Рубрики

Получение банковской гарантии - пошаговая инструкция

В связи с вступлением в действие нового закона, регламентирующего контрактную систему, многие победители торгов сталкиваются с проблемами при обращении в банки. Получение банковской гарантии в настоящее время – процедура очень специфическая. Рассмотрим далее ее подробно.

получение банковской гарантии

Актуальность вопроса

До недавнего времени получение банковской гарантии в Сбербанке или любой другой компетентной финансовой структуре не представляло особой сложности. Кредитные организации охотно вели дела с победителями торгов. Между тем, качество взаимодействия и принятых решений вызывало немало сомнений. В практике достаточно много примеров, когда предприятиям, успешно заключившим контракт и предоставившим гарантию, по просьбе заказчика приходилось оформлять ее заново уже в ходе исполнения обязательств.

Первые сложности

В новом законе существенно сузился перечень финансовых структур, имеющих правомочия работать с победителями торгов. При этом оказалось, что часть организаций, попавших в него, не собиралась вообще выдавать гарантии, часть была согласна взаимодействовать только с проверенными "своими" клиентами. Структуры, которые готовы работать с любым победителем, предъявляют жесткие требования, выполнить которые в состоянии далеко не каждая фирма.

Важный момент

По мнению экспертов, оказывающих помощь в получении банковской гарантии, крайне неразумно ждать до победы в торгах и только после этого устанавливать контакт с финансовой организацией. При таком подходе существует вероятность, что предприятие просто не успеет закончить оформление в установленное время. Получение банковской гарантии по 44-ФЗ – процесс, состоящий из нескольких этапов. На первой стадии участнику торгов важно тщательно проанализировать свое финансовое состояние.  доверенность на получение банковской гарантии образец

Требования

Существуют определенные условия получения банковской гарантии. Перед подачей заявки необходимо проверить:

  1. Дату регистрации. К моменту подачи заявки предприятие должно работать не меньше 3-х мес.
  2. Соответствие запрашиваемой гарантии размеру оборотов. Этот пункт вызывает на практике споры. Однако с уверенностью можно сказать, что финансовые организации вряд ли будут рисковать, если у фирмы годовая выручка окажется меньше величины запрашиваемой гарантии.
  3. Потери по бухгалтерской отчетности. Данный показатель тоже нельзя описать четко. Здесь важно понимать, что финансовая структура может не придать значения убытку в одном или даже нескольких периодах, если он экономически обоснован (к примеру, связан с сезонностью работ).
  4. Опыт участия в различных торгах и исполнения контрактов. Данное требование не относится к обязательным. Однако, безусловно, финансовая компания будет охотнее работать с предприятием, имеющим опыт успешного исполнения заказов. Если фирма только начинает деятельность, банк может запросить дополнительные сведения.

Выбор финансовой структуры

Как выше было сказано, получение банковской гарантии возможно только в организации, присутствующей в утвержденном перечне. К финансовым структурам сегодня предъявляются достаточно жесткие требования. Так, величина собственного капитала должна быть не меньше 1 млрд р. Кроме того, обязательным требованием является отсутствие каких бы то ни было предписаний от ЦБ. В перечне присутствует более 300 банков. Список ежемесячно обновляется на сайте Минфина. Глядя на перечень, заинтересованное лицо вряд ли сможет сразу понять, в какую из структур следует обратиться. Эксперты, оказывающие помощь в получении банковской гарантии, рекомендуют следующее:

  1. Обратиться в обслуживающую предприятие финансовую структуру. Разумеется, она должна присутствовать в перечне.
  2. Получить сведения от других компаний, участвующих в закупках.
  3. Изучить реестр выданных гарантий. Его можно найти на сайте закупок.
  4. Обратиться к брокеру.

 получение банковской гарантии по 44 фз

Особое внимание при выборе финансовой организации следует обратить на регион присутствия. Как правило, получение банковской гарантии в банке проходит без затруднений для предприятий, работающих в том же субъекте, что и кредитная структура. Однако из этого правила есть исключения. Так, компании, работающие в другом регионе, могут направить заявку на получение банковской гарантии в некоторые финансовые организации. У таких кредитных структур хорошо развито электронное делопроизводство.

Классический вариант

Получение банковской гарантии в той или иной финансовой структуре имеет свои особенности. Условно процедуры можно разделить на три типа:

  1. Классическая.
  2. Ускоренная.
  3. Электронная.

