Рубрики

Принципы и организационно-правовые основы деятельности полиции

Органы внутренних дел играют ключевую роль во всей структуре правоохранительного управления России. Правовая основа деятельности полиции выступает гарантом результативности ее работы. Полиция несет ответственность за охрану общественного порядка и безопасность на улице, за соблюдение легитимных интересов учреждений и трудовых союзов независимо от формы собственности, за защиту прав и свобод граждан, а также за предупреждение преступности и правонарушений. В данной статье обсудим, на основании каких документов работает эта структура и какие полезные функции для общества она выполняет.

Центральные положения

Организационно-правовые основы деятельности полиции представляют собой комплекс федеральных актов, которые принимаются компетентными органами в пределах своих полномочий и регламентируют деятельность, функциональные обязанности полиции. При этом законодательные положения фиксируют то, как должна осуществляться деятельность полиции, а также обозначают условия, нормы, основания применения мер принуждения, федеральную гарантию компетенций сотрудников полиции.

В чем сложность законодательного управления работниками внутренних дел? Она заключается в множественности объектов и субъектов, а также причинах правонарушений, многообразии решаемых полицией вопросов.

Точка зрения

Регистрация нарушения

Правовая основа и принципы деятельности полиции являются основополагающими гарантами правомерности. Они содержат описание работы полиции и нормы, на основании которых она производится.

Характерные особенности принципов работы сотрудников внутренних дел:

  • нормативное требование, закрепленное в документах, подкрепленных юридической силой;
  • главное правило, отражающее суть работы органов полиции.

Действие либо бездействие, совершенное работником внутренних органов, которое противоречит принципам работы полиции, не может признаваться законным.

Основные принципы деятельности полиции отражены во второй главе государственного закона «О полиции». Данный документ № 3-ФЗ принят 7 февраля 2011 года.

Уважение и соблюдение свободы с правами граждан

Полиция выполняет свою работу, основываясь на уважении и соблюдении свобод и прав граждан. Деятельность органов, которая ограничивает или нарушает данные условия, запрещается, потому что ущемление прав и свобод человека в демократическом государстве непозволительно.

При обращении гражданина к работнику полиции последний должен указать свое звание, занимаемую должность и фамилию, затем выслушать и принять необходимые действия в рамках своих компетенций или указать на того, чьих полномочий будет достаточно для решения вопроса.

Правовые основы организации деятельности полиции отражают, что приобретенные в ходе работы полиции сведения о личной жизни людей не могут распространяться без их согласия. Исключениями являются ситуаций, прописанные и зафиксированные в государственных актах.

Законность и беспристрастность

Флаг России

Правовая основа деятельности полиции определяется согласно принципу беспристрастности и законности. Произвольное ограничение свобод, прав, легитимных интересов людей и общественных объединений, учреждений, уполномоченных лиц не предусмотрено, оно возможно в рамках согласованного и установленного государственного акта.

Работники внутренних органов при выполнении служебного долга не вправе оправдывать свои поступки либо их отсутствие, а также ссылаться на личную заинтересованность, экономическую эффективность, обстоятельства, указание или постановление вышестоящих уполномоченных лиц.

Внутренние органы обеспечивают равную защиту прав, свобод, интересов личности, вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, денежного или служебного положения, места жительства, вероисповедания, убеждений, причастности к группировкам, союзам или других обстоятельств.

Работнику полиции необходимо относиться с уважением к обычаям и традициям разных народов, принимать во внимание культурные и иные особенности разных этнических народностей, религиозных сообществ, межнациональных и межконфессиональных объединений.

Открытость и публичность

Правовая основа деятельности российской полиции сформирована на принципе открытости для граждан в пределах, установленных в государственных нормах уголовного права, оперативно-розыскной работы и административного права. При этом она не нарушает права человека и разных объединений.

Внутренние органы систематически уведомляют государственные (муниципальные) органы, граждан о выполненной ими работе через каналы СМИ, сеть Интернет. Также это реализуется путем предоставления исполнительным региональным органам власти, работникам муниципальных управлений и гражданам аналитической и статистической отчетности о деятельности уполномоченных органов.

Доверие и поддержка общества

Тренировки полиции

Правовая основа деятельности полиции необходима для формирования доверия и поддержки со стороны общества к работе правоохранительных органов. Для граждан действия работников полиции должны быть максимально понятными и обоснованными.

При нарушении работником внутренних дел прав человека либо организаций он обязан на основании своих компетенций предпринять шаги для возобновления этих прав.

Мнение общества выступает важнейшим показателем для оценки работы внутренних органов, которыми выступают государственные структуры исполнительной власти, то есть полиция.

Взаимодействие и сотрудничество

ДПС на дороге

Правовой основой деятельности полиции является сотрудничество с взаимодействием. При выполнении поставленной задачи сотрудники внутренних органов систематически взаимодействуют с правоохранительными структурами, государственными или муниципальными службами, разными объединениями, учреждениями и рядовыми гражданами.

Сотрудники для достижения максимальной эффективности в своей работе (при исполнении должностных обязанностей) могут обращаться к государственным либо муниципальным службам, разным объединениям, учреждениям в порядке, который установлен законом России.

