Рубрики

Финансовый год и плановый период - это что такое в бюджетном планировании

Плановый период - одно из ключевых понятий бюджетного планирования в России. Но что это такое и зачем оно нужно? Давайте разберемся.

Определение планового периода

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, плановый период - это два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

Плановый период - два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом (ст. 6 БК РФ).

Иначе говоря, если текущий год мы обозначим буквой "Т", очередной год будет "Т+1", то плановый период - это "Т+2". Плановый период всегда состоит из двух лет, следующих за годом, на который составляется бюджет.

Анализ цифр бюджета

Назначение планового периода

Зачем же нужен этот самый плановый период?

Дело в том, что плановый период позволяет заглянуть дальше одного года и спланировать основные параметры бюджета не только на следующий год, но и на два года вперед. Это важно для:

  • долгосрочного планирования доходов и расходов бюджета;
  • обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджета;
  • реализации крупных инфраструктурных и инвестиционных проектов, рассчитанных на несколько лет.

Например, строительство крупного моста или запуск новой космической программы требуют финансирования в течение нескольких лет подряд. Плановый период как раз и позволяет это спланировать.

Строительство моста - крупный инфраструктурный проект

Плановый период в бюджетном процессе

Плановый период играет важную роль на всех этапах бюджетного процесса:

  1. Составление проекта бюджета на очередной год и плановый период;
  2. Рассмотрение и утверждение бюджета;
  3. Исполнение бюджета;
  4. Подготовка отчета об исполнении бюджета.

Так, согласно Бюджетному кодексу, закон (решение) о бюджете должен содержать показатели на очередной год и плановый период по:

  • доходам бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов;
  • расходам бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов;
  • дефициту или профициту бюджета;
  • источникам финансирования дефицита бюджета.

Таким образом, плановый период является обязательной частью закона о бюджете.

Показатели планового периода уточняются ежегодно при составлении бюджета на новый трехлетний период. Например, в 2023 году (текущий финансовый год) бюджет планируется на 2024 (очередной год) и 2025-2026 (плановый период). А в 2024 году плановым периодом станут уже 2026-2027 годы.

Такой "скользящий" характер планирования позволяет гибко корректировать параметры бюджета с учетом меняющейся экономической ситуации.

Плановый период в государственных программах

Помимо бюджета, плановый период используется и в других важных финансовых документах.

В частности, государственные программы РФ также разрабатываются на трехлетний период - очередной год и два года планового периода. Это обеспечивает увязку госпрограмм с параметрами бюджета.

Например, федеральная целевая программа "Жилище" рассчитана на реализацию до 2025 года. При планировании бюджета на очередной год госпрограмма также корректируется с учетом нового планового периода.

Такая увязка позволяет обеспечить финансирование крупных госпрограмм в течение нескольких лет подряд за счет бюджета.

Плановый период для бюджетных учреждений

Плановый период важен не только на уровне бюджета в целом, но и для отдельных бюджетных учреждений - школ, больниц, театров и др.

Так, в соответствии с бюджетом учреждение составляет план своей финансово-хозяйственной деятельности. Этот документ также включает показатели на очередной год и два года планового периода - по доходам, расходам, закупкам.

Например, школа или поликлиника заранее планирует свои расходы на 2025-2027 годы - на закупку оборудования, ремонт, коммунальные платежи и пр. Это позволяет им эффективно распределить бюджетные средства.

Межбюджетные трансферты на плановый период

Плановый период играет важную роль и при предоставлении межбюджетных трансфертов - дотаций, субсидий, субвенций.

Межбюджетные трансферты выделяются не только на текущий год, но и на плановый двухлетний период. Это повышает финансовую устойчивость и предсказуемость региональных и местных бюджетов.

В частности, размер дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов утверждается сразу на 3 года - очередной и плановый период. Такой подход снижает риски резких колебаний в финансировании субъектов Федерации.

Государственные и муниципальные заимствования на плановый период

Программа государственных и муниципальных заимствований также составляется на очередной год и плановый период. Это позволяет заблаговременно спланировать объемы, цели и условия привлечения заемных средств из различных источников.

Кроме того, устанавливаются лимиты госдолга и расходов на обслуживание долга не только на текущий год, но и на два года планового периода. Это ограничивает риски чрезмерного накопления долгов.

Плановый период в отчетности об исполнении бюджета

На стадии исполнения бюджета также анализируются показатели планового периода. В годовом отчете об исполнении бюджета приводятся данные о кассовых поступлениях и выплатах за отчетный год в сравнении с утвержденными показателями очередного года и планового периода.

Это позволяет оценить, насколько реалистично был спланирован бюджет на плановый период, выявить отклонения. По результатам анализа параметры планового периода могут уточняться в очередном бюджетном цикле.

Плановый период в зарубежных странах

Интересно посмотреть, как планируют бюджет на среднесрочную перспективу в других странах.

В большинстве развитых стран используется скользящее планирование бюджета на 3-5 лет вперед помимо текущего года. Однако сроки планового периода различаются:

  • В США бюджет планируется на 10 лет вперед помимо текущего фискального года;
  • В Германии используется 5-летний плановый период;
  • Во Франции и Японии - 4 года;
  • В Великобритании - 3 года, как и в России.

Долгосрочное планирование позволяет повысить предсказуемость и стабильность государственных финансов. Однако чем длиннее горизонт, тем выше риски неточности прогнозов.

Планирование планового периода

Для эффективного использования механизма планового периода важно грамотно подойти к его планированию.

Необходимо учитывать при составлении бюджета на плановый период:

  • Макроэкономический прогноз;
  • Основные направления бюджетной политики;
  • Государственные программы.

Следует обеспечить реалистичность и сбалансированность параметров бюджета на весь трехлетний период, включая плановый.

Плановый рабочий период для стимулирования производительности труда

Плановый период можно использовать не только в бюджетной сфере, но и в управлении персоналом для повышения производительности труда.

Можно ввести плановый рабочий период продолжительностью 2-3 месяца, в течение которого сотрудникам будут поставлены конкретные цели по производительности.

Это позволит работникам заблаговременно подготовиться и более эффективно спланировать свою работу для выполнения целей.

А для руководителей скользящее планирование на плановый период обеспечит большую гибкость в управлении персоналом и мотивации сотрудников.

Риски долгосрочного планирования бюджета

Несмотря на плюсы, планирование бюджета на длительный плановый период не лишено и недостатков.

Чем дальше в будущее, тем выше риски:

  • Неточности макроэкономических прогнозов;
  • Изменения внутренних и внешних условий;
  • Значительных отклонений факта от плана.

Поэтому разумный баланс между гибкостью и стабильностью достигается при планировании бюджета на 3 года - очередной плюс два года планового периода.