Грузоперевозка – это операция, вследствие которой происходит перемещение грузов, багажа или пассажиров с пункта отправления или приема товара до пункта назначения или выгрузки с помощью определенного транспорта, подходящего под конкретный процесс. Рациональная классификация грузов необходима для верного осуществления спектра услуг.
Регламентирующие нормативы грузоперевозок
Существуют основные документы, которые регулируют перевозку грузов на территории России. К ним относятся: Устав (УАТ), Правила (ППГАТ), Конвенцию (международную конвенцию договора перевозки) и, естественно, правила дорожного движения (ПДД). Существуют нормативы, которые подробно описывают российские ГОСТы и регулируют этапы перевозки.
Количественная характеристика регулирующих норм
К правилам перевозки грузов относят более четырех тыс. федеральных законов, на них приходится примерно 10 тысяч разных нормативов и постановлений, большая часть из которых была разработана еще во времена Советского Союза. Изменениям подвергались лишь некоторые из них. Правила перевозка сыпучих грузов и других видов грузовой тары должны соблюдаться всеми. Далее раскроем тему материала более подробно.
Правила перевозки грузов
Итак, приступим к рассмотрению. Существуют определенные требования к перевозочному процессу класса опасных грузов, негабарита и прочее. 23 пункта правил разделены на 5 частей:
- Нагрузка по осям - существуют точные цифры в нагрузке на ось, которая зависит от расстояния между приближенными осями. Для того чтобы придерживаться этих нормативов, автомобиль предварительно должен быть измерен или идентифицирован. Сделать это возможно по техническому талону или посредством измерения специальными сертифицированными приборами. Конечно, недопустимо измерение при помощи линейки, строительных рулеток и так далее.
- Обязателен контроль груза, когда выполняются погрузочные работы, в том числе размещение и крепление, а также при движении транспорта.
- Необходимо правильно разместить груз, чтобы не было ограничения обзора, не возникали затруднения управлением транспортным средством, не были закрыты опознавательные знаки, не создавался шум, пыль и грязь.
- Маркировка и перевозка крупногабаритного груза, который выходит по длине, ширине или высоте за рамки, указанные в ГОСТ – 2.55х13.6х2.55 метра (соответственно ширина, длина, высота). Машина, которая везет подобный класс груза, обязана перемещаться по дороге и придерживаться соответствующих правил, а если ширина составляет больше четырех метров, то такой груз, сопровождает дорожная инспекция. Речь идет об опознавательном знаке «Крупногабаритный груз». Об этом говорят правила перевозки грузов.
- Такой же знак должен прикрепляться к товару, выступающему за габариты транспортного средства на сорок сантиметров сбоку и на метр спереди и сзади.
- Перевозки класса опасных грузов и тяжеловесов.
В наше время научно-технический прогресс привел к тому, что все чаще используют опасные материалы и вещества, соответственно, их перевозят. Введен государственный контроль за соблюдением норм и правил безопасной доставки огнеопасных, отравляющих и взрывающихся веществ.
Что же касается тяжеловесов, то подобные классы грузов становятся головной болью для отправляющих и заказчиков такой услуги. Отсутствует информация о сложности транспортировки, что приводит к задержкам, штрафам и дополнительным трудностям. Для правильного оформления перевозки и заказа нужного транспорта, необходимо верно классифицировать отправляемый товар.
Кстати, правила перевозки сыпучих грузов в стандартном прицепе без тары запрещается.
Необходимость уставного документа
Устав автомобильного транспорта – важный документ, который регулирует деятельность всех автотранспортных предприятий, в том числе граждан, пользующихся данными услугами. В этом акте рассмотрены важные моменты, описываются правила взаимодействия между отправителем, перевозчиком и получателем.
Участники грузоперевозочного процесса
Важно выделить следующих субъектов для четкого понимания регламентирующих аспектов рассматриваемого явления:
- Грузоотправитель - юридическое или физическое лицо, которое указано в таком названии в договоре о перевозке и в товарно-транспортной накладной. Отправитель может не быть собственником груза, но тогда он вправе выступить от имени владельца.
- Грузополучатель – лицо, которое имеет право получать груз.
- Заказ-наряд – один из видов договора фрахта.
