Рубрики

Публичный сервитут – это что такое?

Нередко собственникам земель приходится сталкиваться с таким понятием, как сервитут. Он представлен определенным обременением относительно права пользоваться землей. Существует частный и публичный сервитут. Они отличаются тем, кто именно накладывает данное обременение. Инициатором может выступать непосредственный владелец объекта или муниципальные власти каждого региона. Следует разобраться в особенностях использования данного ограничения.

Понятие публичного сервитута

Он представлен специальным обременением на землю. За счет него ограничиваются права собственника участка, поэтому отчуждается некоторая часть территории или полностью весь участок. Выполняется данный процесс муниципальными властями региона. Применение такого обременения сопровождается особенностями для собственника участка:

  • отсутствует возможность пользоваться частью территории исключительно в своих целях;
  • применяется земля наряду с другими гражданами, поэтому не допускается создавать разные препятствия для людей;
  • наиболее часто применяется такое обременение для создания прохода или проезда, выхода к воде или к пастбищу для прогона скота;
  • устанавливается ограничение со стороны местной администрации, поэтому невозможно отменить его при отсутствии оснований.

Основным назначением применения такого обременения выступает необходимость предоставить населению возможность пользоваться некоторой частью земельного участка для разных целей. При этом учитываются положения ГК.

публичный сервитут законодательство

Отличия между двумя видами ограничения

Существует несколько таких обременений. Частные и публичные земельные сервитуты обладают значимыми отличиями.

Публичное ограничение устанавливается только местными властями, причем предназначается оно для других граждан, которым по разным причинам требуется пользоваться некоторой частью участка, принадлежащего частному владельцу. Для этого предварительно проводятся общественные слушания. Все люди могут пользоваться территорией для конкретных целей без необходимости уплачивать за это какие-либо средства. На слушаниях владелец участка может возражать после установления обременения, но если оно необходимо, то не получится оспорить его даже через суд. Оно обязательно регистрируется в Росреестре.

Частный сервитут может накладываться непосредственным владельцем территории или разными кооперативами. В этом случае разрешается пользоваться территорией только ограниченному количеству правообладателей. Право использовать землю конкретными лицами закрепляется в Росреестре. Может требоваться плата со всех лиц, которые пользуются территорией.

Поэтому публичный и частный сервитуты отличаются правилами использования, количеством правообладателей и необходимостью получения согласия от собственника участка.

установление публичного сервитута на земельный участок

Особенности публичного ограничения

Его основным отличием от частного обременения выступает то, что оно устанавливается местными властями, поэтому владельцы территории не могут каким-либо образом повлиять на это решение. К другим особенностям публичных земельных сервитутов относится:

  • не требуется получать разрешение от владельца участка для наложения обременения, так как сначала проводятся слушания, на которых может выслушиваться точка зрения собственника, но она не является основополагающей, поэтому если он категорически отказывается, то устанавливается обременение судом;
  • принимается для этого специальный государственный акт, являющийся обязательным для исполнения;
  • применение такого ограничения должно быть обоснованным, поэтому должны иметься веские основания.

В законодательстве четко указывается, при каких условиях допускается пользоваться этим способом ограничения прав собственника. Поэтому по закону публичный сервитут применяется в ситуациях:

  • требуется создать возможность для проезда и прохода через участок;
  • необходимо проложить коммуникации под землей, а также обеспечить доступ к их свободному обслуживанию при необходимости;
  • нужен доступ к водным ресурсам, получить который можно исключительно через землю, принадлежащую частному лицу;
  • требуется проход для людей и животных к водоемам, пастбищам или участкам, где реализуется сенокос;
  • выполняются дренажные работы;
  • организуется доступ к участкам, где разрешается местными властями охотиться, рыбачить, собирать разные ягоды или грибы.

Такое обременение не предполагает отчуждение территории в пользу других лиц или государственных властей. Участок по-прежнему принадлежит частному владельцу. Если возникает ситуация, при которой больше нет оснований для обременения, то оно может сниматься, для чего требуется подать соответствующее прошение.

