Проблемы дознания в сокращенной форме обсуждаются в юридическом сообществе достаточно давно. В результате дискуссий был принят ФЗ № 23. Этим законом вносился ряд изменений в стати 303 и 62 УПК. Следует сказать, что российская правовая система в прошлом уже имела опыт реализации расследования в упрощенном виде. Рассмотрим далее в контексте существующей практики особенности дознания в сокращенной форме.
Общие сведения
В законодательстве достаточно четко определено, что производство дознания в сокращенной форме предполагает последующее рассмотрение материалов по правилам особого судебного разбирательства. Они установлены в гл. 40 Уголовно-процессуального кодекса. В принципиальном плане установленная модель не вызывает каких-либо возражений. Однако при анализе статей возникают сомнения в возможности надлежащей реализации упрощенной конструкции.
Дознание: общий порядок (сокращенная форма)
Законодательство предусматривает ряд условий для реализации рассматриваемой конструкции. В первую очередь нормами установлено, что дознание в сокращенной форме осуществляется только по тем делам, которые находятся в ведении соответствующего должностного лица. При этом уголовное преследование должно быть начато в отношении конкретного субъекта. Еще одним существенным условием является то, что подозреваемый должен признавать вину в преступлении полностью, соглашаясь с фактической и правовой оценкой его деяния, в том числе и с размером и характером причиненного ущерба. Дознание в сокращенной форме возможно только по его ходатайству и с согласия потерпевшего. При этом последний может появиться в процессе расследования в течение трех суток с момента возбуждения дела.
Обязанности и права участников
Стороны сокращенного дознания обладают всеми юридическими возможностями, предусмотренными для его осуществления по общим правилам. Аналогичным образом обстоит дело и с обязанностями. Срок дознания в сокращенной форме – 15 суток. При необходимости допускается его продление на 5 дней. При этом, в соответствии с предписаниями закона, обвинительное заключение должно быть оформлено не позднее 10 дней с даты вынесения постановления о выполнении дознания в сокращенной форме. Нормативными актами не предусмотрено никаких ограничений по применению к подозреваемому мер принуждения. Обвиняемый и его представитель (защитник) должны быть ознакомлены с постановлением и материалами дела.
Суть процедуры
Сокращенная форма дознания УПК РФ рассматривается как упрощенный процесс установления обстоятельств преступления и сбора материалов. Суть процедуры состоит в уменьшении самого предмета доказывания. Кроме этого, исключается повторное установление сведений, которые содержат материалы предварительной проверки. Дознаватель при этом правомочен не проверять доказательства, которые не были оспорены подозреваемым, потерпевшим либо их представителями. По окончании процесса должностное лицо оформляет обвинительное постановление. Вместе с материалами дела оно, после утверждения руководителем отдела, отправляется прокурору.
Исключения
В каких случаях не используется сокращенная форма дознания? УПК не допускает проведение упрощенной процедуры при:
- Несовершеннолетии подозреваемого.
- Наличии оснований для применения положений гл. 52 Кодекса.
- Реализации принудительных медицинских мер.
В случае выявления указанных обстоятельств, осуществление данного варианта расследования может быть прекращено в любое время до момента удаления судей в совещательную комнату. Аналогичные последствия предусмотрены в случае, если потерпевший, подозреваемый/обвиняемый выразят желание прекратить дознание в упрощенной форме.
Неограниченная подследственность
Как выше было сказано, сокращенная форма дознания применяется по делам, находящимся в ведении соответствующего должностного лица. В ранее действовавшем Кодексе устанавливался закрытый перечень преступлений, по которым допускалось ее использование. В настоящее время сокращенная форма применяется в отношении всех дел, подследственным дознавателю. Число совершенных деяний, их неоднократность не оказывают влияния на выбор правоприменителя упрощенной процедуры. Стоит сказать, что первоначальный проект закона предполагал, что сокращенная форма дознания будет использоваться при расследовании всех преступлений средней и небольшой тяжести. Однако данное положение вызвало негативную реакцию у Правового управления при аппарате Госдумы. Его представители указывали, что по ряду деяний упрощенная процедура неприемлема.
Согласие подозреваемого
Сокращенная форма дознания применяется при выполнении ряда условий. В качестве одного из них выступает наличие согласия подозреваемого с фактической и правовой оценкой его деяния. Это предполагает признание им своей вины. Данный момент признается многими специалистами позитивным. Обуславливается это следующим. Если подозреваемый соглашается на упрощенную процедуру, законодатель гарантирует ему льготу. Она выражается в установлении 1/2 от максимально предусмотренного наказания. Это говорит о том, что сокращенная форма дознания обладает признаками договорного института. Однако в данном случае существует вероятность злоупотреблений со стороны обвинения. В этой связи специалисты указывают на целесообразность установления дополнительного правила. В частности, оно предполагает, что сокращенная форма дознания допускается тогда, когда у должностного лица есть в наличии достаточно материалов, дающих основание подозревать конкретного гражданина. Такое положение ориентировало бы служащих на сбор других доказательств, а не только на получение признания от субъекта.
