Рубрики
...

Федеральная собственность РФ: право, объекты

Чтобы быть способным выполнять необходимые задачи, каждой стране требуются экономические ресурсы. В качестве одного из них выступает имущество, которое находится в государственной собственности (федеральной или муниципальной). От того, насколько эффективно выполняется его управление, зависит то, как страна выполняет свои задачи. Из статьи узнаем, какая бывает государственная, федеральная собственность и об основаниях ее возникновения.

Находится в федеральной собственности

Понятие

Ранее государственная являлась главной формой собственности. Но в настоящее время законом закреплено равенство участников гражданских правоотношений, которые распространяются и на государство. Равенство обеспечивается отсутствием у него некоторых преимуществ, например нераспространения давностного срока на требование о возврате федерального имущества из чужого владения, осуществляемого незаконно. Государственная собственность (федеральная и муниципальная) и частная рассматриваются в виде двух составляющих экономических отношений, где цель государственной собственности заключается в общенародном присвоении имущества, которое обособлено от имущества отдельных компаний и граждан. Совпадение общенародных и государственных интересов базируется на ч. 1 ст. 3 главного закона страны, в соответствии с которым народ является единственным источником и носителем власти в стране.

К федеральной собственности относится имущество, которое принадлежит РФ, собственность регионов – имущество, принадлежащее отдельным субъектам страны. Все это вместе составляет государственную собственность. Владение, пользование и распоряжение ею осуществляется согласно статьям 294 и 296 ГК РФ.

Виды объектов государственной собственности

Объекты, относящиеся к государственной собственности, установлены законом. Они:

  • Составляют базу национального богатства России.
  • Необходимы для работы государственных органов и решения задач масштаба страны.
  • Относятся к оборонному производству.
  • Обеспечивают жизнедеятельность и развитие народного хозяйства.
  • Относятся к другим объектам.

Вкратце рассмотрим каждый из них по отдельности.

Федеральная собственность РФ

Основа богатства страны

Объекты, которые составляют основу богатства России, это:

  • Ресурсы, относящиеся к континентальному шельфу, территориальным водам и морям РФ.
  • Природные объекты, которые охраняются или используются по-особенному. К таковым относятся заповедники, нацпарки, курорты и заказники.
  • Историко-культурные и природные объекты, культурные учреждения и художественные ценности.

Объекты для функционирования госструктур и управления государственными задачами

К объектам, которые нужны для работы госорганов и управления общегосударственными задачами, относятся следующие:

  • Государственная казна страны.
  • Имущество, принадлежащее вооруженным силам, ОВД и иным учреждениям, финансирование которых осуществляется из федеральной казны.
  • Вузы, НИИ, предприятия и иные объекты РАН, министерств, государственных научных центров.
  • Предприятия и другие геологические, геодезические, гидрометеорологические и иные службы.
  • Предприятия и учреждения санэпид- и ветеринарной службы.
  • Предприятия патентной службы, метрологические и машиноиспытательные станции.
  • Госзапасы и резервы, предприятия, которые их сохраняют.
  • Исправительные учреждения, лечебно-профилактические предприятия.

Оборонное производство

К объектам оборонного производства относятся:

  • Предприятия, которые производят вооружение, взрывчатые и отравляющие вещества, материалы радиации, ракеты, аппараты для полета в космос, снаряжение для военных; предприятия, которые обслуживают, запускают и сопровождают космические аппараты, выполняют НИР и ОКР в этих областях.
  • Помещения запасных пунктов по управлению всеми государственными органами и объектами связи, а также инфраструктурой, которые предназначены для пользования в особое время.
Муниципальная, федеральная собственность

Объекты по работе и развитию народного хозяйства

Объекты, которые обеспечивают работу и развитие народного хозяйства:

  • Предприятия, относящиеся к добывающей промышленности.
  • Топливно-энергетического комплекса.
  • Электрической энергетики.
  • Ж/д, воздушного, водного, трубопроводного транспорта, газификации.
  • Дороги общего пользования и организации, которые их обслуживают.
  • Телевизионные, радиопредприятия, связи.
  • Племенные и конные совхозы и заводы, селекционные центры, госинспекции, лаборатории по испытанию сельхозкультур, хозяйства по производству рыб, серпентарии.

Прочие объекты

К остальным объектам относятся:

  • Фармацевтические предприятия, по производству медико-биологических препаратов.
  • По производству спиртовой и водочной продукции.

Субъекты и объекты

Субъектом, владеющим, пользующимся и распоряжающимся имуществом, является его собственник. В отношении федеральной собственности в Российской Федерации это, непосредственно, государство. Факт того, что имущество принадлежит стране, подтверждается государственным реестром.

Объекты госсобственности никогда не принадлежат частным лицам. Это бюджет государства, связь, системы транспорта, финансовые организации и прочее. А вот определенные объекты федеральной собственности могут передаваться муниципалитетам и регионам. Некоторые из них контролируют бюджетные организации, а другие относятся к государственной казне.

Какие земли относятся к федеральной собственности?

Рассмотрим их. К государственной федеральной собственности относятся такие участки земли:

  • В соответствии с п. 5 ст. 1 Закона «Об ООПТ» №33-ФЗ.
  • Согласно п. 10 ст. 1 Закона «Об обращении лекарственных средств» № 61-ФЗ и Закона «О национальной гвардии» № 226-ФЗ, территории с военными объектами и участки, которые отведены под нужды армии и Национальной гвардии.
  • Земли, относящиеся к лесному фонду, согласно ЛК РФ.
  • Территории организаций и предприятий, которые принадлежат государству.
  • Закрытые города.