Владелец территории может потребовать, чтобы государством была выкуплена часть земли, на которую наложено ограничение. Также ему может выплачиваться компенсация. Обычно она назначается, если публичный сервитут привел к тому, что владелец земли не смог пользоваться территорией по назначению.

публичные земельные сервитуты

Что не может причисляться к сервитуту?

Существуют определенные ограничения, которые не относятся к общественным сервитутам. Сюда относятся территории, используемые для проживания граждан или работы предприятий, а также применяемые для общественных нужд.

К таким объектам относятся:

  • линии электропередач или опорные столбы;
  • подводка к разным участкам газового оборудования;
  • прокладка водопроводных труб к каждому жилому или общественному строению;
  • укладка труб канализационной системы.

Все эти элементы создают определенные ограничения на использование территории, так как не получится в местах укладки труб заниматься бурением скважины или выполнять аналогичные действия с землей. Под линиями электропередач не получится возвести частное строение. Но при этом отсутствует необходимость накладывать публичный земельный сервитут.

частные и публичные земельные сервитуты

Как определяются границы ограничения?

При возникновении такого сервитута учитывается несколько моментов:

  • требуется определить владельца территории, причем если земля принадлежит государству, то придется получать разрешение, а частные собственники просто ставятся в известие о наложении обременения, если добровольно отказываются от подписания соглашения;
  • устанавливаются границы в отношении конкретной территории.

Для выполнения данных действий требуется проводить специальные слушания. На них участвуют представители местной администрации и владелец участка. Обсуждается установление публичного сервитута на земельный участок, а также определяются его точные границы. Как только будут готовы резолюции, оформляется обременение официально на основании установленных границ.

Участок, на котором имеется публичный сервитут, может местными властями подвергаться межеванию и постановке на кадастровый учет. Далее формируется межевой проект, для чего используются сведения, содержащиеся в картографическом межевом плане.

На карту наносятся специальные символы, на основании которых определяются границы имеющегося обременения. Полученный чертеж детально описывается на основании многочисленных стандартов. Эта документация утверждается комиссией, после чего переносятся границы на местность в натуральном виде.

публично правовые сервитуты

Кто может стать инициатором?

Для установки обременения на землю, принадлежащую частному владельцу, могут использоваться разные основания. По законодательству публичный сервитут может предлагаться по инициативе различных людей и инстанций:

  • должностные лица разных государственных органов;
  • группы граждан, которым требуется проход или проезд на территории, принадлежащей частному лицу;
  • представители государственной власти.

Допускается обременение только при условии, что отсутствуют другие возможности для решения возникшей проблемы. Если имеется длинный обходной путь, который позволяет пользоваться определенными ресурсами, то в ограничении будет отказано.

Инициатор должен подать соответствующее заявление в органы местной власти. При этом надо ориентироваться на положения ФЗ №193.

Когда запрещается?

Существуют ситуации, когда запрещено пользоваться таким обременением. Поэтому регистрация публичного сервитута не будет законной при условиях:

  • владелец территории из-за такого ограничения не может в полной мере пользоваться своим участком;
  • собственник требует отменить обременение, но при этом у него должны иметься доказательства того, что доступ к тому или иному объекту может быть получен другим способом, поэтому не допускается нарушать его права в отношении имеющегося имущества;
  • невозможно по разным основаниям провести общественное слушание.

Нередко собственники территорий негативно относятся к обременению, поэтому обращаются в суд. Если они смогут представить доказательства того, что их права были нарушены, а при этом нет веских оснований для публично-правового сервитута, то по решению суда такого ограничение на земле может быть отменено.

