Рубрики
...

Муниципальные правовые акты: понятие и виды. 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Как функционирует система муниципальных правовых актов в Российской Федерации? Ответ на этот вопрос предоставляет Федеральный закон "О принципах местного самоуправления в РФ". Особенно важные положения данного нормативного акта будут подробно рассмотрены в статье.

Понятие местного самоуправления

Для начала стоит обратить внимание на то, как именно устроена российская самоуправленческая структура на местах. Во-первых, такая система является важнейшей основой конституционного российского строя. Она признается и гарантируется на всей территории государства. Во-вторых, самоуправленческая система формируется путем прямого народного волеизъявления. В муниципальных образованиях формируются специальные органы, которые наделяются рядом полномочий для решений вопросов местного значения. В таких органах работают депутаты - члены законодательных инстанций региона. Они являются должностными лицами, то есть людьми, заключившими трудовой договор. Все эти положения регламентируются статьями 1 и 2 № 131-ФЗ.

Именно местные самоуправленческие инстанции обладают правом формировать и издавать муниципальные правовые акты. Это специальные нормативные документы, в которых принимается непосредственное народное решение по тому или иному вопросы местного значения.

Права на местное самоуправление

В статье 3 № 131-ФЗ закрепляются права граждан на местное самоуправление. В законе говорится о таких способах управления рассматриваемой системой, как референдумы, выборы и прочие законные формы волеизъявления.

муниципальные правовые акты

Все граждане обладают равным доступом к реализации самоуправления. Здесь нет зависимости от пола, языка, расы, имущественного положения и т. д. Единственным барьером будет несовершеннолетие, наличие судимости и отсутствие российского гражданства.

В статье 3-й рассматриваемого закона дается отсылка к статье 55-й российской Конституции. Здесь говорится о возможности ограничить доступ к самоуправлению местного характера, если это противоречит здоровью или жизни граждан, основам конституционного строя, общественной нравственности и др.

Государственные органы и местное самоуправление

В главе 8-й российского основного закона указывается, что федеральные государственные органы наделены рядом полномочий в отношении инстанций местного самоуправления. В статье 5 ФЗ "О местном самоуправлении" эти полномочия подробно раскрываются. Вот что здесь стоит выделить:

  • правовое регулирование обязанностей и полномочий должностных лиц, входящих в систему самоуправления;
  • регулирование предметов ведения РФ в сфере полномочий самоуправленческих инстанций;
  • реализация контрольных и исполнительно-распорядительных функций федеральных органов в отношении самоуправленческих образований.

Похожими функциями обладают и региональные органы власти. Стоит также добавить, что закон устанавливает верховенство Конституции и Федерального нормативного акта над муниципальными правовыми актами.

Муниципальный юридический акт: что это?

Стоит, наконец, обратить внимание на региональные нормативные акты, издаваемые местными самоуправленческими инстанциями. Согласно статье 7-й рассматриваемого закона, муниципальные правовые акты подлежат обязательному исполнению на территории целостного муниципального образования. Издаваемые самоуправленческими инстанциями акты не должны противоречить российской Конституции и федеральным конституционным законам.

система муниципальных правовых актов

В статье 8-й Федерального закона о местном самоуправлении рассказываются положения о сотрудничестве между муниципалитетами. Формируется и оформляется оно для защиты общих интересов российских субъектов. Объединяются материальные, культурные, финансовые и иные ресурсы для учреждения специальных хозяйственных обществ и межмуниципальных организаций. Нередко объединения нужны и для совместного обсуждения региональных законопроектов. Обсуждаются вопросы актуальности тех или иных проектов, порядка их принятия и т. д.

О системе муниципальных правовых актов

Глава 7-я рассматриваемого Федерального закона повествует о системе нормативных актов, принимаемых самоуправленческими организациями отдельных муниципалитетов. Что входит в такую систему? Закон повествует о понятии и видах муниципальных правовых актов. Стоит обратить внимание на следующие формы законов:

  • Муниципальный устав или республиканская Конституция, а также различные нормативные акты, что были приняты на референдуме местного характера.
  • Различные правовые и нормативные акты законодательного органа отдельного муниципалитета.
  • Нормативные акты муниципалитета, местной администрации, органов самоуправления и т. д.

Все представленные сборники норм обладают высшей юридической силой и имеют характер прямого действия.131 фз

Основным должностным лицом в системе муниципалитета и, в частности, инстанции местного самоуправления, является глава муниципального образования. Именно этот человек занимается изданием постановлений и распоряжений по вопросам его компетенции.

В статье 43.1 рассматриваемого Федерального закона указывается существование специального государственного реестра муниципальных правовых актов. В него входят все оформленные и принятые на местных референдумах нормативно-правовые документы. При этом федеральный реестр (регистр) состоит из множества регистров муниципального характера. Ведением этой базы занимается Правительство Российской Федерации.

