Рубрики

Бланкетные нормы в праве: что это такое и зачем они нужны

Бланкетные нормы - неотъемлемая часть современного законодательства. Но не все юристы и обычные граждане понимают их суть и особенности. Давайте разберемся, что представляют собой эти нормы и почему они так важны.

Что такое бланкетные нормы

Бланкетные нормы - это нормы права, которые для своего применения отсылают к другим нормативным актам либо к частям этого же акта, указывая лишь общее правило поведения. Бланкетная норма как бы "открывает зонтик" над целой серией вопросов. Она - основное правило, а другие акты - подробные указания к нему.

Например, в УК РФ сказано, что "бланкетная норма - это нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах" наказывается лишением свободы. Здесь указана общая норма - наказание за нарушение правил. Но что за правила, где они прописаны - в Уголовном кодексе этого нет. Эту информацию нужно искать в других актах.

Судебное заседание

Как работают бланкетные нормы

Бланкетные правовые нормы дают только общее указание, а подробности содержатся в других источниках права. Нередко это особый нормативный акт, устанавливающий специальные правила в конкретной сфере деятельности.

Например, в Трудовом кодексе много бланкетных норм, которые ссылаются на подзаконные акты - постановления и распоряжения правительства по оплате труда, предоставлению отпусков и другим вопросам. Таким образом регулирование этих сфер делегируется исполнительной власти.

Виды и примеры бланкетных норм

В праве принято выделять бланкетные и отсылочные нормы:

  • Отсылочные нормы отсылают к другим статьям этого же закона или к иному нормативному акту.
  • Бланкетные нормы указывают, какой госорган должен издать акт, устанавливающий эти правила.

В отсылочных нормах правила в принципе уже известны и прописаны. А в бланкетных нормах их еще только предполагается определить позже.

Кроме того, различают общеправовые и межотраслевые бланкетные нормы. Первые работают внутри одной отрасли права, вторые - "перебрасывают мостик" между смежными отраслями. Например, между административным и уголовным правом.

Судья на скамье

Механизм применения бланкетного способа изложения нормы

Когда суд или другой уполномоченный орган сталкивается с бланкетной нормой, чтобы правильно ее применить, он должен сделать два действия:

  1. Найти соответствующий акт, на который дана ссылка, и изучить нужную норму в нем
  2. Применить эту норму к данному конкретному случаю

Так происходит "замыкание" бланкетной нормы на подлежащие применению правила. Суд никогда не имеет права рассматривать дело только по бланкетной норме (например, по одной статье УК), игнорируя детализирующие нормативные акты.

Пример бланкетного способа изложения правовых норм Судья изучает статью о нарушении строительных норм
Судья находит эти нормы в СНИПах, СанПиНах Судья определяет, что норма нарушена
Судья выносит обвинительный приговор Замыкание бланкетной нормы произошло

Таким образом, бланкетность позволяет свести в одной норме самое главное, не загромождая статьи закона массой технических деталей.

Зачем нужны бланкетные отсылочные нормы права

Хотя бланкетные нормы и создают дополнительные сложности для правоприменителя, от них сложно отказаться. Такой подход имеет существенные плюсы:

  • Во-первых, бланкетность позволяет обновлять специальное регулирование без переписывания основных кодексов. Например, меняются только санитарные нормы, а запрет на их нарушение остается прежним.
  • Во-вторых, это упрощает систематизацию права, не допуская дублирования в разных актах. Основной закон устанавливает общие рамки, а детали прописываются в специальных документах.
  • Наконец, бланкетность позволяет регулировать очень сложные и технические сферы, где законодатель не может предусмотреть все нюансы. Делегируя это исполнительной власти, он сохраняет за собой контроль в виде основных норм-запретов.

Таким образом, несмотря на кажущуюся сложность, бланкетные нормы играют огромную роль в правовом регулировании современного общества.

Особенности конструкции бланкетных норм

Как мы выяснили, бланкетные нормы имеют отсылочный характер к другим источникам права. Но как именно они конструируются в текстах законов и кодексов?

Существуют разные варианты оформления. Иногда применяют обороты типа "в порядке, определяемом...", "по правилам...", "согласно перечню...". Это наиболее открытый и гибкий подход, позволяющий регулятору в будущем установить любые необходимые нормы в "дочернем" акте.

В других случаях в бланкетной норме уточняют, какой именно регулятор должен издать правила и в какой форме - например, "...в порядке, установленном постановлением Правительства РФ". Здесь рамки уже заданы.

Вопросы применения бланкетных норм

Несмотря на распространенность бланкетного метода, на практике возникают сложности с реализацией таких норм. Как поступать правоприменителю в спорных ситуациях?

Обратимся к примерам. Представим ситуацию, что после введения уголовной ответственности за нарушение каких-либо правил, эти правила так и не утвердили. Или утвердили спустя много лет. Или отменили старые до введения новых. Как быть и что считать нарушением?

По этим вопросам нет однозначного ответа. В каждом случае требуется анализ и решение на основе принципов права, правоприменительной практики, разъяснений вышестоящих судов.

Злоупотребление бланкетными нормами

Иногда законодатели и регуляторы намеренно формулируют бланкетные нормы расплывчато, чтобы получить большую "степень свободы" в регулировании той или иной сферы.

Речь идет о сознательном создании пробелов и неопределенности. Это открывает возможности для злоупотреблений в виде принятия произвольных и избыточных правил, необоснованных запретов, коррупционного лоббизма при выборе регулятора и других негативных явлений.

Такие риски нужно учитывать при оценке качества бланкетного регулирования в конкретной отрасли или сфере отношений. И настаивать на устранении выявленных недостатков и пробелов.

Бланкетность и качество законов

Многие эксперты считают чрезмерное использование бланкетных норм признаком низкого качества законодательства. Поскольку это перекладывает значительную регулирующую нагрузку на подзаконные акты.

Действительно, бланкетность должна применяться там, где это оправданно, а не повсеместно. И главный ориентир - потребности граждан, а не удобство или интересы самих регуляторов.