В случае заинтересованности со стороны хозяйствующего субъекта экологический аудит может стать высокоэффективным средством для повышения качества работы компании с точки зрения охраны природы. Проведение данной процедуры иллюстрирует современный подход предприятия к своей деятельности и является доказательством его ответственности за последствия этой самой деятельности. Сегодня мы детально рассмотрим экологический аудит: понятие, виды, методы и прочие аспекты этой процедуры. Начнем с определения.
Экологический аудит: что это?
Данный термин в полной мере раскрыт в законе «Об охране окружающей среды». Он означает комплексное исследование выполнения юридическим лицом всемирных нормативов по защите экологии и сопровождается специфической документацией, а также рекомендательными разработками для устранения выявленных недоработок.
Для субъектов хозяйственной деятельности экологическая экспертиза (аудит) окружающей среды проводится специальными государственными или частными организациями, которые называют эколог-аудиторами. Данная процедура начинается с анализа соответствия производственных и технологических процессов природоохранным законам и нормам природоохранных организаций. Затем осуществляется консультирование предприятий, а также формирование рекомендаций для устранения выявленных слабых сторон по защите экологии. Также при проведении экологического аудита происходит оценка воздействия работы предприятия на экологию и составление прогнозов относительно возможного ущерба для природы.
Предыстория
Изначально система экологического аудита была внедрена в Америке и использовалась как мера контроля промышленно-производственных корпораций. Осознавая важность мероприятий по охране природы, специальные фирмы проводили внутренний аудит и оценивали уровень вреда того или иного вида производственной деятельности для природы. Кроме того, органы экологического аудита и менеджмента предоставляли акционерам и руководителям компаний объективную информацию о рисках аварий и мероприятиях, позволяющих нивелировать эти риски.
Основы экоаудита заложила Международная торговая палата (МТП) в 1989 году. Она разработала международный документ, позиционирующий экологический аудит как важнейший элемент самоконтроля хозяйственных субъектов. Так данная процедура стала неотъемлемой частью комплекса природоохранных мероприятий предприятия. Документ МТП определял аудит систем экологического управления как добровольное мероприятие. Этот подход пришелся по душе промышленникам и производственникам, так как они получили эффективный инструмент для контроля экологической обстановки и соблюдения природоохранных нормативов.
КЕС – Комиссия европейских обществ - в 1990 году предложила свой проектный сборник правил обязательного характера, который был раскритикован МТП, межнациональными организациями и некоторыми странами Евросоюза. Основная часть критики коснулась вопроса потенциальной угрозы вмешательства в производственный процесс и того факта, что заключение экоаудита можно открывать для общественности. КЕС учла критику и в 1991 году выступила с обновленными предложениями, которые и легли в основу окончательной версии документа. Правила указывали, что экологический аудит предприятия должен формировать его системный подход к охране природы.
В 1993 году вышла директива Евросоюза, а также были окончательно утверждены стандарты и правила экоаудита. Компании, реализующие все требования в своей хозяйственной деятельности, получали право на маркировку своей продукции специальной эмблемой. Параллельно с внедрением этих правил в Великобритании внедрили стандарт экологического менеджмента BS 7750. Кроме того, были разработаны и внедрены нормативы управления компаниями с точки зрения экологической благоприятности ISO 14000.
Цели экологического аудита
Эффективность и необходимость экологического менеджмента очевидна, ведь он открывает возможность:
- рационального распределения материальных издержек компаний на основании определенных природных факторов;
- предотвращения рисков финансовых потерь, обусловленных нерациональным использованием природных ресурсов и загрязнением окружающей среды;
- установки доверительных отношений с природоохранными органами и местным населением;
- пользования льготами и субсидиями для фирм, заботящихся об охране природы;
- выхода на международные стандарты экологического менеджмента.
Правила и порядок оформления документации по экологическому аудиту, внедрение новаторских программ и использование полученных данных помогают коренным образом изменить экологическое положение страны. Больше всего это касается тех предприятий и субъектов, которые угрожают природной среде загрязнением. Комплексный экологический аудит окружающей среды – это независимая документальная оценка хозяйствования и выполнения всех экологических нормативов, которая в случае необходимости предполагает также дачу рекомендаций по корректировке природоохранной политики.
Экоаудит для бизнеса
Для владельцев предприятий организация экологического аудита способствует:
- формированию экологической стратегии и политики благоприятного для природы руководства;
- выгодному использованию льгот по налогообложению с применением инновационных экономичных технологий;
- минимизации негативных последствий, которые может повлечь остановка производства;
- снижению риска чрезвычайных ситуаций по загрязнению природной среды;
- налаживанию отношений с местными властями и органами надзора;
- повышению спроса на производимые товары на внутреннем и внешнем рынке;
- аргументированному привлечению инвесторов.
