Рубрики

Виды и формы коррупции, методы борьбы

Понятие "коррупция" имеет латинские корни. В буквальном переводе corrumpere означает "подкупать". Понятие, формы коррупции закреплены официально на международном уровне в Резолюции ООН. В 1995 г. В соответствии с ее положениями, внутригосударственные законодательства устанавливают критерии этого явления, предусматривают меры по его искоренению. Рассмотрим далее формы и виды проявления коррупции. формы коррупции

Определение

На международном уровне коррупцией признается подкуп, а также иное поведение по отношению к лицам, обладающим полномочиями в частном или государственном секторе, нарушающее обязанности, вытекающие из данного статуса. Соответствующие действия направлены на получение каких-либо ненадлежащих преимуществ для виновного или иных субъектов. Задача по искоренению этого явления в РФ была поставлена в 1992 г. Указом Президента. В соответствии с распоряжением Главы государства, были выработаны формы борьбы с коррупцией. Они нашли отражение в Приказе МВД от 1992 г.

Актуальность проблемы

Формы коррупции в России представляют собой серьезное препятствие на пути нормального развития общества. Сегодня эта тема считается одной из самых обсуждаемых в народе. Это явление рассматривается как социальное зло, разлагающее общество и власть. Любые формы проявления коррупции должны ликвидироваться на самой ранней стадии развития. Большая часть исследований этого явления посвящена его политическим и экономическим предпосылкам. При этом практически неизученным остается вопрос об отношении простых граждан к этому аспекту жизни общества. Между тем как показывает практика, люди, однозначно осуждающие любые формы проявления коррупции на словах, вполне способны сами подкупать должностных лиц, находя различные оправдания своему поведению в конкретных ситуациях.

Характеристика

Рассматривая сущность и формы коррупции в широком смысле, необходимо отметить, что это явление всегда связано с использованием субъектом его должностного статуса в личных корыстных целях. В этом проявляется его продажность. В узком смысле коррупция – ситуация, когда субъект принимает незаконное решение, при реализации которого другая сторона извлекает определенную выгоду. Служащий при этом получает незаконное вознаграждение. Типичной считается ситуация, когда чиновник, обязанный в рамках своей компетенции принять какое-либо решение в отношении другого лица, начинает создавать искусственные препятствия, понуждая тем самым клиента к даче взятки. основные формы коррупции

Предпосылки

Виды и формы коррупции появляются как результат экономических, политических, социальных проблем. Получение незаконного вознаграждения, ненадлежащих преимуществ происходит чаще в период реформ. Большая часть граждан для решения своих проблем предпочитает передать чиновнику конверт с определенной суммой. Это во многих случаях не просто ускоряет решение вопроса, но и обеспечивает 100% исход в пользу заявителя. Как показывает статистика, в настоящее время угрожающие масштабы приобрело взяточничество. Как форма коррупции оно занимает лидирующее место среди экономических преступлений. Это явление причиняет огромный ущерб государству. Между тем в стране существуют и другие формы коррупции. К ним, например, относят протекционизм, подкуп политиков. Предпосылками для их возникновения и развития выступают огосударствление социальной жизни, чрезмерная централизация системы управления, бюрократизм, увеличение масштабов теневой экономики, падение нравов и пр.

Классификация

В настоящее время существуют верхушечная и низовая формы коррупции. Первая распространена среди чиновников среднего и высшего звена, политиков. Для этой формы коррупции характерна нацеленность на принятие решений, имеющих высокую цену. Например, это могут быть определенные формулировки в законах, передача госзаказов конкретным лицам и пр. Для второй формы коррупции характерна направленность на рутинные отношения с гражданами. Она распространена среди чиновников среднего и низшего звена. Привлекательность низовой коррупции заключается в том, что при небольшом риске для обоих участников отношений она имеет большую ценность не только для получателя незаконного вознаграждения, но и для субъекта, его дающего. Подкуп позволяет решить бытовые вопросы, выступает как приемлемая оплата возможности совершить мелкие нарушения инструкций и законодательных предписаний.

