Рубрики

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации

Аудиторская практика часто опережала создание нормативной базы. Существенное количество компаний, занимающихся аудитом, стремилось к быстрому освоению соответствующего рынка, расширяло разные виды услуг, оказывало услуги различным субъектам хозяйственной деятельности, что зачастую приводило к недостаточному уровню требовательности к качеству осуществляемых проверок. Временами речь шла даже о нарушениях правовых норм, а также выдаче заключений по результатам процедуры за вознаграждение, то есть без реальной реализации аудита. Такое положение дел возложило на органы, которые регулируют ауд. деятельность, важнейшую задачу, связанную с контролем за качеством проверок. В нашей статье рассмотрим понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности на территории РФ.

Единый нормативный документ

нормативно правовое регулирование аудиторской деятельности

В связи с описанными выше событиями появилась настоятельная необходимость в создании единого нормативного документа. Таким образом, в августе 2001 года «Временные правила аудита» заменили полноценным ФЗ от 13.07.2001 "Об аудиторской деятельности". За 8 лет существования представленного Закона в него внесли большое количество существенных изменений и дополнений, которые в конечном итоге привели к появлению в декабре 2008 года нового ФЗ от 30.12.2008 "Об аудиторской деятельности". Именно он является главным руководством по нормативно-правовому регулированию и организации аудиторской деятельности на территории России.

Что утверждено в Законе?

правовое регулирование аудиторской деятельности в рф

Рассмотрим категорию правового регулирования аудиторской деятельности в соответствии с названным Законом. Так, в нем утверждены следующие пункты:

  • Определение категории, а также аудиторской деятельности; список услуг, которые сопутствуют аудиту.
  • Система нормативных актов и органов, которые регулируют данный вид деятельности.
  • Определение аудиторской структуры, а также объединения аудиторов саморегулируемого типа.
  • Порядок осуществления аттестации аудита и обоснование необходимости ее реализации.
  • Критерии вхождения в реестр СРО (то есть саморегулируемых организаций), а также показатели членства аудиторов и аудиторских структур.
  • Порядок ведения гос. реестра СРО и реестра аудиторских компаний и аудиторов.
  • Случаи осуществления обязательной аудиторской проверки.
  • Понятие и разделение аудиторских стандартов.
  • Определение заключения по аудиту и его структура.
  • Обязанности и права аудиторских компаний и аудируемых лиц в процессе реализации проверки.
  • Порядок надзора за работой СРО со стороны государства, а также контроль качества деятельности работы аудиторских организаций.

Место аудита в экономической деятельности

понятие и правовое регулирование аудиторской деятельности

Как выяснилось, нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в первую очередь осуществляется посредством ФЗ «Об аудиторской деятельности». Данный Закон дает определенное место аудиту в финансово-хозяйственной деятельности. Стоит отметить, что для России это является важным, потому что исторически складывалась такая картина, что контроль со стороны государства был почти единственной разновидностью контроля. Так, необходимо было выяснить место и роль вне зависимости от формы финансового контроля, которой выступает аудит.

Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ: другие источники

ФЗ "Об аудиторской деятельности" считается наиболее важным нормативным актом, однако не только он предъявляет основополагающие требования к данному виду деятельности. На сегодняшний день в Российской Федерации утверждена концепция смешанного типа в отношении регулирования аудита. Кроме того, законодательным образом определены все основные компоненты системы нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ. Следует заметить, что смешанная система регулирования реализуется не только с помощью законов и актов подзаконного плана, которые издаются государственными органами, но и посредством нормативных актов организаций общественного характера.

Уровни нормативных актов

нормативно правовое регулирование и организация аудиторской деятельности

В системе нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности есть четыре уровня в отношении нормативных актов. Рассмотрим их подробнее:

  • Первый уровень. Документы: законы, указы, кодексы федерального значения. Органы: Правительство РФ, Президент РФ, Федеральное собрание, Государственная Дума.
  • Второй уровень. Документы: приказы, постановления, кодекс этики аудиторов в профессиональном плане, стандарты аудита, федеральные стандарты аудита. Органы: Минфин, Правительство, Департамент регулирования гос. фин. контроля, аудита, бух. учета и отчетности.
  • Третий уровень. Документы: стандарты организаций общественного типа, кодексы проф. этики общественных структур, их положения и методические руководства (в пределах соответствующих полномочий). Органы: организации аудиторов саморегулируемого типа.
  • Четвертый уровень. Документы: правила реализации контроля качества, внутрифирменные стандарты. Органы: организации аудиторского типа, индивидуальные предприниматели, осуществляющие данную деятельность.

Первый уровень регулирования

1-й уровень правового регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации представлен НК РФ, ГК РФ, ФЗ "Об аудиторской деятельности", ФЗ "О саморегулируемых организациях", ФЗ "О Центральном банке РФ", Законом под названием "Об акционерных обществах" и прочее. Имеют место и нормативные акты гос. органов власти. Среди них важно отметить постановление Правительства РФ "О вопросах гос. регулирования аудиторской деятельности в РФ" и так далее. Именно на основании названных нормативных актов реализуется правовое регулирование аудиторской деятельности со стороны государства.

