Рубрики

Органы предварительного следствия и дознания

Выявление и последующее расследование преступлений находятся главным образом в компетенции ОВД и прокуратуры. Сравнительно недавно в законодательство, регулирующее эти вопросы, были внесены значительные изменения и дополнения. Они преимущественно связаны с новым УПК, вступившим в действие с 1-го июля 2002 года. Далее разберем, что собой представляют органы предварительного следствия. Полномочия и назначение их также будут подробно описаны в статье. органы предварительного следствия

Общие сведения

Перед тем как направить уголовное дело в суд, устанавливающий факт наличия противоправного действия, виновность либо невиновность задержанных, назначающий им наказание за незаконные поступки и применяющий прочие меры ответственности, необходимо провести соответствующее расследование. Оно выполняется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Реализация данных мероприятий производится сотрудниками соответствующих отделов.

Органы предварительного следствия и дознания: характеристика

Между этими структурами достаточно много общего. В связи с этим их довольно часто путают. Собственно, это неудивительно. Органы предварительного следствия и дознания имеют, по существу, аналогичное назначение. При выявлении признаков состава преступного действия сотрудники отделов обязаны возбудить по этому факту уголовное дело. Их работа основывается на единых требованиях УПК.

Органы предварительного следствия выполняют мероприятия для выявления, проверки, фиксации доказательств. Сотрудники также проводят их анализ. Эти же задачи выполняют органы дознания. Вместе с этим указанные мероприятия проводятся различными должностными лицами и отделами относительно различных преступлений. Так, дознание осуществляют дознаватели, а предварительное следствие ведут следователи. Они обладают различным объемом возможностей в рамках уголовного дела. система органов предварительного следствия

Основные отличия

Следует начать с того, что дознание выполняется только относительно преступлений средней и небольшой тяжести, перечисленных в ст. 150, ч. 3 УК. При этом данные правонарушения относятся к категории очевидных. Это значит, что совершившее преступление лицо известно. Изучением других правонарушений, очевидных и неочевидных в том числе, но не включенный в список указанной выше статьи, занимаются органы предварительного следствия МВД.

Структуры отделов

К органам дознания, в соответствии со ст. 40 УК, относят:

  • Главного судебного пристава РФ.
  • ОВД Российской Федерации.
  • Оперативные подразделения ФСБ РФ.
  • Главного военного пристава.
  • Федеральную пограничную службу.
  • Главных судебных приставов субъектов РФ.
  • Командиров соединений, воинских частей.
  • Старших судебных приставов Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов.
  • Органы противопожарной службы России.
  • Начальников военных гарнизонов или учреждений.

Органы предварительного следствия в России включают в себя сотрудников:

  • Прокуратуры.
  • ОВД.
  • ФСБ.

При определенных обстоятельствах предварительное следствие ведется начальниками следственных подразделений прокуратуры.

Характер мероприятий

При расследовании уголовного дела органы дознания должны действовать в двух направлениях:

  • Выполнять мероприятия, формирующие в комплексе собственно дознание.
  • Начать действия, относящиеся к неотложным.

Необходимо сказать, что при подавляющем числе уголовных преступлений указанные мероприятия осуществляет полиция. Неотложные действия выполняются непосредственно после возбуждения дела, при котором предварительное следствие является обязательным. Только в этом случае есть возможность быстро обнаружить и зафиксировать следы правонарушения, собрать доказательства, требующие немедленного закрепления, изучения и изъятия.

Дознание выполняется по упрощенному порядку процессуальных форм и отличается значительной сжатостью сроков в сравнении с предварительным следствием. Так, по ст. 15 УК мероприятия должны быть окончены по истечении 15 суток с момента возбуждения дела и до принятия решения об отправке дела прокурору. Последний может продлить период, но не больше чем на десять дней. После проведения необходимых мероприятий дознавателем дело передается следователю. Он будет осуществлять дальнейшее изучение в соответствии с установленным порядком.

Компетенция органов предварительного следствия

Перечень дел, по которым осуществляются мероприятия этими подразделениями, предусмотрен ст. 150 УК. В этой же статье устанавливается подследственность. Положения определяют конкретные категории преступлений, которые подлежат изучению сотрудниками разной ведомственной принадлежности. органы предварительного следствия в РоссииСледователи прокуратуры, таким образом, уполномочены расследовать дела, которые связаны с посягательствами на конституционные свободы и права гражданина и человека, его здоровье и жизнь; сотрудники ФСБ – наиболее опасные деяния против безопасности государственного строя и общества; представители ОВД – незаконные действия против порядка, собственности, установленных правил эксплуатации транспорта и прочие.