- Контейнер – оборудования для многократного пользования (с объемом более 1 м3), используется для исключения этапа перегрузки груза с одного вида транспорта на другой в процессе погрузочно-разгрузочных работ.
- Перевозчик – юр. лицо, ИП, отвечающие за транспортировку пассажиров, грузов, багажа, и за выдачу груза получателю.
- Путевой лист – документ, где фиксируется выполнение работ, позволяет вести учет и контролировать деятельность водителя.
- Скоропортящийся груз – это вид товара, который при перевозке требует специальной температуры, указанной в договоре.
- Товарно-транспортная накладная (ТТН) – ее применяют при проведении транспортировки, подтверждает существование договора.
- Фрахт, фрахтователь – лицо, которое платит за пользование транспортного средства (полностью или частично). Фрахтовщик – лицо, которое предоставляет фрахтователю ТС (или часть объема) по договору фрахта.
Привлечение сторонних субъектов
Важно отметить, часто договор фрахта заключается совместно с договором перевозки и в процесс привлекаются третьи и четвертые стороны. То есть перевозчик становится фрахтователем и тогда для транспортировки груза (багажа, пассажира) использует транспортное средство фрахтовщика. Подобная ситуация может всех запутать, особенно уязвим становится конечный перевозчик, из-за недоработок существующих на данный момент правил в УАТ и ППГАТ.
Классификация грузов
Грузами могут быть предметы и материалы, которые доставляются от отправителя к получателю. Состав, вид и размеры груза определяют необходимость того или иного транспорта. Грузы могут разделяться по определенным признакам. Классификация приведена ниже:
По физическому состоянию: такой груз подразделяется на пять классов груза: пластичные, сыпучие, твердые, газообразные, жидкие.
По делимости - бывают двух видов: делимые и неделимые:
- неделимые, которые без ущерба для груза разделить невозможно, например, трубы, мешки, ящики;
- делимые – это штучный товар, который легко отделяется друг от друга.
По наличию тары: тарные и бестарные:
- тарные - к ним относят груз, который должен быть помещен в тару для защиты от внешней среды, либо наоборот, защитить внешнюю среду от воздействия содержимого тары.
- бестарные – вид товара, который перевозится без упаковки.
По образу погрузки-разгрузки существуют пять видов грузов: наливные, переносные, насыпные, катные, навалочные.
По массе на одно грузовое место существует два класса: легковесные (до 250 кг) и тяжеловесные (не превышают 50 тонн).
По габаритам – негабаритные, малогабаритные, габаритные и крупногабаритные.
По условиям хранения грузы подразделяются на 5 видов: являются либо обычными скоропортящимися, с резким запахом, антисанитарными, живностью.
Существуют грузы, которые классифицируются в зависимости от условий защиты от внешних воздействий, их 4 типа:
- они могут быть обычными;
- требующими защиты от атмосферных осадков, пыли;
- которым требуется защита от температурных воздействий;
- те, которым требуется защита от ударов и потрясений.
По опасности бывают:
- малоопасными, к ним относятся стройматериалы, промышленные товары и прочее;
- пылящие – типа цемента, извести;
- горячими - сюда относят асфальт, а также битум;
- опасными – это вещества, которые при перевозке могут создать угрозу для жизни человека и здоровья.
Для чего необходима стратификация грузов по группам?
Класс груза определяет полезность применения подвижного состава и определяет тарификацию на перевозку единицы товара. В течение перевозки груза первого класса необходима максимальная грузоподъемность, тогда как для 4-го класса - меньше, чем в пополам. В связи с эти меняется тарификация, а следовательно, и ценовая политика.
В заключение
Организации, занимающиеся транспортировкой, с каждым годом предоставляют клиентам все более и более широкий спектр услуг. Причем транспортная компания гарантирует клиенту качественную транспортировку. Первоначально разрабатывают концепцию и оптимальный маршрут, по которому пройдет груз. Высчитывают всю стоимость данной доставки, подготавливают всю необходимую документацию. После этого определяют транспортные и погрузочные средства, которые понадобятся для данного товара. Следующий этап – оформление необходимых разрешений, затем – тщательный мониторинг движения груза, начиная с начала пути и до момента доставления и выгрузки товара конечному получателю.