Первую используют, как правило, в случаях, когда получение банковской гарантии обусловлено крупной суммой контракта (от 20 млн и более) или необходимо установить верхний предел выдачи. В последнем случае осуществляется оценка финансового состояния предприятия. При этом фиксируется определенная сумма, в пределах которой будет осуществляться оформление гарантии. Как правило, лимит устанавливается на год. Стандартная процедура применяется и теми финансовыми организациями, которые не имеют в линейке своих продуктов специально разработанных предложений по ускоренному рассмотрению заявки.

Электронная версия

Некоторые финансовые организации принимают документы для получения банковской гарантии, заверенные цифровой подписью. Все взаимодействие с клиентом происходит через Интернет. Этот вариант считается сегодня наиболее предпочтительным, поскольку позволяет существенно сэкономить время, в том числе на сбор бумажных носителей информации. Как показывает практика, срок получения банковской гарантии в электронном виде составляет не больше 4 дней. Вместе с тем у этого варианта есть ряд недостатков. В первую очередь, финансовые организации не спешат повышать максимальную сумму гарантии, предоставленной в электронном виде. Как правило, предприятие может рассчитывать на 3-5 млн р. по одной заявке. Сумма по совокупности гарантий не превышает обычно 10 млн р. на одного клиента. условия получения банковской гарантии

Ускоренная процедура

Финансовые структуры, заинтересованные в привлечении предприятий, ставших победителями конкурсов, разрабатывают специальные программы, в рамках которых происходит оперативное одобрение заявки. В них предусмотрены четкие требования, упрощенный и фиксированный перечень бумаг, эффективная процедура прохождения документации и взаимодействия внутри банковской организации. Все это позволяет быстро рассмотреть заявку и существенно сократить время оформления. В итоге гарантию можно получить в течение 5 дней. Суммы, как правило, не превышают 10-15 млн р.

Депозиты и залоги

Многие финансовые структуры предъявляют дополнительные требования. Сегодня выдача гарантии, как правило, обходится без депозитов и залогов. Эти инструменты используются только тогда, когда финансовое положение клиента неудовлетворительное, либо обороты фирмы не соответствуют размеру заявки.

Открытие счета

На практике достаточно сложно сгруппировать финансовые компании по способу формирования р/с. В каждом банке предусмотрены свои собственные правила. Для одних организаций открытие р/с и проведение по нему операций выступает обязательным требованием, в других такое условие вообще не предусмотрено. Можно сказать, что оформление и обслуживание счета необходимо в редких случаях. Как правило, оно осуществляется в рамках работы с гарантиями на сумму до 10-15 млн р.

Поручительство

Его необходимость зависит от политики банковской организации и условий выдачи гарантии. Эксперты, однако, отмечают, что большинство финансовых структур называют поручительство обязательным условием работы. Стоит признать, что при отсутствии депозитов и залогов оно вполне обоснованно и не должно вызывать каких-то сложностей у заявителя. доверенность на получение банковской гарантии

Этапы

Как правило, компании, оказывающие содействие в получении гарантий, выстраивают работу с клиентами следующим образом. Сначала выполняется первичный анализ. Обычно он занимает не больше часа. На втором этапе подготавливаются документы для получения банковской гарантии. Продолжительность этапа зависит от конкретной ситуации. Если используется ускоренный вариант, то рассмотрение заявки и получение ответа происходит в течение 3-5 дней. После первого этапа формируется общее представление о возможности выдачи гарантии. На этой стадии выбирается вариант процедуры, а также финансовая компания, в которую будет направлена заявка. Не следует забывать и о размере вознаграждения, которое полагается организации за предоставление гарантии.

Предварительный анализ

На этом этапе необходимо предоставить следующие сведения и документы:

  1. Краткое описание предприятия. Можно предоставить адрес сайта, на котором есть нужные сведения.
  2. Выписку из ЕГРЮЛ. Ее следует получить не ранее чем за месяц до подачи заявки.
  3. Бухгалтерскую отчетность (ф. 1 и 2) за последний отчетный год (поквартально). Если компания использует УСН, предоставляется декларация.
  4. Ссылку на реестровый номер или тендер.

