Рубрики

Внебюджетные средства. Источники внебюджетных поступлений. Положение о расходовании внебюджетных средств

Эффективное использование внебюджетных средств - важный резерв развития для многих организаций. Давайте разберемся, откуда берутся эти средства, и как их правильно расходовать.

1. Понятие внебюджетных средств

Внебюджетные средства - это финансовые ресурсы, которые поступают в распоряжение организаций помимо выделяемых им бюджетных ассигнований. Они формируются за счет собственных доходов организаций от разрешенной законом деятельности, а также за счет целевых поступлений от физических и юридических лиц.

Отличие внебюджетных средств от бюджетных в том, что они не выделяются организации напрямую из бюджета, а формируются самостоятельно. При этом внебюджетные средства могут использоваться наряду с бюджетными для финансирования деятельности организации.

К внебюджетным средствам относятся и средства внебюджетных фондов. Это целевые средства, предназначенные для реализации определенных государственных функций в сфере социального обеспечения, медицинского страхования, пенсионного обеспечения.

2. Нормативно-правовое регулирование

Основными нормативными актами, регулирующими внебюджетные средства в России, являются:

  • Бюджетный кодекс РФ
  • Налоговый кодекс РФ
  • Гражданский кодекс РФ
  • Федеральные законы об отдельных внебюджетных фондах

Полномочия по регулированию внебюджетных средств распределены между федеральными органами законодательной и исполнительной власти, а также органами субъектов РФ и местного самоуправления.

Внебюджетные фонды регулируются отдельными федеральными законами, определяющими источники их формирования, направления расходования средств, а также особенности управления этими фондами.

3. Источники внебюджетных средств

Источники формирования внебюджетных средств организаций можно разделить на несколько основных групп:

  1. Добровольные пожертвования и целевые взносы от физических и юридических лиц;
  2. Средства, полученные от разрешенной коммерческой деятельности;
  3. Платные услуги, оказываемые организацией;
  4. Средства самообложения граждан;
  5. Штрафы, санкции, иные принудительные изъятия;
  6. Иные неналоговые доходы.

Рассмотрим некоторые источники более подробно.

Добровольные пожертвования и целевые взносы могут поступать как от граждан, так и от организаций. Часто такие средства предназначены для решения конкретных задач, например, помощи нуждающимся, поддержки каких-либо программ.

Платные услуги - один из распространенных источников для бюджетных учреждений. К ним относятся плата за дополнительное образование, медицинские платные услуги, плата за проживание в общежитии и другие.

Штрафы и санкции также могут пополнять внебюджетные средства, например, за нарушение экологического или градостроительного законодательства.

Таким образом, источники внебюджетных средств достаточно разнообразны. Главное, чтобы поступление средств не противоречило законодательству.

4. Порядок формирования внебюджетных средств

Формирование внебюджетных средств должно осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Общие принципы такого формирования:

  • Законность источников поступлений;
  • Целевой характер использования средств;
  • Подконтрольность и подотчетность;
  • Оформление необходимых документов.

Основным документом, регламентирующим формирование внебюджетных средств, является смета доходов и расходов по внебюджетным средствам. Такая смета составляется и утверждается в установленном порядке.

Для разных источников поступлений могут быть особенности в формировании средств. Например, для добровольных пожертвований необходимы документы, подтверждающие их целевой характер.

Таким образом, формирование внебюджетных средств - процесс, требующий внимательного соблюдения всех юридических норм.

Современное офисное здание, пронизанное светом

5. Учет внебюджетных средств

Учет внебюджетных средств ведется в соответствии с требованиями бюджетного и налогового законодательства. Применяются следующие виды учета:

  • Бюджетный учет - для отражения поступления и использования средств;
  • Налоговый учет - для исчисления и уплаты налогов;
  • Статистический учет - для отражения показателей в статистической отчетности.

Для каждого внебюджетного фонда действует собственный порядок учета средств с учетом специфики его деятельности.

Организации, использующие внебюджетные средства, обязаны вести раздельный учет таких средств и представлять отчеты об их использовании в установленном порядке.

6. Расходование внебюджетных средств

Расходование внебюджетных средств осуществляется в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. При этом должны соблюдаться следующие основные принципы:

  • Целевое использование - средства могут расходоваться только на цели, для которых они предназначены;
  • Эффективность - достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств;
  • Подконтрольность - возможность осуществления контроля за расходами.

Распоряжение внебюджетными средствами осуществляет руководитель организации на основании сметы. Перераспределение средств между статьями расходов допускается в установленном порядке.

Организация обязана вести раздельный учет расходования внебюджетных средств и бюджетных ассигнований. Нецелевое использование внебюджетных средств не допускается.