Основные требования

Система органов предварительного следствия наделена определенными возможностями, обеспечивающими ее процессуальную независимость. Сотрудники обладают свободой в принятии решений, которые связаны с ходом разбирательства и выполнения необходимых мероприятий в рамках дела. В предусмотренных законодательством случаях решения, которые принимают органы предварительного следствия, приобретают свою силу только после получения санкции или согласия прокурора либо суда на принятие тех или иных мер. Это может быть, например, прекращение дела, заключение задержанного под стражу, освобождение обвиняемого под залог, продление периода его содержания под стражей, обыск и прочее.

Права и обязанности

Прокурор дает письменные указания по каждому уголовному делу. Органы предварительного следствия исполняют эти предписания в обязательном порядке. Однако бывают ситуации, когда сотрудники не согласны с тем или иным указанием. В этом случае у следователя есть возможность передать дело на рассмотрение вышестоящему прокурору. При этом сотруднику необходимо изложить свои возражения в письменном виде.

При признании аргументов убедительными прежние предписания будут отменены вышестоящим прокурором. Если они покажутся недостаточно вескими, то дело будет передано другому сотруднику. Органы предварительного следствия, кроме процессуальной независимости, обладают определенной властью. Они имеют право давать сотрудникам прочих подразделений письменные указания о выполнении оперативно-розыскных мероприятий в рамках конкретного дела, находящегося в производстве. Постановления, которые принимают органы, осуществляющие предварительное следствие, обязательны к исполнению всеми учреждениями, предприятиями, гражданами, должностными лицами, организациями. органы осуществляющие предварительное следствие

Оперативно-розыскные мероприятия

Деятельность органов предварительного следствия регламентируется УК. При этом оперативно-розыскные мероприятия опираются на несколько другую законодательную базу. Кроме Федерального Закона от 5 июля 1995 года, регулирование указанной деятельности осуществляется на основании ряда ведомственных подзаконных нормативных актов. Вместе с этим имеют место и некоторые процессуальные отличия. Так, органы предварительного следствия РФ начинают свою работу в рамках дела только после его возбуждения. Оперативно-розыскные мероприятия этим не ограничены. Они могут проводиться и при наличии сведений о подготовке преступления, но без достаточного количества данных для принятия решения о возбуждении дела. Также оперативно-розыскные мероприятия могут выполняться при поступлении сообщений о пропавших без вести лицах или обнаружении неопознанного трупа.

Надзор

Система органов предварительного следствия находится в ведомстве прокуратуры. Сотрудники подразделений обязаны выполнять все ее предписания по тому или другому делу. Процессуальный контроль могут осуществлять также начальники непосредственно следственных отделов. Они вправе выполнять проверку материалов дела, давать указания сотрудникам о направлении изучения преступления, производстве необходимых мероприятий, привлечении лиц в качестве обвиняемых, избрании в отношении задержанных меры пресечения, об объеме незаконного деяния и его квалификации. Все предписания передаются в письменном виде. Однако сотрудники могут обжаловать их прокурору. органы предварительного следствия мвдВедомственный надзор вправе осуществлять также следователи от контрольно-методического отдела вышестоящего подразделения. В ходе рассмотрения дел выполняется и судебный контроль над законностью проводимых мероприятий. Также проверяются жалобы на отказ от возбуждения расследования, прекращении его и прочих действиях (бездействиях) прокурора, следователя или дознавателя, которые могут ущемлять свободы и права сторон судопроизводства или затруднять доступ гражданских лиц к правосудию.

Особенности контроля

В ходе расследования взаимоотношения, в которых находятся органы предварительного следствия РФ и прокуратура, носят процессуальный, а не административный характер. Прокурорский контроль не лишает сотрудников самостоятельности. Напротив, вышестоящее должностное лицо должно повышать ее наряду с увеличением ответственности за законное и своевременное выполнение необходимых мероприятий в рамках дела, раскрытие его, избегая при этом мелочной опеки над нижестоящим служащим.

При участии прокурора в опознании, осмотре места происшествия, выполнении следственных экспериментов, присутствии во время допросов обвиняемых, свидетелей или потерпевших, он не должен и не может заменять собой следователя и принимать на себя его задачи. Однако при наличии вопросов к допрашиваемым прокурор может их задать. Это должно отражаться в соответствующем протоколе. В процессуальных документах при любом следственном действии участие прокурора обязательно фиксируется.

Права и обязанности прокурора

Действия вышестоящего лица считаются неправильными в случае, если, присутствуя на месте преступления при осмотре или выполнении следственного эксперимента, оно отдает приказания следователю, который, в свою очередь, выполняет только процессуальное оформление действий. Прокурор может вмешиваться в ход процесса тогда, когда следователь допускает какие-либо нарушения уголовных норм и закона, процессуальные ошибки, оставляет невыясненными обстоятельства, имеющие значение для разбирательства по делу.