Согласие потерпевшего
Позиции пострадавшей стороны закон придает определяющее значение при принятии решения о выполнении дознания в сокращенной форме. По мнению ряда специалистов, это ошибочная точка зрения, снижающая эффективность рассматриваемой процедуры. Исследователи указывают на необходимость участия в согласительном процессе всех субъектов, в том числе государственный орган, осуществляющий преследование и сторона защиты. Из анализа ст. 226.2, ч. 1 п. 6 и ст. 226.3 ч. 3 УПК, ставящих решение вопроса об осуществлении дознания в сокращенной форме в зависимость от усмотрения потерпевшего, можно сделать вывод, что частное лицо, таким образом, навязывает свою волю остальным участникам. В результате этот субъект оказывает прямое влияние на способ ведения дела.
Возможности подозреваемого
Дискуссионным остается вопрос, касающийся схемы перехода на сокращенную форму производства дознания. В законодательстве установлены жесткие временные рамки для направления подозреваемым соответствующего ходатайства. По ст. 226.4 ч. 2, он вправе подать заявление не позже двух суток с того дня, в который ему было разъяснено это право. Последнее осуществляется до начала проведения первого допроса. Однако остается не ясным данное ограничение. По мнению юристов, целесообразно расширить сроки на весь процесс дознания. Между тем к моменту окончания процедуры подача такого ходатайства теряет смысл. Тем не менее специалисты считают, что следует предусмотреть более гибкие ограничения по временным рамкам.
Период проведения
Как выше было указано, срок дознания в упрощенном порядке составляет 15 дней, а максимальный – 20. Закон предусматривает только однократное продление периода. Исчисление срока осуществляется не с момента возбуждения дела, а с даты вынесения постановления о переходе на упрощенную форму дознания. При анализе норм Кодекса, однако, становится ясно, что реальный период осуществления процедуры меньше установленной. Это обусловлено предписанием о необходимости вынести обвинительное постановление не позднее 10 дн. с момента утверждения решения о выполнении дознания в сокращенном порядке. Этот документ является итоговым и обобщает всю значимую информацию по делу. Постановление составляется после выполнения всех следственных действий. В результате можно прибавить только 2 дня, на протяжении которых подозреваемому необходимо высказать или согласие, или несогласие на проведение дознания в упрощенной форме. В этом случае продолжительность составит 12, а не 15 суток.
Завершение процедуры
Окончание дознания в упрощенном порядке регламентируется в ст. 226.7 УПК. Следует сказать, что законодатель включил процесс ознакомления с материалами в период проведения рассматриваемой процедуры. Таким образом, был выбран путь общего порядка выполнения расследования. По мнению специалистов, данное положение не согласуется с идеей упрощенной процедуры, тем более что к моменту предоставления материалов процесс должен быть завершен. В соответствии со ст. 226.7 ч. 5, при невозможности закончить ознакомление потерпевшего, его представителя, подозреваемого и его защитника в срок, определенный ч. 4 данной статьи, дознание продолжается в общем порядке. Данная норма предполагает 3 суток, на протяжении которых сторонам процесса предоставляются материалы дела. Учитывая то, что этот период включается в срок сокращенного дознания, реальная его продолжительность может составить 9, а не 12 дней, как было выявлено ранее.
Существующие противоречия
Суть упрощенной процедуры состоит в сокращении количества процессуальных действий, следственных в том числе. Процессу доказывания при осуществлении сокращенного дознания посвящена ст. 226.5. Эта норма в первую очередь устанавливает уменьшение его предмета. В частности, он должен быть ограничен установлением события, виновности субъекта, размера и характера нанесенного ущерба. В ч. 2 указанной выше статьи предусмотрена обязанность должностного лица совершить только те процессуальные действия, неосуществление которых может повлечь невосполнимую потерю следов преступления или иных существенных сведений. По мнению ряда экспертов, в присутствии данного положения нет никакого смысла. Объясняется это тем, что по ст. 226.3 ч. 2 потерпевший, подозреваемый либо их представители могут отказаться от проведения упрощенной процедуры в любой момент до удаления судей в совещательную комнату.
Субъект доказывания будет подстраховываться на случай, если расследование пойдет по общим правилам. В рамках упрощенной процедуры должностное лицо может не осуществлять процессуальные и следственные действия, в результате которых устанавливаются фактические обстоятельства, данные о которых присутствуют в материалах предварительной проверки заявления о преступления, если они соответствуют требованиям, которые предъявляются к доказательствам. Отдельно предусмотрено правомочие не назначать экспертизу, если было выполнено исследование специалиста, а также не допрашивать граждан, с которых были взяты объяснения. Наличие данных оговорок непонятно, поскольку по ч. 1.2 ст. 144 установлено, что сведения, полученные в процессе проверки сообщений о преступлении, могут использоваться как доказательства, если соблюдены положения статей 75 и 89 Кодекса.