Часто перед выпускниками школ и их родителями встает вопрос о правильном выборе высшего учебного заведения для получения качественного образования. Среди наиболее популярных вариантов - академии и университеты. Но что же выше по статусу и престижу - академия или университет?
История возникновения академий и университетов
Первые академии появились еще в Древней Греции в IV веке до н.э. как школы философов. Наиболее известная - Академия, основанная древнегреческим философом Платоном. Занятия проходили строго по расписанию, учащиеся платили взносы. В Средние века академии стали объединениями ученых и деятелей искусства. А первый в истории университет был основан в Болонье в Италии в XI веке. Университеты изначально были автономными корпорациями преподавателей и учащихся, дававшими высшее образование.
В 1658 году в России появилась первая высшая школа - Славяно-греко-латинская академия, позже переименованная в Духовную. А 1755 год считается датой основания первой светской академии. Первый российский университет был основан в Москве в 1755 году по указу императрицы Елизаветы Петровны.
Современное законодательное разграничение статусов
Согласно российскому законодательству, университет, академия и институт относятся к организациям высшего образования. Но для присвоения каждого из этих статусов предъявляются определенные требования.
Чтобы стать университетом, вуз должен реализовывать программы минимум по семи направлениям и вести исследования как минимум в пяти областях знаний.
Академии готовят по программам одного профиля, например юриспруденции, экономики, техники и так далее. Институты еще более специализированы.
Также для получения более высокого статуса вуз должен соответствовать определенным критериям по доле защитившихся аспирантов, количеству цитирований работ преподавателей, объему научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
По закону университеты имеют более высокий статус и ряд преимуществ:
- право создавать различные структурные подразделения, в том числе филиалы;
- возможность самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты;
- право выдавать своим выпускникам документы государственного образца о соответствующем уровне образования.
Так что по официальному статусу университеты находятся выше академий и институтов.
Сравнение учебных программ и научной деятельности
Как уже было отмечено, университеты реализуют образовательные программы сразу по многим направлениям подготовки и специальностям - от гуманитарных и экономических, до естественнонаучных и технических. Академии и институты более узкоспециализированы.
Тип вуза | Особенности учебных планов и программ |
Университет | Многопрофильные, широкий охват направлений и специальностей |
Академия | Сфокусированы на определенной сфере (юриспруденция, экономика и т.п.) |
Институт | Узкоспециализированные программы конкретной направленности |
Что касается научной деятельности, университеты обязаны вести исследования и разработки по широкому спектру направлений, а академии и институты - в основном по профилю своих образовательных программ.
Кадровый потенциал и профессорско-преподавательский состав
Академия или университет - что выше по статусу? Это во многом определяется уровнем преподавательских кадров. В университетах традиционно высоки требования к научной квалификации профессорско-преподавательского состава.
Ключевые показатели кадрового потенциала вуза:
- доля преподавателей с ученой степенью и званием;
- количество публикаций в ведущих научных журналах;
- индексы цитируемости работ;
- участие в исследовательских грантах и проектах.
По этим параметрам университеты также опережают большинство академий и институтов.
Кроме того, государственные университеты имеют бóльшие возможности привлекать к работе ведущих ученых, экспертов, специалистов-практиков благодаря особым академическим правам и свободам.
В итоге университетское образование считается более фундаментальным и качественным. Хотя есть и яркие примеры академий с сильным профессорско-преподавательским составом, высоким уровнем образования и научным потенциалом.
Востребованность выпускников академий и университетов
Одним из важных показателей, по которым можно судить о статусе и качестве подготовки в вузе, является востребованность его выпускников на рынке труда. Как правило, работодатели высоко ценят дипломы престижных университетов.
Однако в последнее время растет спрос и на более узких специалистов с прикладными компетенциями, которых готовят академии и институты по конкретным направлениям.
По данным опросов работодателей из IT-сферы, среди соискателей особо ценится практический опыт и навыки.
Рейтинги академий и университетов
Для объективной оценки уровня вузов в России составляются различные рейтинги. К наиболее авторитетным относятся рейтинг агентства RAEX (Эксперт РА) и Национальный рейтинг университетов, учитывающий показатели международной деятельности.
В ведущую десятку самых высоких позиций в этих рейтингах стабильно входят российские федеральные и национальные исследовательские университеты, такие как МГУ им. Ломоносова, СПбГУ, Новосибирский, Томский университеты.
Высшие рейтинговые позиции академий говорят о том, что они могут конкурировать с университетами по качеству образования и научному потенциалу.
Переход академий в статус университета
В последние годы отдельные академии, набрав высокие баллы по государственным критериям оценки вузов, получали статус университетов. Так произошло, например, с РАНХиГС, преобразованной в Российскую академию народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Этот тренд объясняется рядом причин:
- стремление получить более высокий статус, престиж и конкурентные преимущества;
- возможность расширения образовательных программ и научных исследований;
- привлечение большего финансирования и талантливых абитуриентов.
Однако есть и минусы переименования, связанные с потерей идентичности академии и изменением сложившегося бренда.
Прогнозы развития академий и университетов
Согласно прогнозам экспертов, в российской высшей школе будут усиливаться такие тенденции, как:
- цифровизация и внедрение онлайн-образования;
- интернационализация (привлечение иностранных специалистов и студентов);
- более тесная интеграция с бизнесом и индустриальными партнерами.
В этих условиях университеты сохранят лидерство в фундаментальных научных исследованиях. А роль специализированных академий и институтов будет возрастать в практико-ориентированном образовании с учетом нужд новой экономики и рынка труда.