Второй уровень регулирования

правовое регулирование аудиторской деятельности в рф

Второй уровень правового регулирования аудита и аудиторской деятельности составляют следующие документы: национальный кодекс проф. этики аудиторов, стандарты данного вида деятельности федерального уровня, методические руководства и нормативные акты, которые издаются в пределах определенной компетенции уполномоченной федеральной структурой регулирования данной деятельности со стороны государства, то есть Минфином России. В последнюю категорию целесообразно включить приказ Минфина России под названием "Временные положения о системе аттестации, повышения квалификации и обучения аудиторов в РФ", а также "Временное положение об организации и реализации контроля за соблюдением аудиторами стандартов (правил) проф. деятельности и проф. этики", которое было одобрено Советом по аудиту при Минфине России 30.10.2008, и так далее.

Третий уровень регулирования

На третьем уровне правового регулирования аудиторской деятельности — нормативные акты проф. аудиторских объединений. Стоит отметить, что издаются они данными структурами исключительно в пределах собственной компетенции. Как правило, нормативные акты представлены кодексами проф. этики СРО, стандартами СРО специалистов данной области, а также методическими положениями и руководствами, которые издаются СРО в пределах определенной компетенции.

Четвертый уровень регулирования

основы правового регулирования аудиторской деятельности

К четвертому уровню правового регулирования аудиторской деятельности в России целесообразно отнести конкретные правила реализации внутреннего контроля на предприятии или в организации в плане качества. Помимо того, сюда включаются внутренние методики и стандарты. Все они разработаны непосредственно аудиторскими организациями или индивидуальными предпринимателями, продвигающими соответствующий вид деятельности.

Саморегулируемые организации

Стоит отметить, что посредством нормативных актов 3 и 4 уровней, лежащих в основе правового регулирования аудиторской деятельности, происходит саморегулирование аудита. ФЗ "О саморегулируемых организациях" занимается регулированием отношений, связанных с деятельностью таких организаций. Данные отношения объединяют субъектов профессиональной или предпринимательской деятельности, осуществляют взаимодействие саморегулируемых структур и их членов, а также потребителей произведенной ими товарной продукции (услуг, работ), органов исполнительного типа власти.

Что определяет ФЗ?

правовое регулирование аудиторской деятельности в россии

Важно знать, что ФЗ "О саморегулируемых организациях" поясняет следующие моменты:

  • Понятие непосредственно саморегулирования, а также субъектов данной категории.
  • Предмет саморегулирования, правила и стандарты саморегулируемых структур, общие критерии признания организации некоммерческого типа СРО. Содержанием саморегулирования выступает разработка и последующее установление правил и стандартов определенного вида деятельности и, конечно же, контроль за исполнением требований определенных правил и стандартов.
  • Структуру органов управления, ключевые функции, обязанности и права саморегулируемых организаций.
  • Необходимость разработки и последующего утверждения правил и стандартов СРО, а также формирования специализированных структур для реализации контроля за их исполнением членами СРО.
  • Порядок выполнения контрольных функций в отношении саморегулируемых организаций, которые относятся к деятельности их членов.
  • Методы обеспечения имущественного типа ответственности членов СРО непосредственно перед потребителями товарной продукции (услуг, работ), а также перед другими лицами.

Следует дополнить, что российские стандарты в данном случае имеют название Федеральных правил ауд. деятельности (ФПСАД).

Категория ФПСАД

Интересно знать, что первые ФПСАД — их было шесть, они вступили в действие в далеком 2003 году. С того времени стандарты постоянно обновляются и совершенствуются. Их редактирование связано как с развитием рынка аудита, динамикой эк. активности на территории России, так и с изменениями, происходящими в международной практике аудиторской деятельности, выявлением и последующим обобщением принципиально новых случаев, с которыми в процессе реализации профессиональной деятельности сталкивается аудитор.

На конец 2010 года действовало порядка 34 ФПСАД. Они были приняты согласно уже не действующему ФЗ от 07.08.2001 "Об аудиторской деятельности" и утверждены посредством постановления Правительства РФ от 23.09.2002. Стоит иметь в виду, что названные стандарты не будут терять актуальности до утверждения уполномоченной федеральной структурой стандартов аудита, которые предусмотрены новым Законом от 30.12.2008 "Об ауд. деятельности", на федеральном уровне.

Необходимо знать, что ФПСАД в настоящее время охватывают систему сведений, которые нужны для реализации аудиторской деятельности как в плане аудита, так и относительно услуг сопутствующего типа. Они формируют единые требования, предъявляемые к порядку оказания данного вида услуг, оформлению их итогов, а также к оценке качества аудита.

Требования ФПСАД нужны аудиторам и структурам государственного регулирования для создания и реализации грамотной политики в сфере осуществления аудита. Соответствие отечественных стандартов международным так или иначе обеспечивает доверие к аудиторскому заключению от пользователей как внутри РФ, так и за рубежом.

Заключительная часть

Итак, мы рассмотрели основные аспекты правового регулирования аудиторской деятельности на территории России. В заключение следует отметить, что развитие аудита должно базироваться на лучших мировых достижениях, а также на практике функционирования отечественных организаций и предприятий. Оно должно объединять в себе существующие достижения специалистов в сфере аудита и консалтинга, а также способствовать самосовершенствованию ауд. деятельности в дальнейшем.