Тема ответственности экспедитора по вопросам доставки груза не нова. Сегодня страхование ответственности перевозчиков является чуть ли не условием принятия на работу. Причем клиенты хотят работать только в компаниях, которые сотрудничают с «хорошим» страховщиком.
Для кого?
Задача экспедитора заключается в доставке груза клиента самым быстрым и менее затратным способом. При этом все стороны сделки хотят быть уверены, что в случае неисполнения обязательств перевозчик сможет компенсировать убытки. С этой целью осуществляется страхование ответственности экспедитора.
Данный термин состоит из нескольких «блоков»: ответственность за ошибки и за ущерб. Обычно заказчик не желает исследовать всю цепочку в поисках виновника. Поэтому возместить ущерб он пытается через организатора перевозки. Поэтому важно, чтобы полис страхования ответственности экспедитора предусматривал выплату возмещения в случае утраты или повреждения груза.
Услуга предназначена для покрытия любых претензий в адрес экспедитора. То есть ее целесообразность заключается в том, чтобы экспедитор смог возмещать оборотные средства, планировать непредвиденные расходы и получить «сертификат качества».
Договоры
До недавнего времени страхование ответственности перевозчика и экспедитора вызывало массу вопросов у всех участников транспортного сообщества. Ни в одном законе, регулирующем деятельность транспортных компаний, не предусмотрено страхование ответственности. После публикации Постановления Президиума № 16996/09 такие договоры стали подчиняться действующему законодательству.
Компенсация выплачивается в случае нанесения перевозчиком вреда жизни, здоровью, имуществу при оказании экспедиционных услуг. Также компенсируются расходы перевозчика по спасению груза, уменьшению убытков, вызванных страховым случаем, и прочих непредвиденных затрат. Исключаются из договора случаи перевозки, когда экспедитор привлекает не собственный транспортный состав, а арендованный.
Риски
Экспедиторы, которые несут ответственность за своих подрядчиков, называются принципалами, а те, что отвечают только за свои ошибки и за выбор перевозчика – агентами. Полис страхования ответственности экспедитора покрывает такие риски:
- физическое повреждение, утрата груза;
- финансовые последствия, возникшие в результате ошибок перевозчика (просрочка в поставке, неправильное оформление документов, последствия за вывоз груза лицом, не имеющим на это полномочий и т. д.);
- штрафы, пошлины, налоги, которые накладываются в случае нарушения таможенного, экологического законодательства, условий труда;
- риски, возникающие в случае причинения вреда грузом (нанесение ущерба здоровью при погрузочно-разгрузочных работах, расходы, связанные с оказанием медпомощи);
- расходы на расследование обстоятельств происшествий.
Премия
Стоимость полиса страхования ответственности экспедитора рассчитывается, исходя из суммы всех выставленных счетов, либо количества перевозимого груза, пересчитанного в контейнеры (TEUs).
На стоимость полиса влияют:
- Маршрут.
- Номенклатура. Защита грузов повышенного риска (электроника, алкоголь, табак, автомобили будут стоить дороже).
- Количество транспортных средств. В договоре обязательно прописываются марки и номера всех машин, которые участвуют в перевозке.
- Фрахт. Международные перевозки будут стоить дороже внутренних.
- Выбранные риски, франшизы.
Без дополнительной премии покрытие включает затраты по предотвращению (уменьшению) ущерба, прочие расходы, которые должны быть компенсированы по условиям договора, в том числе юридические, судебные издержки. Полис также покрывает ответственность страхователя в результате ошибок должностных лиц.
Условия сотрудничества
Договор страхования может заключаться отдельно на каждую перевозку. Такой порядок более выгоден компании, которая не предлагает клиентам страхование грузов.
Организациям, которым часто приходится приобретать полис, выгоднее оформить один генеральный договор и на каждую поставку выписывать отдельный сертификат. Главным преимуществом таких договоров являются заранее оговоренные условия сотрудничества и оперативное страхование конкретного груза.
Договор с депозитной премией действует на все поставки в течение оговоренного времени. Стоят такие полисы достаточно дешево, но и рассчитывать на большой объем выплаты не приходится.
Страховая выплата
Полис покрывает также косвенные убытки, связанные с повреждением груза. Объем выплаты может определяться складной распиской, транспортным законодательством или по правилам международных конвенций, например, КДПГ, СМГС.
Важным условием договора страхования гражданской ответственности экспедитора является определение событий, которые привели к утрате. Однако предоставление услуги не должно быть ограничено набором событий. То есть выплата компенсации за потерянный груз должна осуществляться независимо от причин возникновения данной ситуации.
Перед подписанием договора следует обратить внимание на перечень убытков, которые не поддаются возмещению.
В случае утраты груза размер компенсации рассчитывается, исходя из суммы груза, указанной в документе, и транспортных, таможенных и прочих расходов, связанных с перевозкой, при условии, что они прописаны в договоре. При его повреждении размер выплаты определяется по результатам экспертной оценки или расходов на восстановление. Решение о выплате компенсации принимается в течение 10 дней с момента получения всех документов. Таков порядок действий в вышеописанных ситуациях.
Лимиты
Страхование гражданской ответственности экспедиторов грузов также покрывает убытки партнеров. Договором может быть предусмотрена выплата возмещения морской линии, которая предоставляет контейнеры, в случае утраты последних. Также может быть включена ответственность перед третьими лицами, например, в случае нанесения вреда докеру плохо запакованным грузом. Чем больше убытков покрывает договор страхования ответственности экспедитора, тем лучше.
Не подлежат страхованию случаи перевозки по объявленной стоимости, «в оговоренный срок», перевозки ценных грузов (драгметаллов, картин, лошадей и т. п.), а также операции, осуществляемые в рядах стран.
Лимиты выплат прописываются в договоре и зависят от характера деятельности и степени риска экспедитора. В западных странах перевозчики не признают полисы, в которых лимит составляет менее 250 тыс. Стандартная сумма покрытия - 750 тыс. долл. по случаю. Лимит ответственности российских экспедиторов составляет 1-2 млн руб.
Особые случаи
Не всегда регресс против субподрядчика приносит результаты. Компания может оспорить требования в суде, предоставив доказательства своей несостоятельности или банкротства. Одним из условий страхования является привлечение субподрядчиков. Договоры с ними будут заключены таким образом, чтобы организатор перевозок смог предъявить иск исполнителю.
Размер выплаты обычно меньше стоимости груза. Все претензии регулируются в процессе переговоров между экспедитором и заказчиком услуги. Последнему нужно доказать не только стоимость груза, но и вину перевозчика.
Защита груза
Не заменяет страхование груза, особенно дорогого, страхование ответственности экспедитора. Стоимость данной услуги зависит от срока работы фирмы на рынке и направлений деятельности. Больше всего расходов понесут компании, которые занимаются грузоперевозками (в том числе в страны Европы) менее одного года. Стоимость услуги значительно превышает прибыль от сделки. Поэтому страхованием груза перевозчики занимаются только по поручению клиента и за его счет. Данный пункт обязательно прописывается в договоре на экспедиционное обслуживание.
Вывод
Страхование ответственности экспедитора – это не панацея. Не стоит забывать о других способах снижения рисков. Ведь один утерянный коносамент может стать причиной потери клиента. А платежеспособных заказчиков сегодня сложно найти.