Применение специальной техники и достижений науки

Правовая основа деятельности полиции включает согласованные положения о применении специальной техники, каналов связи, достижений науки и модифицированной системы лабораторных и испытательных приборов.

К основным видам технических устройств можно отнести приборы с видео-, аудио-, фотофиксацией. Они крайне необходимы при установлении обстоятельств совершения правонарушений и деталей на месте происшествия. Также благодаря техническим приборам осуществляется контроль действий работников полиции, которые выполняют возложенные на них обязанности.

Служебная работа

Девушки МВД

Правовые основы административной деятельности полиции крайне важны. Ведь деятельность внутренних органов предполагает властный характер и заключается в реализации полицией в рамках своих полномочий внешних административных, процедурных, юрисдикционных мероприятий, а также в проведении внутриорганизационной работы для осуществления надежного функционирования всех структур полиции.

В процессе своей работы органы полиции выполняют значительное количество административных функций, при реализации которых они, в соответствии со своими компетенциями, вступают в особые правовые взаимоотношения с государственными или муниципальными службами, разными объединениями, учреждениями или гражданами.

Административные задачи полиции выполняются в рамках административной работы, которая вместе с уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельностью относится к числу наиболее важных и емких по содержанию видов работ.

Буква закона

Характерная особенность, которая отличает правовые нормы внутренних органов от других структур, - большое число возможных субъектов правонарушений. Именно поэтому существует так много актов, регулирующих деятельность полиции. Ниже обозначим ключевые документы, закрепляющие определенные аспекты организационно-правовых основ деятельности полиции. Все они в содержательном плане отличаются друг от друга, потому что характеризуют разнонаправленные аспекты разрешаемых сотрудниками полиции задач.

Законодательство

Значок полиции

Правовую основу деятельности полиции составляют следующие документы:

  1. Конституция РФ, фиксирующая фундаментальные основы нормативного регулирования взаимоотношений в обществе, находящиеся под охраной государства права, свободы и права каждого гражданина страны, а также регулирование общественного порядка со стороны полиции.
  2. Международные договоры, представляющие собой соглашения в письменной форме и подписывающиеся между Россией и зарубежным государством (либо несколькими странами) или международным учреждением. На сегодняшний день действует около 1 000 таких договоров межгосударственного, правительственного, ведомственного действия с более чем 50 странами.
  3. Общепризнанные нормы с принципами права международных отношений определяются как первостепенные нормы права на международном юридическом поле. Права всех стран утверждаются и признаются международными органами без возможности отклонения и изъятия.
  4. Государственные законы (конституционные, федеральные, региональные). Основные акты регулируют вопросы военного, чрезвычайного положения, деятельность самой полиции.
  5. Издаваемые легитимные документы Президента и Правительства РФ. Указами главы государства регулируется значительный круг проблем работы структуры МВД России, в том числе полиции. Постановления правительственных органов регулируют всевозможные вопросы касательно принципов работы внутренних органов.

Контроль на посту

Патрульно-постовая служба

Определение «патрульно-постовая структура» на практике имеет два смысла. В первом значении понимается комплекс структур, подразделений, частей, которые осуществляют контроль обеспечения охраны порядка (безопасности) в общественных местах. Во втором варианте это понятие рассматривается как вид работы особых подразделений в полиции по пресечению преступных деяний с охраной порядка (безопасности) в общественных местах. Оба представленных описания с разных сторон раскрывают содержание понятия службы патрульно-постовой полиции.

Правовые основы деятельности патрульно-постовой службы полиции определяются Конституцией РФ, концепциями и актами МВД России, международными договорами, государственными конституционными нормами, президентскими и правительственными нормами.

В рамках рабочего режима выполняется подсчет групп и средств, распределяются наряды патрульных групп, занимающиеся обеспечением правопорядка. Все выполняемые функции во время дежурства закреплены приказом, общим распорядком осуществления правопорядка, графиком расстановки личного состава.

Помощь рядом

Техника полиции

Участковые органы уполномоченных ведомств имеют большое значение для всей структуры внутренней службы. Они, находясь на дежурстве на определенном территориальном участке, выполняют работу по защите легитимных свобод, прав и интересов, как любого гражданина России, так и лиц, не получивших гражданство.

Правовая основа деятельности участковых уполномоченных полиции состоит из норм Конституции России, принципов, признанных во всем мире, ратифицированных международных договоров России, государственных конституционных норм, актов МВД России, а также государственных законов, президентских и правительственных актов. При выполнении рабочего задания участковый в рамках своих полномочий придерживается норм региональных органов, затрагивающих вопросы осуществления охраны порядка, общественной безопасности.

Одной из самых значимых и важных задач его деятельности является работа с заявлениями граждан по возникшим вопросам либо персональный прием. Эта деятельность является одним из основных методов конструктивного налаживания взаимоотношений участкового с различными общественными институтами. Вместе с тем она выступает способом реализации полномочий внутренних органов по оказанию помощи населению, защите законных свобод, прав, интересов каждого человека и предупреждению противоправных поступков.