регистрация публичного сервитута

Пошаговая инструкция наложения обременения

Процедура предполагает выполнение определенных последовательных действий. По законодательству публичный сервитут может устанавливаться исключительно следующими этапами:

  1. Первоначально граждане или компании, которым требуется пользоваться частью чужой земли, должны обратиться к ее собственнику, чтобы предложить составить мирное соглашение, на основании которого они будут применять территорию для конкретных целей. Если владелец откажет в составлении соглашения, то придется действовать через органы власти.
  2. Заинтересованные в обременении лица должны обратиться в местную администрацию для установки сервитута, чтобы они могли пользоваться имеющейся территорией для каких-либо целей. Заявление обязательно составляется на имя главы администрации. В нем перечисляются данные о заявителях, об участке, на который должно накладываться обременение, а также о причинах использования сервитута. Все причины должны быть вескими, так как иначе будут нарушаться права частного владельца земли. Поэтому приводятся дополнительно обоснования, например, указывается, что невозможно решить вопрос другим способом. В конце ставятся подписи всех заявителей и дата формирования документа.
  3. Принятое заявление рассматривается максимально 5 дней, после чего принимается решение. Если оно является положительным, то принимается документ в производство. Если решение является отрицательным, то заявители получают письменный документ, в котором перечисляются все причины для отсутствия возможности наложения сервитута.
  4. Как только документ будет принят в производство, назначается работник администрации, уполномоченный накладывать сервитут. Им вызывается владелец земли для оповещения о необходимости наложения ограничения. Рассказывается, какова будет зона публичного сервитута, по каким причинам требуется воспользоваться обременением, а также объясняются другие важные моменты при необходимости. Предлагается вариант составления соглашения. Так как владелец территории в любом случае несет убытки, ему могут предлагаться компенсации. Если отсутствуют возражения со стороны землевладельца, то составляется соглашение на использование части имущества всеми гражданами для конкретных целей.
  5. Если собственник земли отказывается составлять соглашение, то им формируется официальный отказ.
  6. Все документы на установление публичного сервитута передаются в земельный отдел местной администрации.
  7. Назначаются слушания, для чего устанавливается дата их проведения. На них приглашаются все заинтересованные стороны, к которым относится и собственник территории. Все участники могут высказывать свое мнение.
  8. Выносится решение местной администрацией. Если признается необходимость в ограничении, то при наличии отказа от владельца земли дело передается в суд.
  9. Через решение суда устанавливается публичный сервитут, который далее официально регистрируется в Росреестре.

Таким образом, процесс считается специфическим и длинным. Но если действительно имеется необходимость для обременения, то даже при отказе собственника можно выполнить процедуру.

зона публичного сервитута

Назначается ли компенсация владельцу земли?

Собственники участков земли могут требовать компенсацию за то, что их имущество используется посторонними лицами. Для этого желательно пригласить профессионального оценщика, определяющего стоимость земли, на которую накладывается обременение. В зависимости от полученного значения определяется размер платы.

Ущерб наносится, даже если владелец не пользуется землей для каких-либо коммерческих целей, так как в любом случае он не может полноценно применять территорию. Право публичного сервитута накладывается администрацией, причем нередко это приводит к тому, что ухудшается качество земли, поэтому в будущем не получится пользоваться ею в разных целях. Администрация обычно положительно реагирует на необходимость выплаты компенсации. Для этого с собственником земли составляется соответствующее соглашение, содержащее размер платы.

Когда прекращается действие?

Имеются возможности для прекращения действия сервитута. Это происходит в ситуациях:

  • обременение накладывалось только на ограниченное количество времени, в течение которого требовалось выполнить некоторую работу;
  • нарушаются права собственника, так как не соблюдаются гражданами или компаниями имеющиеся границы;
  • наносится значительный ущерб земле;
  • не соблюдаются нормы СЭС и пожарной безопасности, поэтому собственник может через суд отменить ограничение, так как участок используется недобросовестно.

Досрочное прекращение срока действия сервитута возможно по соглашению сторон, с привлечением администрации или через суд. Обычно для этого процесса инициатором выступает владелец территории.

Таким образом, публичный сервитут представлен определенным ограничением, накладываемым на территорию. Он дает доступ пользоваться землей всем гражданам, поэтому не допускается чинить для этого препятствия со стороны владельца. Собственник территории может требовать плату за обременение. Допускается досрочно его снимать при наличии определенных оснований. Процесс непременно должен выполняться в правильной последовательности действий, а также наличие сервитута обязательно фиксируется в Росреестре.