Если вышестоящим должностным лицом было принято производство на себя в полном объеме, оно несет ответственность за объективность и всесторонность процесса. Прокурор при проверке уголовного дела обращает внимание на качество проведения следствия, его полноту, дает указания, обязательные к исполнению. Однако данные действия не должны ограничивать процессуальную самостоятельность нижестоящего сотрудника. Следователь не может ставиться в такие условия, при которых ему необходимо выполнять предписания вопреки своим внутренним убеждениям.

Случаи, в которых сотрудник может не согласиться с указаниями прокурора, приведены в ст. 36, ч. 3. К ним относят предписания о привлечении гражданина к участию в деле как обвиняемого, объеме обвинения и квалификации преступления, заключении под стражу, выборе меры пресечения, направлении дела в судебную инстанцию или закрытии его. Приведенные действия считаются определяющими при производстве по уголовному преступлению от этапа к этапу. Однако данное не обозначает, что прокурор не обладает правом решать эти вопросы после завершения работы следователя. Согласно ст. 385 УК, после получения дела с обвинительным заключением он может прекратить производство по нему по любым основаниям, приведенным в ст. 83, 84 УК. функции органов предварительного следствияПрокурор вправе исключить определенные эпизоды из обвинения, применить нормативный акт о менее тяжком правонарушении, принять прочие решения в рамках данного производства. Реализация вышеуказанных мероприятий уже не связана с действием принципа самостоятельности следователя в процессуальном плане. Данные решения вышестоящее должностное лицо принимает вне зависимости от позиции сотрудника, деятельность которого к тому моменту считается завершенной. Прокурор вправе как участвовать в предварительном следствии и дознании, лично в случае необходимости выполнять отдельные мероприятия, так и, возбудив дело либо изъяв его в свое распоряжение, расследовать в полном объеме самостоятельно. Свое участие в мероприятиях, зафиксированное в протоколе, он удостоверяет своей подписью.

Материалы судебной практики

Они выступают в качестве одного из наиболее эффективных средств, способствующих устранению и предотвращению нарушений законности при уголовном судопроизводстве, а также улучшению качества предварительного следствия и дознания. Вследствие этого на стадии подготовки дела к слушанию, а также непосредственно в ходе судебного заседания, прокурор тщательным образом проверяет объективность, полноту и всесторонность проведенных мероприятий, соблюдение норм и требований законодательства.

Роль структуры

В функции органов предварительного следствия входит охрана государственных интересов, общественного порядка, гражданских свобод и прав. Раскрывая дела, сотрудники службы ведут борьбу с преступностью в целом. Органами предварительного следствия являются подразделения, наделенные исполнительной властью. Их сотрудники стараются делать все, чтобы оставаться достойными доверия гражданского населения. Задачи органов предварительного следствия требуют непрерывного наращивания и взаимодействия существующих правоохранительных служб, а также совершенствования используемых методов работы. Руководство Министерства ВД придает большое значение эффективности и развитию структуры.

Основное внимание в организации следственных мероприятий уделяется повышению мастерства и профессионального уровня сотрудников, их умению качественно и грамотно проводить и организовывать расследования. Благодаря существующей сегодня законодательной базе сфера влияния структуры достаточно широка. Так, на основании подследственности, установленной нормативными актами, сотрудники структуры выполняют предварительное следствие по делам о более чем 70% совершаемых преступлений в стране.

В их числе больше 91% составляют правонарушения экономического характера. Раскрыть многие из этих дел в состоянии только профессионалы высокой квалификации. Сотрудники структуры всегда видят свой долг в способности достойно реагировать на вызов времени, повышать свой уровень, совершенствовать приемы и методы, внедрять достижения научного прогресса в работу. Труд следователей достаточно тяжел. Его значение сложно переоценить, в особенности теперь, когда преступность приобретает более ожесточенный характер, который проявляется зачастую в терроре и насилии.

В заключение

С каждым годом отмечается появление новых сложностей в деятельности следственной системы. Преступники все чаще сегодня действуют изощренно, используют при правонарушениях методы, значительно затрудняющие их исследование и раскрытие. В связи с этим руководству органов прокуратуры рекомендовано применять специализацию в ходе расследования дел об умышленных убийствах, взяточничестве, хищении имущества и прочих сложных с доказательной точки зрения проступках.

Это на практике значит, что одна группа специализируется на раскрытии преступлений, которые связаны с бытовыми конфликтами, другая – с ущемлением личностных прав, третья – с получением взяток и так далее. При выборе категории дел и назначении сотрудников для их ведения необходимо учитывать степень их квалификации и опыт, профессиональную ориентацию, то есть предрасположенность следователя к расследованию конкретного вида правонарушения. Как показывает практика, при грамотно организованной специализации повышается эффективность раскрытия преступлений, считающихся сложными по доказательной стороне и юридической оценке.