Особенности взаимодействия населения и власти

Как правило, отношения "гражданин-чиновник" возникают в двух случаях. Первый связан с обязанностью власти предоставить населению определенные услуги. Это может быть, к примеру, выдача разрешения, предоставление справки и пр. В таких ситуациях предрасполагающими к коррупции факторами выступают:

  1. Наличие широкого ассортимента государственных услуг, на которые распространяется разрешительный принцип.
  2. Незнание населением своих прав, а также обязанностей чиновников.
  3. Сокрытие служащими информации о правовом статусе, возможностях граждан, а также о своей ответственности перед ними. формы коррупции в россии
  4. Сложность бюрократических процедур.
  5. Монополизация ведомствами сферы услуг.
  6. Структурная специфика властных органов, при которой одно госучреждение имеет полномочия на принятие решений и обслуживание населения.

Вторым является случай, когда властные органы, исполняя ограничивающую и регулирующую функции, обязывают гражданина поделиться ресурсами с государством в рамках взыскания с него бюджетных платежей, наложения штрафов за нарушения действующих предписаний. В этой ситуации предпосылками для развития коррупции выступают отсутствие удобства при реализации людьми своих обязанностей, неадекватность денежных санкций, толкающих на уклонение от их отчисления посредством дачи взятки.

Бюрократический рэкет

Его приемы широко используются в различных административных структурах, БТИ, нотариальных конторах, учреждениях здравоохранения, статистики, страхования, коммунального хозяйства и так далее. Бюрократический рэкет вплотную примыкает к низовой коррупции. Эти явления обладают одной природой. Однако отличие между ними состоит в том, что в последнем случае чиновник получает незаконное вознаграждение по соглашению с предпринимателем, рэкетир же вымогает определенную сумму у бизнесмена против его воли. Если оба заинтересованных участника работают в одной организации, то говорят о вертикальной коррупции. Как правило, она выступает связующим звеном между верхушечной и низовой. Основные формы коррупции, принимая большие масштабы, создают серьезные риски. В первую очередь они формируют благоприятную почву для совершения других преступлений.  формы борьбы с коррупцией

Сферы распространения

Правоохранительные органы проводят тщательный анализ ситуации, определяют области, в которых наиболее распространены преступления. На основании полученных результатов разрабатываются формы и методы борьбы с коррупцией. К сферам, в которых наиболее распространены преступные действия, следует отнести:

  1. ЖКХ. Как показывают опросы, проведенные среди граждан, жилищно-коммунальное хозяйство считается в обществе самым коррумпированным. На первый взгляд, развитие рынка недвижимости должно было привести к снижению рисков, однако этого все еще не произошло.
  2. Правоохранительные структуры. По мнению населения, эти органы занимают второе место по коррумпированности. Как показывает статистика, за несколько последних лет среди субъектов, привлеченных к ответственности за подкуп и получение незаконного вознаграждения, четверть составляют сотрудники правоохранительных структур. Большую часть из этой доли составляют работники ГИБДД. Кроме этого, распространено взяточничество при оформлении регистрации, выдаче водительских удостоверений, разрешений на оружие.
  3. Налоговая и таможенная сферы. Эти области деятельности считаются самыми "перспективными" для низовых коррупционеров.
  4. Военный призыв. Как показывают предварительные подсчеты, больше половины юношей, освобожденных от службы, добились этого через взятку.

Особые случаи

На практике отмечаются ситуации, когда органы власти оказывают прямое силовое воздействие на предприятия для устранения конкурентов "дружественных" им предприятий. Как правило, такие случаи распространены в прибыльных экономических сферах – торговля ГСМ и металлом, строительство. Конкуренты устраняются с рынка с помощью официальных мер. Например, это могут быть постоянные проверки, вызов налоговой инспекции, запрещение передачи участка в аренду и так далее. Во всех таких случаях властные органы осуществляют самостоятельное принудительное распределение экономических ниш, отдавая наиболее прибыльные рыночные сектора "дружественным" компаниям. Последние, в свою очередь, отчисляют часть сверхприбыли. понятие формы коррупции

Ответственность

В настоящее время используются разные формы противодействия коррупции. Наиболее жесткие меры предусмотрены УК. В Кодексе присутствует несколько статей, устанавливающих наказание за разные деяния, связанные с коррупцией. Среди них нормы:

