Рубрики

Понятие и признаки государственного управления

Государственное управление – это неотъемлемая часть социальной управленческой деятельности, на которую в большинстве своем и распространяются нормативы административного права. Каково понятие и признаки государственного управления? Какую роль оно играет в развитии общества? На эти и иные не менее интересные вопросы можно найти ответы в процессе прочтения материала данной статьи.

Государственное управление: понятие, признаки, виды

признаки государственного управления

Сегодня под государственным управлением принято понимать подзаконную юридическую властную деятельность в плане исполнительно-распорядительной деятельности со стороны государственных органов, направленной непосредственно на осуществления законов. Кроме того, данный тип управления тесным образом связан с практическим исполнением государственных задач и функций.

Понятие и признаки государственного управления предполагают, что именно посредством такого рода деятельности реализуется влияние на социальные отношения, носящие организующий характер в экономической области, а также в сферах административно-политического и социально-культурного строительства.

Происхождение термина

Насколько известно, под термином исполнительной власти понимается определенная ветвь государственной. Данное понятие начало применяться в качестве «управления» сразу же после основания демократической системы. Важно дополнить, что признаки государственного управления поставили начальную точку своего формирования именно тогда.

Термин применялся и ранее, еще во времена Советского Союза, но разделение власти на три группы стало причиной упразднения изначального значения данного понятия. Хотя он даже сегодня имеет крепкую связь с юридическим словосочетанием «исполнительная власть». Однако нельзя ставить столь узкие рамки и использовать лишь это понятие. Хотя в плане собственного содержания рассматриваемый вид юридической деятельности служит именно государственным управлением.

Государственное управление: виды, признаки

понятие и признаки государственного управления

Для начала необходимо отметить, что характеристики государственного управления определяются посредством его места в общем механизме. Кроме того, важным является и его роль.

На сегодняшний день известны следующие признаки государственного управления:

  • Под государственным управлением можно понимать определенный вид деятельности, направленный непосредственно на реализацию единой власти государственных органов. Необходимо дополнить, что она, как правило, наделена уникальной спецификой компетенционного, а также функционального характера, которая отличает его от иных форм осуществления властных полномочий.
  • Сущность и признаки государственного управления также предполагают продвижение исполнительно-распорядительной деятельности. Интересно дополнить, что ключевым ее направлением, так или иначе, считается исполнение, другими словами, реализация законов, а также нормативных актов подзаконного характера. Кстати, достижение данной цели происходит путем использования определенных полномочий юридически-властной природы.

Дополнительные признаки

признаки системы государственного управления

Помимо вышеперечисленных, на сегодняшний день известны следующие признаки системы государственного управления:

  • Под государственным управлением также следует рассматривать прерогативу специального рода субъектов. Они обобщенным образом обозначаются как органы исполнительно-распорядительной власти государства, или же управленческие.
  • Признаком государственного управления является исполнительная деятельность, которая реализуется непосредственно в ходе как повседневного, так и текущего руководства строительством. Как правило, оно носит хозяйственный, социально-культурный или административно-политический характер.

Подзаконная деятельность

Перечисляя основные признаки государственного управления, нельзя не вспомнить такую характеристику его, как деятельность подзаконной природы. Осуществляется она, как правило, на основании, а также во исполнение закона. Необходимо дополнить, что данная деятельность является вторичной по отношению к актуальной системе операций законодательного характера. Кстати, данная характеристика в юридическом плане считается ключевой, несмотря на то что все признаки государственного управления играют немаловажную роль.

Характеристики специфического характера

сущность и признаки государственного управления

Перечисленные выше характеристики являются первостепенными. Однако существуют и специфические признаки государственного управления. Среди них необходимо выделить следующие:

  • Вертикальность в отношении системы исполнительно-распорядительных государственных органов власти.
  • Обязательное в определенных ситуациях осуществление юридически-властных полномочий, которые принадлежат непосредственно субъектам государственного управления, в административном порядке. Кстати, по-другому такой порядок может именоваться внесудебным.
  • В признаки органов государственного управления необходимо включить предусмотренную посредством действующего законодательства возможность в плане административного правотворчества. Последнее трактуется как сочетание понятий правоприменения и правоустановления.
  • Признаки субъекта государственного управления предполагают также включение непосредственно в механизм государственной управленческой деятельности не только исполнительных органов власти, но и абсолютно всех других систем аппарата управления.

Функционал в плане государственного управления

В данной статье целесообразным будет изучить актуальные функции государственного управления. Что же представляет из себя одна функция? Как правило, это ключевое направление государственной деятельности, так или иначе связанной с управленческими процессами. Посредством таковых осуществляется исполнение государственных задач и достижение целей, которые ставит непосредственно законодатель в рамках нормативов административного права.

