Рубрики

Академия или университет: что выше по статусу?

Часто перед выпускниками школ и их родителями встает вопрос о правильном выборе высшего учебного заведения для получения качественного образования. Среди наиболее популярных вариантов - академии и университеты. Но что же выше по статусу и престижу - академия или университет?

История возникновения академий и университетов

Первые академии появились еще в Древней Греции в IV веке до н.э. как школы философов. Наиболее известная - Академия, основанная древнегреческим философом Платоном. Занятия проходили строго по расписанию, учащиеся платили взносы. В Средние века академии стали объединениями ученых и деятелей искусства. А первый в истории университет был основан в Болонье в Италии в XI веке. Университеты изначально были автономными корпорациями преподавателей и учащихся, дававшими высшее образование.

В 1658 году в России появилась первая высшая школа - Славяно-греко-латинская академия, позже переименованная в Духовную. А 1755 год считается датой основания первой светской академии. Первый российский университет был основан в Москве в 1755 году по указу императрицы Елизаветы Петровны.

Современное законодательное разграничение статусов

Согласно российскому законодательству, университет, академия и институт относятся к организациям высшего образования. Но для присвоения каждого из этих статусов предъявляются определенные требования.

Чтобы стать университетом, вуз должен реализовывать программы минимум по семи направлениям и вести исследования как минимум в пяти областях знаний.

Академии готовят по программам одного профиля, например юриспруденции, экономики, техники и так далее. Институты еще более специализированы.

Также для получения более высокого статуса вуз должен соответствовать определенным критериям по доле защитившихся аспирантов, количеству цитирований работ преподавателей, объему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

По закону университеты имеют более высокий статус и ряд преимуществ:

  • право создавать различные структурные подразделения, в том числе филиалы;
  • возможность самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты;
  • право выдавать своим выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования.

Так что по официальному статусу университеты находятся выше академий и институтов.

Сравнение учебных программ и научной деятельности

Как уже было отмечено, университеты реализуют образовательные программы сразу по многим направлениям подготовки и специальностям - от гуманитарных и экономических, до естественнонаучных и технических. Академии и институты более узкоспециализированы.

Тип вуза Особенности учебных планов и программ
Университет Многопрофильные, широкий охват направлений и специальностей
Академия Сфокусированы на определенной сфере (юриспруденция, экономика и т.п.)
Институт Узкоспециализированные программы конкретной направленности

Что касается научной деятельности, университеты обязаны вести исследования и разработки по широкому спектру направлений, а академии и институты - в основном по профилю своих образовательных программ.

Кадровый потенциал и профессорско-преподавательский состав

Академия или университет - что выше по статусу? Это во многом определяется уровнем преподавательских кадров. В университетах традиционно высоки требования к научной квалификации профессорско-преподавательского состава.

Ключевые показатели кадрового потенциала вуза:

  • доля преподавателей с ученой степенью и званием;
  • количество публикаций в ведущих научных журналах;
  • индексы цитируемости работ;
  • участие в исследовательских грантах и проектах.

По этим параметрам университеты также опережают большинство академий и институтов.

Кроме того, государственные университеты имеют бóльшие возможности привлекать к работе ведущих ученых, экспертов, специалистов-практиков благодаря особым академическим правам и свободам.

В итоге университетское образование считается более фундаментальным и качественным. Хотя есть и яркие примеры академий с сильным профессорско-преподавательским составом, высоким уровнем образования и научным потенциалом.

Библиотека университета

Востребованность выпускников академий и университетов

Одним из важных показателей, по которым можно судить о статусе и качестве подготовки в вузе, является востребованность его выпускников на рынке труда. Как правило, работодатели высоко ценят дипломы престижных университетов.

Однако в последнее время растет спрос и на более узких специалистов с прикладными компетенциями, которых готовят академии и институты по конкретным направлениям.

По данным опросов работодателей из IT-сферы, среди соискателей особо ценится практический опыт и навыки.

Рейтинги академий и университетов

Для объективной оценки уровня вузов в России составляются различные рейтинги. К наиболее авторитетным относятся рейтинг агентства RAEX (Эксперт РА) и Национальный рейтинг университетов, учитывающий показатели международной деятельности.

В ведущую десятку самых высоких позиций в этих рейтингах стабильно входят российские федеральные и национальные исследовательские университеты, такие как МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, Новосибирский, Томский университеты.

Высшие рейтинговые позиции академий говорят о том, что они могут конкурировать с университетами по качеству образования и научному потенциалу.

Переход академий в статус университета

В последние годы отдельные академии, набрав высокие баллы по государственным критериям оценки вузов, получали статус университетов. Так произошло, например, с РАНХиГС, преобразованной в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Этот тренд объясняется рядом причин:

  • стремление получить более высокий статус, престиж и конкурентные преимущества;
  • возможность расширения образовательных программ и научных исследований;
  • привлечение большего финансирования и талантливых абитуриентов.

Однако есть и минусы переименования, связанные с потерей идентичности академии и изменением сложившегося бренда.

Офисный интерьер

Прогнозы развития академий и университетов

Согласно прогнозам экспертов, в российской высшей школе будут усиливаться такие тенденции, как:

  1. цифровизация и внедрение онлайн-образования;
  2. интернационализация (привлечение иностранных специалистов и студентов);
  3. более тесная интеграция с бизнесом и индустриальными партнерами.

В этих условиях университеты сохранят лидерство в фундаментальных научных исследованиях. А роль специализированных академий и институтов будет возрастать в практико-ориентированном образовании с учетом нужд новой экономики и рынка труда.