  1. 174. Она устанавливает санкции за отмывание (легализацию) денег или другого имущества, полученных незаконным способом. По последним, например, понимают осуществление финансовых операций и прочих сделок с материальными ценностями, приобретенными преступным путем, использование их для ведения предпринимательской или другой экономической деятельности.
  2. 285. В этой статье предусматриваются санкции за злоупотребление служебным статусом. Оно предполагает использование лицом его должностных полномочий против интересов госоргана. При этом в качестве обязательного признака преступления выступает наличие корыстной или другой личной заинтересованности, а также существенный вред интересам организаций, государства, граждан, общества.
  3. 290. В этой статье закрепляется наказание за получение незаконного вознаграждения. Взятка может быть представлена как определенная денежная сумма, другое имущество или выгода материального характера. Как правило, незаконное вознаграждение передается для совершения служащим определенных действий или бездействие в пользу лица или субъектов, им представляемых.
  4. 292. В этой норме закреплены санкции за служебный подлог. Он предполагает внесение лицом, занимающим определенную должность, госслужащим или работником органа территориальной власти, заведомо ложной информации в официальные документы или исправлений, существенно искажающих их содержание. виды и формы коррупции

Формы противодействия коррупции

Основная работа ведется в нижних эшелонах власти. Что касается высшего и среднего уровня, то коррупционеры здесь часто действуют безнаказанно, прикрываются своей неприкосновенностью, авторитетом, статусом. При наличии подозрений на совершение чиновником преступления, правоохранительные органы начинают устанавливать все связи с другими фигурантами, проверять документацию и банковские счета. Кроме этого, выполняются "литерные" мероприятия. Они предполагают негласный обыск в квартире, установление наружного наблюдения, скрытых камер, прослушка телефонов, вербовка осведомителей из числа лиц, находящихся в близком окружении подозреваемого.

Преступления в государственном аппарате

Коррупция власти имеет место постольку, поскольку чиновник обладает возможностью распоряжаться ресурсами, не принадлежащими ему, посредством принятия либо непринятия определенных решений. В частности, в руках властных структур находятся средства бюджета, муниципальная и госсобственность, госзаказы, льготы и так далее. Если же лишить аппарат распорядительных функций, смысл его существования будет потерян. Осуществляя сбор налогов, штрафов, других платежей, закрепленных законодательством, чиновник получает ресурсы, которые ему не принадлежат. Если сбор предусмотрен нормами, то собственником является казна государства. Если же платеж незаконен, то владельцем является тот субъект, с которого чиновник требует выплаты. Госслужащий должен принимать решения только в рамках компетенции, ориентируясь на цели, закрепленные Конституцией, ФЗ и прочими нормативными документами. Коррупция начинает развиваться там, где цели, определенные законодательством, подменяются корыстью чиновника, реализуемой в конкретных его действиях.

Опасность явления

В современных условиях резко обострилась коррупционная ситуация в стране. Вместе с традиционными способами подкупа появились и новые схемы. Так, например, вместо передачи конвертов с деньгами, совершаются действия, направленные на изменение имущественного положения субъектов, привлеченных к коррумпированным отношениям. Среди них, в частности, криминальное лоббирование, создание лжекомпаний, инвестирование в коммерческие предприятия бюджетных средств, перевод госсобственности в АО, содействие вывозу стратегического сырья за границу и так далее. Ситуация усугубляется и очень скрытным характером многих преступлений. Сложные схемы бывает очень проблематично выявить и раскрыть, ведь внешне все представлено вполне законно и официально обоснованно.

Масштабы

Ввиду специфики коррупции, нельзя точно определить критерии, по которым можно было бы адекватно и комплексно оценить ее размах. Масштабы явления можно оценить только косвенно. Например, по имеющимся данным, в преступные отношения вовлечено сегодня порядка 40 % предпринимателей, почти 1/3 коммерческих организация страны. В 2001 г. при непосредственном содействии чиновников государственная казна потеряла больше 5 трлн рублей. Общий ущерб от коррупции в России составляет 10-20 мрлд долларов в год. сущность и формы коррупции

Заключение

Особая опасность коррупционных действий заключается в том, что они подготавливают благоприятную почву для совершения других преступлений. В результате возникают острые экономические проблемы, усиливается напряженность в обществе. Одним из благоприятных факторов для развития коррупции является бюрократия. Между тем, как отмечают юристы, выявление преступников на всех уровнях власти указывает на наличие проблем в самой системе управления. Разумеется, устройство власти несовершенно в любой стране, и, соответственно, коррупция имеет место в том или ином масштабе во всех развитых государствах. Это, однако, не означает, что правоохранительные органы должны закрывать на нее глаза. Необходимо постоянно совершенствовать формы противодействия этому явления, разрабатывать самые жесткие меры против нарушителей законодательства, осуществлять мероприятия по предупреждению криминальных явлений на всех уровнях власти.