Рубрики

Аудиторские процедуры: виды и порядок проведения. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" N 307-ФЗ от 30.12.2008

Рыночная экономика предполагает независимость предпринимателей от государственной власти. Однако хозяйствующие субъекты нельзя оставлять без какого-либо контроля. В противном случае экономическое пространство страны станет слишком шатким и неорганизованным. Для поддержания предпринимательской сферы существуют специальные аудиторские процедуры. О том, как они работают, будет подробно рассказано в нашем материале.

Процедура аудита: что это такое?

Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, обязаны выполнять только одно важное условие: соблюдать закон. Если это требование учтено, то государственное вмешательство в работу предприятия будет минимальным. Так, предпринимателям позволяется самостоятельно распоряжаться выпускаемой продукцией и получаемой прибылью. Цели, закрепленные в уставе организации, могут быть достигнуты без какого-либо государственного надзора.

Любое предприятие уделяет особое внимание финансовой и статистической отчетности. Проводится специальная бухгалтерская работа, результатами которой является публикация данных о состоянии организационного имущества. Учитывается каждая хозяйственная операция, внесенный налог или платеж. Бухгалтеры внимательно следят за всеми финансовыми шагами предприятия. Но достаточно ли такого контроля? Скорее всего, нет. Именно поэтому многие юридические лица и индивидуальные предприниматели решаются на проведение аудиторской процедуры. Это независимая вневедомственная проверка финансового состояния организации.

Аудит является обязательной процедурой. Проводить его необходимо своевременно, но можно и в незапланированные сроки. Так, во внезапном аудиторском контроле должен быть заинтересован в первую очередь сам руководитель предприятия. Частые финансовые проверки помогут оздоровить организацию, сделать ее работу более спланированной и качественной.

Понятие и предмет

Понятие аудиторской проверки включено в сферу аудиторской деятельности. По сути, проверка - это лишь одна из форм контроля, коих может существовать довольно много. При этом предметом аудита является именно финансовая ревизия.

Существует несколько видов аудиторской проверки, все они перечислены в ФЗ-307 от 30.12.2008 года. Каждый тип проверки реализуется в соответствии со специальными стандартами - задокументированными условиями ведения финансового учета. Стандарты отражают эффективность тех или иных финансовых решений, принимаемых предприятием за отчетный период. Важно отметить, что стандарт - это своего рода устав, потому как сам аудит является предпринимательской деятельностью. Процедура реализуется представителями определенных юридических лиц, в задачи которых входят следующие моменты:

  • проведение маркетинговых мероприятий;
  • налоговое консультирование;
  • ведение бухгалтерского учета;
  • анализ хозяйственно-финансовой деятельности;
  • оценивание пассивов и активов экономических субъектов;
  • разработка и анализ инвестиционных проектов;
  • составление бизнес-планов;
  • обучение хозяйствованию;
  • составление деклараций и многое другое.

Реализация всех представленных задач необходима для достижения одной важной цели. Это выражение мнения о достоверности финансовой деятельности аудируемых лиц. Под достоверностью понимается уровень точности данных финансовой отчетности.

Создание организации

Аудитором может быть как индивидуальный предприниматель - физическое лицо, так и полноценная организация. При создании инстанции не рассматривается ни форма собственности, ни гражданство лица. Так, иностранная организация вполне может вести аудиторскую деятельность на территории Российской Федерации. Важно лишь получить лицензию от налогового органа, позволяющую заниматься предпринимательством.

Создаваемая аудиторская организация может иметь любую юридическую форму. Исключение составляет лишь ОАО. Собственность создаваемого лица подлежит выборочной проверке, а не сплошной - как при ревизии.

аудиторская организация

Свободное и законное предоставление аудиторских услуг возможно лишь при получении лицензии и последующего включения в государственный реестр. К слову, сам реестр включает в себя всех российских аудиторов. Его ведение организует Комиссия по финансовому контролю.

Свою деятельность аудиторские организации реализуют в отношении экономических субъектов. Это и есть лица, подлежащие финансовому контролю. Объектом аудита является хозяйственная деятельность организации, которую нужно проверить. Предмет в данном случае - это совокупность сведений о состоянии деятельности аудируемого предприятия.

Основные формы аудита

Аудиторские процедуры имеют разные формы. Юристами была разработана специальная классификация, позволяющая рассмотреть основные типы финансового аудита.

Первая форма аудита именуется внешней. Такая проверка проводится на основании соглашения между независимыми сторонами: организацией и аудиторской фирмой. При этом аудиту подлежит система отчетности и учета предприятия. Задачей контролирующей организации является подтверждение соблюдения действующего законодательства и оценивание достоверности финансовой отчетности. При проведении проверки аудиторская фирма руководствуется общепринятыми стандартами.

аудиторские услуги

Чуть большее значение имеет внутренний аудит. При его реализации необходимо провести оперативную проверку предприятия с учетом всех требований законодательства. Особое внимание следует уделить точности и полноте документации бухгалтерского учета. Необходимо обеспечить сохранность организационной собственности. Таким образом, внутренняя ревизия предполагает не только детальный контроль над финансовыми активами, но и тщательную проверку менеджмента и организационной политики.

