Рубрики

Современный потребительский рынок: классификация, структура и особенности

Потребительский рынок — это теоретически возможная структура с конкуренцией, которая не имеет каких-либо ограничений или барьеров входа. Формируется он на основании некоторых факторов. Основным из них является потребительский спрос. Рынок объединяет все процессы и явления в сфере производства с покупательной способностью. Именно это является основой для его стабильного функционирования.потребительский рынок

Разновидности рынка

Современный потребительский рынок представляет собой довольно сложную структуру, которая разделяется на несколько разновидностей:

  • Конкурентный рынок. Для него характерно огромное количество различных организаций и предприятий, у каждого из которых существует определенная доля, а также продукция со слабовыраженной дифференциацией. Кроме того, существует большое количество различных вариантов, которые сочетают в себе элементы структуры рынка, то есть определенные модели с небольшим различием друг от друга.
  • Олигополия. Такой рынок состоит из множества организаций, контролирующих большую часть рынка.
  • Дуополия. Он представляет собой олигополию, но только состоящую из двух предприятий.
  • Олигопсония. Рынок такого типа характеризуется наличием множества продавцов и одновременно полным отсутствием покупателей.
  • Монополия. На таком рынке присутствует только один производитель продукции или услуги. Чем выше степень монополизации, тем более высокие шансы отдельных компаний оптимально контролировать ценовую обстановку.
  • Естественная монополия. Для такого вида характерен масштаб, то есть от уровня эффективности зависит размер компании. Производителю можно присвоить статус естественной монополии тогда, когда он способен самостоятельно обеспечить весь имеющийся потребительский рынок. Именно это и является главным отличием. Для него не характерны любые сочетания нескольких мелких компаний или производителей с более узкой специализацией.
  • Монопсония. Этот рынок отличается наличием всего лишь одного покупателя.потребительский рынок услуг

Формирование потребительского рынка

Существуют определенные критерии, которые в полной мере влияют на развитие потребительского рынка. Какие именно моменты его формируют? Вот основные из них:

  1. Вывод на рынок продукции малых и средних предприятий.
  2. Производства, приносящие убыток, лишаются дотаций.
  3. Отмена ограничений на формирование цен.
  4. Поощрение предприятий, которые производят продукцию широкого потребления (снижение налогов, предоставление льготных кредитов).
  5. Внесение изменений в перечень социальных товаров.
  6. Развитие предпринимательства.развитие потребительского рынка

Рынок услуг

Потребительский рынок услуг включает предоставление разных видов обслуживания, например, транспортное, юридическое, ремонтное, аудиторское и прочее. Этот перечень состоит из многих позиций. Рассмотрим основные из них:

  • коммунальное обслуживание – подача воды, газа, электричества и др.;
  • информационное – реклама, консультации, справки;
  • бытовое – связь, транспорт, охрана.

Стоит заметить, что все услуги предоставляются платно, за исключением гарантийного сервисного обслуживания.

Ключевые моменты ценообразования

Суть рынка состоит в организованной структуре, включающей в себя производителя товара или услуги, его потребителя, продавца и покупателя. Их взаимодействие способствует формированию цены. Для такой структуры характерны следующие моменты:

  • количество и размер организаций;
  • степень схожести или отличия товаров;
  • вход и выход без каких-либо ограничений на специализированный рынок;
  • легкодоступная информация и некоторые другие.

Степень влияния на формирование цены напрямую зависит от основной структуры составляющей рынка.формирование ценовой политики

Инфраструктура потребительского рынка

Также существует инфраструктура, предназначенная для облегчения товарооборота, экономического и юридического контроля над этим процессом, повышения оперативности и эффективности его проведения и для обеспечения необходимой информацией. Она может иметь разную конфигурацию, которую в основном формирует потребительский рынок. Суть инфраструктуры состоит в наличии частных и государственных предприятий, обеспечивающих надлежащее исполнение всех рыночных отношений.