Работа туристических компаний осуществляется в рамках действующего законодательства и в обязательном порядке предполагает наличие финансовых инструментов для защиты потребителей от возможных денежных потерь. Одним из них является наличие договора страхования гражданской ответственности туроператора.
Участники соглашения
Подписание документа подразумевает соглашение между профильной компанией и туристической организацией в выплате компенсации третьим лицам. Прежде чем предлагать страхование гражданской ответственности туроператоров, страховщик обязан иметь в наличии разрешительный документ на этот вид деятельности. Страхователь (туристическая фирма) обязан заключить договор и переложить часть своей ответственности за неполное или некачественное предоставление услуг в сфере туризма на финансовую компанию.
Компенсация полученных убытков производится третьим лицам, а именно клиентам туроператора. При покупке туристического продукта клиент компании может убедиться в наличии такого документа у турфирмы, чтобы быть уверенным, что договор страхования гражданской ответственности - действующий.
Объект страхования
В таком виде договоров четко определена роль страховой компании. Объектом в полисе прописывается страхование гражданской ответственности туроператоров, которые в результате своей деятельности могут понести финансовые потери. Такие траты у туристической компании могут появиться в тех случаях, когда необходимо будет компенсировать своим клиентам убытки, полученные ими по вине туркомпании.
Страховой случай
События, по которым начинается ответственность страховщика, четко определены в правилах страхования гражданской ответственности туроператора. К ним относится ситуация, в результате которой туристическая компания должна компенсировать своему клиенту расходы за некачественное выполнение турфирмой взятых обязанностей. Это относится и к прочим лицам, пострадавшим от действий туроператора. Обязательным условием для получения возмещения от финансовой компании является действующий страховой договор. В противном случае туроператор обязан самостоятельно произвести выплату в счет собственных средств.
Страховым случаем по договору страхования ответственности оператора считаются:
- невыполнение обязанностей турфирмы, которые связаны с перевозкой, доставкой, размещением, поселением клиентов;
- присутствующие серьезные недочеты в туристическом маршруте, которые имеют непосредственную связь с безопасностью и качеством поездки.
Страховой платеж
Сумма взноса за получение страховой защиты зависит от тарифа и объема финансового обеспечения, размер которого определен на законодательном уровне. Так, для туристских организаций, которые специализируются на отечественных и международных путешествиях, страховая сумма не может быть меньше десяти миллионов рублей. В то же время, если такие туры осуществляются внутри страны, то такое финансовое обеспечение составляет пятьсот тысяч рублей.
Тариф по страхованию ответственности туроператора также варьируется в зависимости от нескольких показателей, а именно:
- срока работы на туристическом рынке;
- количества заключенных договоров;
- типа туров (международные или отечественные);
- количества жалоб и претензий от клиентов.
Минимальный тариф составляет 0,5 % и может достичь десяти процентов, учитывая ситуации на туристском пространстве.
Договор страхования
Соглашение между финансовой компанией и турфирмой заключается на срок не меньше одного года. В документе следует указать данные сторон, страховые случаи, размер страховой суммы, страховой платеж и порядок его перечисления, порядок выплаты и условия отказа от компенсации, права и обязанности всех участников полиса.
По дополнительным соглашениям туроператор может увеличить возможные риски и переложить ответственность за их наступление на страховую компанию за отдельную плату.
Выплата страховой компенсации
По договорам страхования ответственности туроператора клиенту компании за счет страховщика возвращают потраченные средства:
- на повторное получение визы, продление ее сроков и поездки;
- для приобретения билетов, дополнительные расходы на гостиницу, прочие условия, предусмотренные туристическим договором;
- на запланированную, но не состоявшуюся экскурсию;
- дополнительные расходы, что превышают сумму, указанную в соглашении на участие в туре.
Страховая компания согласно подписанным документам обязана на протяжении тридцати суток компенсировать ущерб, который был нанесен клиентам туристской фирмы. Сумма такой выплаты не может быть больше страховой суммы, независимо от размера вложений.
Для получения возмещения потраченных средств, клиент туристической организации обязан все оформить официально с предъявлением оригиналов всех документов, свидетелей сложившейся ситуации. Претензия для получения компенсации может быть направлена и на туристскую организацию, и на страховщика, и на двоих субъектов одновременно. Также потребитель имеет право требовать возмещения моральных убытков.
Отказ в выплате
Финансовая компания имеет право отказать в компенсации по страхованию ответственности туроператора по следующим причинам:
- опоздание на рейс или неявка туриста;
- утеря документов и расходы на их восстановление;
- изменение сроков путешествия или отказ от него;
- обстоятельства личного характера (ухудшение состояния здоровья клиента туристесской компании, неполучение визового разрешения);
- самостоятельное приобретение иных билетов или номеров в гостинице, которые не предвидены соглашением);
- тратами, связанными с раскрытием конфиденциальных данных.
При несогласии туристической организации с претензиями, которые предъявляет турист, вопрос о возможном возмещении расходов должен рассматриваться в судебной инстанции. Только после оглашения решения суда, страховая компания по договору страхования гражданской ответственности туроператора сможет на законных основаниях осуществить выплату.
Наличие соглашения о страховании ответственности туроперата гарантирует высокий уровень качественного обслуживания, чем заслуживает доверие у постоянных и потенциальных путешественников.