Виды
Данная процедура классифицируется в зависимости от того, контроль над чем она осуществляет. Аудит может контролировать:
- Соблюдение стандартов. Производится с помощью сравнения экологического состояния с положениями международных и государственных стандартов. Целью метода является выработка мероприятий по приведению экологической ситуации к стандартам, а также повышение эффективности работы компании.
- Ответственность. Этот тип аудита подразумевает исследования на предмет ответственности предприятия за нанесенный им экологический вред.
- Экологическое страхование. Осуществляется во время подготовки страхового договора. Он основывается на разработке мер по уменьшению экологических рисков. Кроме того, этот вида аудита используется при страховых случаях для определения степени ущерба.
- Экологическую сертификацию. Используется для выявления соответствия сертифицируемой фирмы установленным стандартам.
- Территорию. Необходим для оценки реального состояния природы на территории предприятия.
- Соглашения о разделе проекции. Используется для тщательного изучения экологической ситуации на предприятии как объекте предполагаемого инвестирования. В таком случае аудиторская проверка может включать в себя анализ грунтов, животного и растительного мира. Кроме того, эксперты анализируют уровень вреда, причиняемого данной фирмой для окружающей среды, стоимость нарушенных природных объектов и затраты на приведение их в нормальное состояние.
Есть другие виды экологического аудита, которые применимы ко всем предприятиям, воздействующим на окружающую среду и причиняющим ей вред. Кроме производства, он касается строительных работ, ликвидации и консервации хозяйственных построек и проектов по освоению новых территорий.
Кроме того, мероприятия по экологическому аудиту подразделяются на две категории: обязательные и инициированные.
Обязательный аудит необходим при:
- выполнении обязательств, которые прямым или косвенным образом связаны с экологией или природоохранной деятельностью, на межгосударственном уровне;
- инициативе государственных органов с целью определения уровня экосанации определенной фирмы или производства;
- анализе экологических факторов региональных или национальных предприятий, подготавливающихся к процессам приватизации;
- оформлении банкротства предприятия;
- получении страхового экологического полиса;
- проектировании и внедрении инвестиционных проектов на основании условий, указанных в договоре.
Инициатором обязательного экоаудита выступает национальный орган экологической экспертизы. Кроме того, к этой процедуре прибегают при необходимости оценки уровня экологического состояния. Что касается инициативного аудита, то он проводится при соответствующем решении руководства предприятия или других сотрудников, обладающих на то полномочиями. Инициативный экологический аудит может проводиться как в принудительном, так и в добровольном порядке. Исходя из этого, его подразделяют на внешний и внутренний. В первом случае процедура обязательна, а во втором все зависит от решения руководства.
Объекты экоаудита
Основные объекты экологического аудита:
- материалы и сырье;
- технологические процессы;
- готовая продукция;
- выбросы в атмосферу;
- отходы;
- сточные воды;
- средства коллективной и индивидуальной защиты;
- положение о политике предприятия по охране труда и природы;
- экологический паспорт;
- техника безопасности и прочее.
Стандарты
На основе международного стандарта ISO 14012, каждое государство принимает свои стандарты на экологический менеджмент и аудит. Международный стандарт и мировой опыт служат основами для создания и внедрения нормативных правил каждого отдельно взятого государства, а также определения сферы деятельности управления экологическим аудитом. Проверки проводятся на основании требований ISO, внедренных в детальность фирмы. Ответственность за соблюдение этих требований несет предприятие, а его соответствие устанавливается аудиторской проверкой. Стандарты категории 1400 действуют во всем мире и относятся к системе экологического менеджмента.
В эту категорию входят:
- Система экологического управления ISO 1401.
- Основные принципы руководства с точки зрения экоменеджмента (ISO 14004).
- Нормативы по обеспечению функционирования экоменеджмента (ISO 14015).
- Оценка экологического состояния на территориях и производствах (ISO 14020).
- Главные стандарты по управлению экологией (ISO 14031).
- Эффективность экологического менеджмента (ISO 14040).
- Определение жизненного цикла: структура и принципы (ISO 14050).
- Словарь менеджмента окружающей среды (ISO 14062).
- Внедрение природоохранных факторов в разработку новой продукции (ISO 14063).
- Обмен информацией о состоянии окружающей среды. Количественное определение выбросов парниковых газов в окружающую среду и их снижение (ISO 14064).
Еще двадцать лет назад в странах постсоветского пространства экологический аудит предприятия можно было провести лишь с помощью зарубежных фирм. В настоящее время система экоаудита в наших широтах находится на первых стадиях своего развития. Тому способствуют потребности предприятий, желающих выйти на международный рынок. Получив сертификат соответствия требованиям ISO 14000, можно рассчитывать на конкурентоспособность выпускаемого продукта на зарубежных рынках.