Основное различие между внешним и внутренним аудитом заключается в глубине и полноте реализуемой верификации. Так, предприятие, решившееся на проведение внутренней проверки, преследует такие цели, как защита от потери ресурсов, оптимизация деятельности, возврат правоспособности и т. д. Внешний же процесс аудиторской оценки необходим в качестве профилактического действия.

Виды аудита

В зависимости от множества факторов аудиторские процедуры делятся на несколько видов. По отношению к условиям закона аудит бывает обязательным и инициативным. Обязательная проверка регламентируется ФЗ-307 "Об аудиторской деятельности". Она затрагивает бухгалтерский учет и финансовое состояние организации. Проводится обязательный аудит ежегодно и имеет, как правило, внутреннюю форму. Существует также инициативная форма проверки. Она имеет добровольный характер. Заказчик аудита сам определяет масштаб процедуры, а также ее сроки, форму и вид.

Процедура аудиторской проверки обязательна для экономических субъектов, обладающих следующими признаками:

  • статус ОАО (открытые акционерные общества) - независимо от количества акционеров и размера уставного капитала;
  • наличие в уставном капитале доли, принадлежащей иностранным инвесторам;
  • отношение к кредитному, страховому, товарному, фондовому или инвестиционному виду деятельности.

Таким образом, обязательной проверке со стороны аудиторской организации подлежат все экономические субъекты. Исключение составляют лишь государственные и муниципальные предприятия.

Второй тип классификации предполагает деление аудита по объектам. Так, финансовая проверка может быть банковской, бюджетной и внебюджетной, инвестиционной, биржевой, а также общей и государственной. Для проведения любой из представленных процедур необходимо иметь лицензию, выданную Министерством финансов РФ или Центральным банком.

Формально любая финансовая проверка имеет частный характер, хотя в Счетной палате РФ имеется должность аудитора. Тем не менее термин "государственного аудита" пока не нашел в России широкого применения.

Аудиторское заключение

По итогам аудита составляется аудиторское заключение. Это специальный акт, в котором излагаются выявленные в ходе проверки недостатки. Они могут иметь финансово-хозяйственный или производственный характер. Так, нарушениями можно считать хищения, злоупотребления, незаконное расходование финансов, бесхозяйственность и многое другое.

Составление заключения является итоговым этапом в процессе оказания аудиторской услуги. Именно в этом документе содержатся все необходимые советы и рекомендации, которые можно дать предприятию. Само заключение состоит из трех частей: введения, анализа и итога. Во вводной части представлены сведения об аудиторской фирме. Указываются наименование, месторасположение и тип оказываемых услуг.

307 фз

В аналитической части представлен полный отчет по результатам проведенной проверки. Вначале даются сведения об организации, в отношении которой проводилась проверка, и лишь затем перечисляются основные недостатки в ее деятельности. В итоговой части заключения представлены доказательства достоверности или недостоверности бухгалтерской отчетности. Здесь же могут быть даны рекомендации учредителям проверяемого субъекта.

Каждая страница аудиторского документа должна быть подписана аттестованным специалистом, непосредственно проводившим проверку. Заверяется документ фирменной печатью.

Существует пять форм аудиторского заключения. Первые две формы достаточно простые: это положительное или отрицательное оценивание. При этом положительная оценка делится на безусловную и условную. Следующие две формы чуть сложнее. Так, аудитор может заявить о недоверии предприятию. Это значит, что контроль был произведен, однако аудиторская инстанция сохранила некоторые вопросы к проверяемой организации. Последней формой является заключение с отказом от выражения мнения. В данном случае аудитор признается в собственной некомпетентности по тому или иному вопросу.

Само заключение должно быть составлено в трех экземплярах. Первая бумага направится в организацию, инициировавшую проверку. Вторая будет вручена директору аудируемого предприятия, а третья останется у самого аудитора. Выданное заключение должно быть внимательно изучено предприятием. По итогу должен быть составлен план мероприятий, направленный на устранение ошибок.

Государственное регулирование аудита

Деятельность аудиторских компаний носит предпринимательский характер. В связи с этим любая компания, реализующая финансовый контроль, находится под наблюдением у государства. Главной контролирующей инстанцией является российское Министерство финансов. В его компетенцию входят следующие функции:

  • разработка и утверждение федеральных стандартов аудиторской деятельности;
  • издание в рамках своей компетенции нормативных актов, регулирующих процедуру аудита;
  • контроль над аудиторскими организациями;
  • организация системы обучения и аттестации;
  • контроль над государственными аудиторскими реестрами.
    аудиторский контроль

При Министерстве финансов создан совет по организации аудиторской деятельности. В него входят специалисты, реализующие государственную политику в области финансового контроля. Они анализируют рынок аудиторских услуг, а на основе сделанных выводов готовят почву для дальнейшей модернизации.