Кроме того, имеется федеральный фонд резервных земель.

Объекты федеральной собственности

Основания

В п. 1 ст. 17 ЗК РФ определены основания, при которых земли находятся в федеральной собственности. Это:

  • Принадлежность участков государству в пределах законодательства.
  • Становление части федеральной собственности по результатам разграничения земельных наделов.
  • Приобретение госорганами, обладающими соответствующими полномочиями.

Разграничение

Данная процедура – это передача надела, который раньше относился к части неразграниченной территории в федеральной собственности РФ. Таким же образом передаются земли, ранее принадлежавшие регионам.

Понятие о разграничении возникло в 2001 году. Принятый порядок действовал до 2006 года, после чего был отменен ввиду сложности процесса. С июля 2006 года и по настоящее время разграничение осуществляется на основании Земельного кодекса.

Региональная, муниципальная и федеральная собственность определяется в соответствии с тремя главными признаками, в частности:

  • Если на участке находится здание, относящееся к одному из субъектов, именно данный субъект имеет приоритет во время проведения процедуры разграничения.
  • Земля, которой пользуется организация, может передаваться тому субъекту, на территории которого она находится.
  • Если об этом говорится в законе.

Существует следующий алгоритм действий, согласно которому осуществляется разделение земель и их передача в федеральную собственность:

  1. Сначала разрабатывается закон, в соответствии с которым проводится данный процесс.
  2. Проводится работа кадастровых служб.
  3. Закрепляются определенные ранее границы участка. Затем устанавливается индивидуальный номер.
  4. Принимается акт, согласно которому соответствующий участок признается федеральной собственностью РФ.

В соответствии с определенными обстоятельствами федеральные наделы земли могут переходить в собственность как регионов, так и муниципалитетов.

Федеральная собственность

Возникновение федеральной собственности

Существуют определенные правила. Они обуславливают процесс появления федеральной собственности на землю. Это происходит посредством использования следующих методов:

  • Государство может инициировать процесс изъятия земли, которая находится в собственности у частников. При этом статьей 279 ГК РФ предусмотрено право изъятия соответствующего надела с целью обеспечения государственных нужд путем выкупа.
  • Другой метод заключается в национализации, о которой говорится в ст. 235 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, условия и порядок изъятия собственности реализуется посредством выплаты компенсации стоимости надела земли, так же как и иных дополнительных издержек.

Эти два метода отличаются друг от друга, хоть и в обоих случаях финансовые потери компенсируются.

Изъятие

Данная процедура регламентируется Земельным кодексом. Выкуп – это один из наиболее востребованных правовых инструментов такого изъятия. По закону, выкуп наделов земли с целью обеспечения государственных и муниципальных нужд может иметь место только в исключительных случаях. Этот принцип защищает права граждан. Об этом исполнительный орган выносит специальное распоряжение.

Решение может быть принято в отношении федеральной собственности, собственности субъектов РФ соответствующими органами. Местные власти не имеют таких полномочий. Поэтому для этого им приходится обращаться в вышестоящие инстанции. Как показывает юридическая практика, которая направлена на выкуп земли для государственных нужд, обычно право собственности передается третьему лицу.

Федеральная собственность, субъектов РФ

Порядок изъятия

Порядок и процедура изъятия, а также передача в федеральную собственность устанавливается земельным законодательством. Согласно статьям 279-281 ГК РФ, данный процесс представляет собой соблюдение следующих этапов:

  1. После принятия решения об изъятии земель для муниципальных или государственных нужд государственные структуры отправляют письменное уведомление владельцу в период не позже одного года до осуществления выкупа.
  2. При этом обеспечиваются определенные гарантии гражданам, согласно которым участок не может изыматься без соответствующей воли субъекта по любым причинам в установленный период.
  3. Затем выполняется процедура торгов, при которых государственные органы и собственник надела земли выкупают интересующую территорию.

Если, по мнению владельца, подобное изъятие носит незаконный характер, он вправе обратиться в суд для защиты своих интересов.

Причины для изъятия

Соответствующие основания для изъятия предусмотрены в ст. 49 Земельного кодекса, где предусмотрен исчерпывающий список. В него входит:

  • Передача земли для государственных нужд, если государство способно благодаря этому решить проблемы по исполнению своих обязательств.
  • Перевод земли в государственную собственность из частной осуществляется, когда нужно разместить государственный объект и иные варианты являются неподходящими для строительства.
  • После появления обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе, территория может выкупаться.

В то же время существуют случаи, при которых нет права в федеральную собственность переводить земли. К таковым относятся следующие:

  • Земли находятся на территории ООЗ, в соответствии со ст. 93 Земельного кодекса.
  • Земли лесного фонда, принадлежащие к первой группе, согласно ст. 101 Земельного кодекса.

Данные ограничения обеспечивают соблюдение интересов охраны заповедных, лесных и сельскохозяйственных участков.

Право федеральной собственности

Заключение

Федеральная собственность, как и иные виды госсобственности, играет исключительно важную роль в обеспечении государственных интересов. Поэтому государством предусмотрены специальные инструменты для ее возникновения. Но в настоящее время широко распространена и частная собственность, что позволяет также активно развиваться этому сектору.