Необходимо заметить, что сегодня существует две классификации в отношении функций государственного управления, поэтому целесообразным будет рассмотреть их по отдельности.

Направленность и место влияния

государственное управление: понятие, признаки, виды

В зависимости от места влияния и направленности существуют следующие функции государственного управления:

  • Социально-организационная представляет собой непосредственное влияние органов государственной власти на объект, подлежащий управлению.
  • Внутриорганизационная равнозначна процессам управления внутри управленческого аппарата того или иного государства.

Содержание и характер

В соответствии с содержанием, характером и объемом влияния отдельных функций принята следующая классификация:

  • Функции общего характера.
  • Специальные функции.
  • Функции вспомогательного характера.

Важно отметить, что общие функции имеют некоторые подразделения. Целесообразным будет рассмотреть некоторые их них.

Планирование и организация

основные признаки государственного управления

Планирование служит начальным этапом в отношении управленческого процесса. Другими словами, определенный субъект правоотношений обязан решить, что, когда, как и кем должно быть исполнено то или иное поручение. Для реализации данной функции следует четко определить состояние актуальной проблемы, а также цели и порядок их достижения.

Важно дополнить, что планирование классифицируется на три категории. Стратегическое считается высшим уровнем; тактическое равнозначно определению целей промежуточного характера в процессе достижения целей стратегических и соответствующих задач (относится непосредственно к среднему уровню). Помимо этого, существует планирование на долгосрочную перспективу и оперативное, которое считается нижним уровнем.

Под организацией нужно понимать формирование взаимоотношений, носящих временный или постоянный характер, между разными подразделениями органов государственной власти, а также определение условий и порядка функционирования. Другими словами, данный процесс равнозначен объединению людей непосредственно для реализации намеченных целей.

Прогнозирование и контроль

Помимо представленных выше функций, в общую совокупность необходимо отнести прогнозирование и контроль. Под последним нужно понимать ряд действий, направленных непосредственно на обеспечение дисциплины и законности. Прогнозирование же определяется как предвидение научного ранга или же исследование систематического характера в отношении структуры, состояния, динамики, а также перспектив процессов и явлений, которые так или иначе касаются управления.

Важно отметить, что специальный функционал описывает характеристики конкретных субъектов (к примеру, президента той или иной страны или местных органов самоуправления) или же объектов управленческой деятельности (к примеру, такие сферы, как социально-культурная, экономическая или административно-политическая).

Функции вспомогательной природы позволяют в полной мере реализовываться процессам, сопутствующим осуществлению общего и специального функционала. Среди них важнейшими элементами являются планирование (как стратегическое, так и текущее), финансирование, обеспечение кадров, стимулирование, диагностика, управление и иные не менее интересные в юридическом аспекте функции.

Принципы государственного управления

признаки органов государственного управления

На сегодняшний день в юридической деятельности важную роль играют принципы государственного управления. Они представляют собой идеи основополагающей природы, а также соответствующие научных положения. Кстати, в административно-правовой науке не существует единого мнения в отношении видового разнообразия принципов управленческой деятельности государства или же оснований для их определенной классификации. Именно поэтому уместно стандартное разделение, представленное ниже:

  • Общесистемные принципы.
  • Структурно-целевые принципы.
  • Структурно-функциональные принципы.

К первой группе целесообразным будет отнести следующие подразделения:

  • Принцип объективности в плане осуществления управленческой деятельности со стороны государственных органов власти.
  • Принцип демократичности в отношении реализации государственного управления.
  • Принцип правовой упорядоченности по поводу ведения дел по государственному управлению
  • Принцип законности, который относится непосредственно к управленческой деятельности государственных органов власти.
  • Принцип распределения властных полномочий в отношении осуществления государственного управления.
  • Принцип, аргументирующий публичность государственного управления.

К структурно-целевой группе необходимо отнести перечисленные ниже принципы:

  • Принцип согласованности непосредственно целей управленческой деятельности государственных органов власти между собой в плане основных параметров.
  • Принцип взаимодополнения целей. Его выполнение предполагает то, что одна цель как бы способствует другой.
  • Принцип подчинения целей частного, локального характера общим целям, имеющим отношение к мероприятиям по осуществлению управленческой деятельности со стороны государственных органов власти.

В заключение важно отметить, что все вышеперечисленные функции, так или иначе, являются взаимосвязанными и взаимозависимыми. Поэтому нецелесообразно исключать хотя бы одну из представленных выше группу. Это и будет благоприятствовать непосредственно процессу государственного управления.