполагает ответственность руководителя органа за его работу в целом. Администрация оказывает управленческое влияние на всех подчиненных. При этом руководитель имеет право привлекать к дисциплинарной ответственности виновных в тех или иных нарушениях лиц. При такой структуре имеет место последовательное соподчинение служащих от нижестоящих к вышестоящим.
- Функциональная. В такой организационной модели руководитель назначается линейным начальником. Кандидатура при этом согласовывается с функциональным должностным лицом. К примеру, глава подразделения ДПС назначается руководителем территориального органа. Однако его кандидатура должна быть согласована с начальником регионального ГИБДД.
Подразделения
Существуют следующие виды структурных единиц:
1. Руководство. Оно включает в себя непосредственных начальников и их заместителей. Каждый из них представляет собой относительно самостоятельную единицу. Заместители разделаются на:
- первых, осуществляющих полномочия начальников в полном объеме на случай их отсутствия;
- простые;
- решающие определенный круг вопросов.
2. Отделы:
- оперативные, решающие текущие вопросы, касающиеся деятельности органа;
- функциональные, в ведении которых находятся обособленные задачи, не связанные прямо с целями работы института (бухгалтерия, к примеру);
- территориальные;
- вспомогательные и материально-технические.
Компетенция
Система органов исполнительной власти РФ обладает определенными юридическими возможностями осуществлять те или иные юридически значимые действия или принимать решения, влекущие последствия, обязательные для соблюдения третьими лицами. Полномочия классифицируются в зависимости от функционального назначения на:
- Руководящие. Они предполагают управление работой, определение целевых показателей, наличие возможности на дачу обязательных для выполнения распоряжений.
- Регулятивные. Они касаются как принятия нормативных актов, устанавливающих соответствующие правила, так и обеспечения их реализации в ходе текущей работы.
- Надзорные. Эти полномочия могут реализовываться как относительно организационно, так и функционально подчиненных субъектов.
- Координационные. Такие полномочия реализуются в том случае, если исполняющему органу не подчинены учреждения, которые он контролирует. Например, такая работа осуществляется межведомственными комиссиями.
В зависимости от способа закрепления полномочия могут быть:
- Общефункциональными. В этом случае имеет место примерное определение круга полномочий.
- Перечневыми. Такие возможности конкретно устанавливаются в открытых или закрытых списках. Первый способ используется при закреплении полномочий правительства, например. Закрытые перечни устанавливают круг возможностей для институтов специальной компетенции.
- Делегированными.
- Договорными.
В зависимости от порядка реализации выделяют:
- Связанные полномочия. Они предполагают возможность принятия только одного определенного решения при наличии конкретного юридического факта.
- Полномочия, реализуемые по разрешению вышестоящего лица/органа. Такие ситуации, например, имеют место, когда служащий может продлить какой-либо срок или запросить документацию после согласования со своим руководителем.
- Совместные полномочия. Они могут реализовываться по соглашению между органами. Например, по договору может осуществляться проверка с участием какой-либо службы.
- Дискреционные полномочия. Они реализуются по усмотрению в случаях, когда должностному лицу предоставлена возможность оценить совокупность фактов и принять соответствующее решение.
В зависимости от наделенных полномочий и определяется круг вопросов, относящихся к ведению того или иного института (подведомственность).