7. Контроль за внебюджетными средствами

Контроль за формированием, учетом и использованием внебюджетных средств осуществляют:

  • Органы государственного и муниципального финансового контроля;
  • Налоговые органы;
  • Органы управления государственных внебюджетных фондов;
  • Ревизионные комиссии организаций.

Также может осуществляться общественный контроль за внебюджетными средствами со стороны граждан и общественных организаций.

За нарушение порядка формирования и использования внебюджетных средств законодательством предусмотрена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

8. Внебюджетные средства в образовании

В системе образования внебюджетные средства формируются за счет:

  • Платных образовательных услуг;
  • Добровольных пожертвований;
  • Средств от приносящей доход деятельности.

Эти средства могут расходоваться на улучшение материально-технической базы, стимулирующие выплаты сотрудникам, организацию воспитательных мероприятий и другие нужды образовательных учреждений.

Расходование внебюджетных средств в сфере образования регламентируется положением о внебюджетных средствах образовательного учреждения.

9. Внебюджетные средства в здравоохранении

Положение о внебюджетных средствах медицинской организации определяет порядок их формирования и использования. К источникам таких средств относятся:

  • Средства ОМС;
  • Платные медицинские услуги;
  • Добровольные пожертвования.

Эти средства направляются на укрепление материально-технической базы медучреждений, повышение оплаты труда медработников, улучшение лекарственного обеспечения.

10. Внебюджетные средства государственных корпораций

Государственные корпорации имеют собственные источники формирования внебюджетных средств, к которым относятся:

  • Доходы от разрешенной хозяйственной деятельности;
  • Кредиты и займы;
  • Добровольные имущественные взносы и пожертвования.

Эти средства направляются на реализацию уставных целей и задач госкорпораций в рамках утвержденных программ деятельности и финансовых планов.

Женщина анализирует финансовые данные

11. Внебюджетные средства некоммерческих организаций

Некоммерческие организации (НКО) формируют внебюджетные средства за счет:

  • Целевых поступлений от учредителей;
  • Грантов и пожертвований;
  • Членских взносов.

Расходование этих средств регламентируется уставом НКО и должно соответствовать уставным целям организации.

12. Зарубежный опыт привлечения внебюджетных средств

В зарубежных странах сложились свои модели формирования внебюджетных средств организациями. К основным источникам можно отнести:

  • Частные пожертвования и благотворительность;
  • Платные услуги;
  • Эндаументы и целевые фонды.

Характерной чертой является активное участие общественности и бизнеса в формировании внебюджетных средств.

13. Проблемы использования внебюджетных средств

Основные проблемы, возникающие при использовании внебюджетных средств:

  • Недостаточный контроль за расходованием;
  • Риск нецелевого использования;
  • Непрозрачность для общественности;
  • Коррупционные проявления.

Для решения этих проблем необходимо совершенствование нормативно-правовой базы и усиление общественного контроля.

14. Рекомендации по работе с внебюджетными средствами

Для эффективного и прозрачного использования внебюджетных средств можно дать следующие рекомендации:

  • Совершенствование нормативно-правовой базы в части контроля и отчетности;
  • Внедрение современных информационных систем учета;
  • Повышение квалификации сотрудников, работающих с внебюджетными средствами;
  • Развитие механизмов общественного контроля.

Организациям также следует:

  • Четко определять источники поступления внебюджетных средств;
  • Обеспечивать раздельный учет бюджетных и внебюджетных средств;
  • Разрабатывать сметы доходов и расходов;
  • Публиковать отчеты об использовании средств.

15. Прогнозы развития системы внебюджетных средств

В дальнейшем можно ожидать:

  • Расширения возможностей привлечения внебюджетных средств организациями;
  • Появления новых источников внебюджетных поступлений;
  • Ужесточения контроля за использованием внебюджетных средств;
  • Повышения ответственности за нарушения в этой сфере.

В целом роль внебюджетных средств в финансировании организаций будет возрастать при условии повышения эффективности их использования.

16. Пути оптимизации привлечения внебюджетных средств

Чтобы оптимизировать привлечение внебюджетных средств, можно:

  • Внедрять современные технологии для поиска источников финансирования;
  • Повышать привлекательность организации для спонсоров и доноров;
  • Развивать партнерство с коммерческими организациями;
  • Совершенствовать маркетинг платных услуг;
  • Проводить обучение сотрудников по работе с внебюджетными средствами.

Комплексный подход позволит нарастить объем внебюджетных поступлений при сохранении их целевого характера.

17. Обеспечение целевого использования внебюджетных средств

Для обеспечения целевого использования внебюджетных средств необходимо:

  • Четкое планирование расходов в соответствии с источниками доходов;
  • Раздельный учет целевых средств;
  • Жесткий контроль расходования средств;
  • Регулярная отчетность о расходах;
  • Публикация отчетов в открытом доступе.

Соблюдение этих мер позволит минимизировать риск нецелевого использования внебюджетных средств.