В состав Совета по аудиторской деятельности входят два представителя из Минфина, 10 бухгалтеров, один представитель из Правительства и два независимых аудитора. Председатель Совета выбирается в ходе голосования. Основной задачей инстанции является внесение предложений по улучшению процедуры аудита.

Ответственность аудитора

Отношения между экономическим субъектом и аудитором оформляются по специальному договору. Он имеет характер подряда. Именно в этом документе фиксируются все оказываемые услуги, а также их стоимость и продолжительность. Существенным условием договора являются сведения об ответственности аудируемого и аудиторского лица. Что входит в понятие ответственности? В самом начале указываются возможные риски, которые могут быть вызваны финансовой проверкой. За каждый риск полагается возмещение. Это и есть сфера ответственности.

Форма и содержание заключаемого договора могут разниться в зависимости от вида оказываемых услуг. Так, при проведении внешнего аудита потребуется лишь один договор подряда. В нем нужно указать необходимый минимум сведений: общие требования к работе и виды ответственности. Аудитор берет на себя обязательство возместить все расходы в случае проведения недостоверного бухгалтерского и хозяйственного анализа.

аудиторские документы

Чуть сложнее все будет с проведением внутренней аудиторской процедуры. Помимо существенных условий, в документе следует указать несколько факультативных предписаний. Более того, подрядчик обязан предоставить заказчику квалификационный аттестат аудитора и лицензию на реализацию финансового контроля.

Важное правовое значение имеет отдельная норма из Федерального закона "Об аудите". Так, аудиторам запрещается проводить финансовую проверку, если ранее они уже были связаны с экономическим субъектом, выступившим в роли заказчика. Запрещаются и длительные переговоры заказчика с аудитором. Необходимы все эти правила для профилактики коррупционных проявлений.

Аудируемое лицо

Разобравшись с правами и обязанностями аудиторов, следует представить характеристику непосредственно экономических субъектов - аудируемых лиц. В качестве таких субъектов могут выступать как физические лица (индивидуальные предприниматели), так и лица юридические - коммерческие или некоммерческие. Важно лишь, чтобы аудируемое лицо было легитимным. Подтверждает легитимность соответствующий правовой документ - лицензия о юридической форме лица (ООО, ОАО, ЗАО, Фонд или др.) или статусе ИП.

Лицо становится аудируемым с момента заключения договора с аудитором. В это же время оно приобретает ряд дополнительных обязанностей и полномочий. Вначале следует разобраться с правами. Так, аудируемое лицо имеет два важных полномочия:

  • на получение от аудитора полной информации о требованиях закона, касающегося проведения аудита;
  • на ознакомление с аудиторской отчетностью.
    организация аудиторской деятельности

Обязанностей у проверяемого лица гораздо больше. Так, здесь следует выделить:

  • создание всех необходимых условий для оптимальной работы аудитора;
  • оперативное устранение нарушений, выявленных в ходе проверки бухгалтерии или финансов;
  • предоставление аудитору разъяснений или подтверждений по определенным вопросам;
  • выдача аудитору всей необходимой документации.

Если финансовая проверка имеет обязательный характер, то физическое или юридическое лицо не имеет права отказываться в подчинении аудиторским правилам.

Соответствующие аудиту услуги

Далеко не все ИП или организации желают проводить аудиторскую проверку. Самая частая причина - нежелание тратить финансы. Некоторые же инстанции и вовсе что-то тщательно скрывают, а потому каждый обязательный аудит для них является настоящей проблемой. Тем не менее ежегодная финансовая проверка обязательна для всех, а скрываться от нее - сродни губить собственное предприятие. Выход здесь может быть только один: внимательно разобраться в видах аудиторских услуг. И выбрать лишь самые необходимые.

аудиторская программа

Согласно федеральному закону, в аудиторскую программу включены 10 факультативных услуг. Вот они:

  • налоговая консультация;
  • бухгалтерская консультация и ведение бух. учета;
  • правовая консультация;
  • управленческое консультирование;
  • анализ хозяйственной деятельности, финансовое консультирование;
  • проведение маркетинговых исследований;
  • оценивание стоимости имущества;
  • разработка и анализ инвестиционных проектов;
  • автоматизация бухгалтерского учета;
  • обучение специалистов и проведение квалификации.

Все аудиторские услуги делятся на действенные и контролирующие. Услуги действия - это формирование документации, состав которых был ранее оговорен с экономическим субъектом. Услуги контроля представляют собой проверку документов на предмет их соответствия требованиям закона. Есть также информационные услуги, имеющие дополнительный характер. Так, если аудируемое лицо не удовлетворится требованиями, обозначенными в заключении, то всегда есть возможность запросить консультацию.

Таким образом, вместе с "классическим" аудитом может быть предоставлен и целый ряд дополнительных услуг. Предприниматели или представители организаций не должны бояться финансовых проверок. Аудит - это отличный способ "оздоровить" свое предприятие, сделать его более чистым и независимым.