Как видно, список небольшой. Предоставление этих сведений, как правило, не вызывает сложностей. банки получение банковской гарантии

Основной пакет бумаг

Документы, которые запрашивает банк, можно разделить на несколько групп. В первую входят юридические бумаги. К ним относят:

  1. Свидетельство о госрегистрации.
  2. Устав (последняя редакция).
  3. Паспорта руководителя и собственников предприятия.
  4. Перечень участников или выписка из реестра учредителей/акционеров организации.
  5. Свидетельство о постановке на учет в ФНС.
  6. Справки из налоговой инспекции об отсутствии долгов перед бюджетом, внебюджетными фондами и открытых счетах.
  7. Свидетельство о внесении корректировок в ЕГРЮЛ (к последней редакции устава).
  8. Бумаги, подтверждающие полномочия гендиректора.

Финансовая документация:

  1. Бухгалтерская отчетность.
  2. Организации, использующие ОСНО, предоставляют баланс по ф. 1 и отчет по ф. 2.
  3. ИП и предприятия, применяющие УСН, предъявляют налоговую декларацию, выписку из КУДР.
  4. Предприниматели, использующие ОСНО, предоставляют отчет по ф. 3-НДФЛ.

В банк предоставляются документы по контракту, для обеспечения которого, собственно, запрашивается гарантия. В качестве них могут выступать протоколы, ссылка на закупку, проект договора и пр. Кроме того, фирма должна предоставить:

  1. Общие сведения о себе. Они оформляются в произвольной форме.
  2. Сведения, подтверждающие опыт работы и исполнения подобных заказов.
  3. Прочие данные, способные положительно повлиять на принятие банком решения.

Данный перечень нельзя назвать исчерпывающим. В него включены только основные документы, которые запрашиваются в общих случаях. Финансовая организация вполне может потребовать и иные бумаги или пояснения. Например, нередко запрашиваются оборотно-сальдовые ведомости по счетам бухучета. срок получения банковской гарантии

Дополнительные нюансы

Кроме приведенного выше перечня бумаг, финансовые организации часто требуют заполнить анкету, в которой приводится информация о заявителе, его платежеспособности. Также необходимо оформить заявление. Часто у заинтересованных лиц возникают сложности при заполнении этих документов. Но оформлять их нужно в любом случае. Чем быстрее это будет сделано, тем лучше. Стоит сказать, что заполнять заявление и анкету нужно только один раз. При последующих обращениях в финансовую структуру это уже не потребуется, что существенно сократит время оформления.

Доверенность на получение банковской гарантии: образец

Довольно часто от имени предприятия действует компетентное физлицо. Речь, в частности, о представителе фирмы-посредника. Доверенность на получение банковской гарантии должна быть оформлена на бумаге и заверена печатью предприятия. Требования к ней стандартные. В бумаге должны указываться:

  1. Паспортные данные представителя. Они приводятся полностью, в соответствии с документом, удостоверяющим личность.
  2. Реквизиты компании, от имени которой будет действовать гражданин.
  3. Функции и полномочия, которыми наделяется представитель.
  4. Срок действия бумаги.

Следует учесть, что контракт будет заключаться на имя победителя торгов, а не представителя.

Выдача гарантии

Если первый и второй этап процедуры пройдены успешно, нужно дождаться решения финансовой организации. После его получения оплачивается вознаграждение банку. В соответствии с действующим законом, финансовая компания обязана разместить сведения о решении в течение дня. Информация публикуется в реестре выданных гарантий. Он начал официальную работу с 31.03.2014 г. Сегодня реестр можно найти на сайте закупок. Заказчик проверяет сведения о предоставленной гарантии. Если информация подтверждается, он подписывает контракт.

Заключение

В целом можно сказать, что для предприятий, имеющих определенный опыт работы в контрактной системе, получение гарантии не сопровождается сложностями. Некоторые проблемы могут возникнуть у фирм-новичков, ранее не участвовавших в конкурсах. Им придется доказать свою надежность и финансовую устойчивость. Между тем, как отмечают аналитики, с принятием нового закона процедура получения гарантии стала более прозрачной. Кроме того, вследствие развития информационных технологий все большую популярность приобретает электронная форма взаимодействия с клиентами. Такой вариант сотрудничества существенно экономит время и силы обеих сторон. Безусловно, для оформления гарантии необходимо знать множество тонкостей. Начинающим предприятиям целесообразно обратиться в компетентные юридические организации, имеющие опыт во взаимодействии с финансовыми структурами.