Муниципальный устав

В статье 44 № 131-ФЗ рассказывается про основной муниципальный правовой акт, действующий в регионе. Речь идет об уставе. В этом документе должно определяться множество самых различных моментов, среди которых стоит выделить:

  • структуру и порядок образования самоуправленческой инстанции;
  • наименование муниципалитета или отдельного его образования;
  • порядок участия населения в организации самоуправления, наличие основных гарантий такого участия;
  • типы и порядок издания муниципальных правовых актов;
  • виды ответственности самоуправленческих инстанций;
  • порядок формирования, оформления и утверждения регионального бюджета;
  • особенности внесения изменений в устав.

муниципальные правовые акты понятие и виды

Как принимается устав? Вначале создается проект муниципального акта. В течение месяца он проверяется рядом государственных комиссий на предмет законности и соответствия Конституции. Особую роль здесь играет региональный уставной суд, который в итоге и принимает устав.

Внесение изменений в устав

Муниципальный устав может быть подвержен изменениям и дополнениям. Для этого необходимо набрать не менее двух третей голосов от общего числа депутатов местного законодательного органа. Все изменения, внесенные в устав, подлежат государственной регистрации. В общегосударственный регистр вносится новая версия регионального правового акта.

Представительный орган муниципального образования может предоставить отказ в государственной регистрации измененного устава. Причин на то может быть много, однако, стоит выделить самые основные:

  • противоречие устава российской Конституции или рассматриваемому Федеральному закону;
  • наличие в уставе изменений, влекущих за собой коррупциогенные факторы.

Таким образом, процедура внесения изменения в устав довольно продолжительная и сложная.

Гражданское волеизъявление

В статье 45 № 131-ФЗ закрепляется возможность принять правовые акты на местном референдуме. Речь идет о таком важном явлении, как прямое гражданское волеизъявление. Как организуется процесс принятия местного закона путем опроса населения?правовые акты принятые на местном референдуме

Вначале власти должны организовать сам референдум. Это должен быть качественно выстроенный, соответствующий законодательству процесс. Если население отреагирует положительно, то в итоге будет принято решение о формировании и принятии закона. Орган местного самоуправления должен в течение двух недель и одного дня определить точные сроки издания закона, а также примерное его содержание. Срок формирования закона не должен превышать трех месяцев.

Если самоуправленческая инстанция нарушит сроки издания закона, то появится законное основание для отзыва выборных должностных лиц. С высокой долей вероятности действующая инстанция будет расформирована.

Подготовка муниципального акта

В статье 46 рассматриваемого Федерального закона рассказывается про процесс подготовки к принятию нормативного акта муниципального характера. Проекты таких актов вносятся на рассмотрение представителями регионального законодательного органа. Порядок внесения проекта, его форма и перечень дополнительной документации - все это устанавливается отдельным нормативным актом.правовые акты представительного органа муниципального образования

Подлежат оценке регулирующего воздействия все без исключения муниципальные акты за исключением проектов бюджета, а также актов, устанавливающих местные сборы и налоги. Что представляет собой такая оценка? Закон гласит о выявлении положений, которые могут противоречить конституционным установкам или нормам Федеральных законов. В качестве примера можно привести нецелевое расходование финансов, избыточные обязанности, необоснованные запреты и многое другое.

Порядок опубликования муниципальных правовых актов

В статье 47 Федерального закона "О местном самоуправлении" рассказывается про порядок вступления региональных актов в юридическую силу. Основное требование здесь - соблюдение норм устава, в котором как раз и должен быть закреплен порядок оформления и вступления в силу муниципальных актов. Очевидно, что сам региональный устав не должен противоречить федеральным нормам.

Нормативные акты региона, в которых закрепляются положения о сборах, финансах и налогах, вступают в силу в строгом соответствии с российским Налоговым кодексом. Положения регионального устава здесь не действуют.

Весь процесс обнародования муниципальных актов должен обеспечивать возможность беспрепятственного ознакомления с ними. Абсолютно любой гражданин должен иметь возможность взглянуть на проект принимаемого закона. Касается это как муниципальных правовых актов сельских поселений, так и городских.

Отмена и приостановление муниципальных актов

В статье 48-й рассматриваемого закона закрепляются нормы, касающиеся процессов отмены и приостановки муниципальных актов. Полномочия по реализации таких процессов лежат только на должностных лицах и местной самоуправленческой инстанции.

реестр муниципальных правовых актов

Упразднение закона - процесс очень серьезный, а потому для его реализации должны быть веские причины. Самым распространенным поводом для ликвидации регионального закона является его несоответствие конституционным положениям. В этом случае принимается специальное решение органом самоуправления - сразу после получения предписания от Уполномоченного при главе государства РФ. Конечным этапом является вынесение постановления Уставным региональным судом.

А для чего необходимо приостановление действия закона? Надо сказать, что подобная функция реализуется властями нечасто. Нужна она, как правило, лишь в самых крайних случаях - вроде чрезвычайного или военного положения.