Процедура
Проведение экологического аудита решает задачу по оценке соответствия предприятия нормативам, установленным для подобных объектов. Данная процедура отличается простотой, доступностью и понятностью для неизощренных людей. Организация экологического аудита состоит из нескольких этапов. Первый – подготовительный. Он состоит из:
- идентификации процессов производственной и хозяйственной деятельности;
- определения целей и задач хозяйственной политики предприятия;
- установки уровня компетенции анализа, его этапов и масштаба;
- определения процедурного порядка экологического аудита.
Затем следуют такие этапы аудита:
- проверка первичных документов, регистрационных книг и прочей документации, отражающей текущие успехи компании в природоохранных мероприятиях;
- получение объективных данных от разных источников (часто включает опрос сотрудников);
- визуальный осмотр объекта и анализ его состояния;
- исследование природной среды с помощью специальных устройств;
- формирование рекомендательных предложений, направленных на повышение эффективности природоохранных процессов и добросовестное расходование экологических ресурсов.
Заключение аудита
По окончании анализа руководители проверяемого предприятия получают итоги аудита в виде заключения. Этот акт является официальным, он заверяется подписью аудитора, представляющего центр экологического аудита, и печатью исследуемой компании. В документе можно найти экспертные выводы о соответствии документации и принципов работы предприятия законодательным экологическим нормам.
Заключение экологического аудита оформляется по стандартной форме и включает:
- Вывод по результатам проверки относительно того, насколько природоохранная политика фирмы соответствует действующим требованиям, законам и нормативам.
- Анализ состояния хозяйственных и финансовых отчетных документов, целесообразности использования финансовых фондов, выделяемых на охрану природы, и точности экологических выплат.
- Оценку влияния деятельности исследуемого предприятия на состояние окружающей среды, экологию региона и здоровье сотрудников. Анализ данных о наличии и масштабе выбросов вредных веществ, ограничение которых обуславливается международными соглашениями.
- Результаты анализа роста объемов производства с учетом изменения количества загрязняющих веществ в естественную среду. А также результаты анализа потребления энергетических и природных ресурсов.
- Результаты сравнения исследуемого предприятия с аналогичными предприятиями государства по всем важнейшим показателям экологической деятельности.
- Оценку угроз, возникновение которых может быть вызвано аварийными ситуациями, правильности составления планов по ликвидации аварийных очагов и неактивных последствий аварии, наличия материальных ресурсов, необходимых для ликвидации аварийных ситуаций.
- Заключение касательно компетенции и квалификации сотрудников фирмы, отвечающих за природоохранные мероприятия, а также наличия у них технических средств, необходимых для самостоятельного качественного контроля состояния предприятия с точки зрения экологической благоприятности.
- Вывод о степени информированности руководителей компании и степени загрязнения природы в процессе хозяйственной и производственной деятельности. Заключение о наличии и эффективности мотивационных программ, нацеленных на защиту природы, а также снижение материалоемкости и энергозатратности производства.
Обширность аспектов хозяйственной деятельности, которые учитываются в заключении, еще раз подчеркивает серьезность такой процедуры, как экологический аудит. Пример состава заключения, приведенный выше, унифицирован, но может меняться в зависимости от специфики предприятия.
Регулирование деятельности
Деятельность в данной области подлежит государственному регулированию. В качестве специального уполномоченного госоргана для регулирования экоаудита выступает Министерство природы. Его основными функциями являются:
- Издание нормативно-правовых актов, согласно которым осуществляется регулирование экологического аудита.
- Организация аттестации, обучения и повышения уровня аудиторов, а также лицензирование аудиторской деятельности.
- Организация системы контроля над соблюдением лицензионных требований индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями.
- Разработка порядка представления отчетности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов уполномоченному государственному лицу.
- Введение государственных реестров экологических аудиторов, а также аудиторских организаций и учебных центров.
При Министерстве природы должен функционировать совет по экоаудиту, участвующий в подготовке и предпросмотре главных документов и проектов решений уполномоченных органов, а также разрабатывающий правила деятельности аудиторов. Таким образом, введение аудита в практику природоохранной деятельности способствует решению целого комплекса проблем, связанных с охраной природы хозяйствующими субъектами. Расширение сферы использования экологического аудита стимулирует природоохранную деятельность, способствует созданию методической базы по оценке степени экологической опасности, величины ущерба и так далее. Без правильной организации деятельности в области экологического аудита затрудняется экологическая сертификация и создание экономико-правовой системы экологического страхования. Внедряя методы экологического аудита в практику деятельности предприятий, можно обеспечить более эффективное функционирование системы управления окружающей средой.
Вывод
Сегодня мы познакомились с таким понятием, как экологический аудит. Рассмотрев определение, виды, проведение, регулирование и задачи экологического аудита, можно сделать вывод, что данная процедура играет важную роль в природоохранной политике государства, особенно в условиях постоянно ухудшающегося экологического состояния.