Рубрики

Антимонопольное регулирование. Антимонопольный комитет. Федеральная антимонопольная служба

В целях противодействия монополизации рынков, а также для обеспечения защиты конкуренции государством разрабатываются специальные законы. На их основе выявляются и наказываются соответствующие фирмы. Государственное антимонопольное регулирование осуществляется посредством особых организаций. Они проводят соответствующую политику, поддерживают здоровое предпринимательство. Далее разберемся, как осуществляется антимонопольное регулирование в России.

антимонопольное регулирование

Историческая справка

Первая попытка провести антимонопольное регулирование экономики была предпринята еще в далеком 1908 году. За образец был взят действовавший в США закон Шермана. Однако принятие соответствующих норм было сорвано российской организацией предпринимателей. Так что как таковой антимонопольный закон появился лишь в 1991 году. Сегодня к основным правовым актам в этой сфере относят Конституцию, указы президента, ФЗ, обеспечивающий защиту конкуренции на рынке предоставления финансовых услуг, правительственные распоряжения и постановления и прочее.

Исполнительный орган

С 1999 года в качестве него выступает Министерство РФ по поддержке предпринимательства и антимонопольной политике. До этого момента исполнительной организацией являлся другой орган. Это был соответствующий Госкомитет. Сегодня Управление антимонопольной службы обеспечивает, кроме прочего, поддержкой малый бизнес, создавая здоровые условия для развития конкуренции.

Предмет регулирования

В качестве него выступают отношения, которые способны оказывать влияние на конкуренцию в рамках финансового, страхового рынка. Недостатки, которыми обладают антимонопольное регулирование и политика, призванная обеспечивать здоровые условия для взаимодействий, наиболее остро проявляются в области ценообразования. На сегодняшний день отсутствует действие механизмов по пресечению нелегального сговора участников с целью завышения цен.

Нет ясной, научно-обоснованной методики по регулированию стоимости в естественной монополии, а также высокомонополизированных областях (в химико-металлургическом и топливно-энергетическом комплексах). В связи с этим начинается повышение инфляции издержек, появляются ценовые диспропорции. Все это подрывает финансовую позицию многих предприятий, ведущих деятельность в обрабатывающей, сельскохозяйственной сферах, а также в секторе оказания услуг. Вместе с этим сохраняется весьма неудовлетворительное положение системы защиты потребительских прав. Проводя проверки, антимонопольная служба продолжает фиксировать значительный объем товаров, не пригодных к потреблению, особенно зарубежного производства.

антимонопольное право

Содержание и виды политики

Регулирование антимонопольной деятельности включает в себя два аспекта (направления):

  • Разработку и принятие особых нормативных актов.
  • Образование системы органов, которые осуществляют антимонопольное регулирование и контролируют соблюдение принятых положений.

Модели

Их различают две. В юридических экономических изданиях антимонопольное регулирование представлено в виде американской и европейской модели. Первая представляет собой так называемы "структуралистский подход" к проблеме. Вторая же именуется "бихевиористским".

Американская модель

Она построена на принципе запрещения монополии как структурного элемента вне зависимости от ее общественно-политических последствий. Сторонники данного подхода утверждают, что отрасль, имеющая такое устройство, будет вести себя соответственно.

В результате экономическая активность монополистских структур непременно будет нести негативный характер с социальной точки зрения. В связи с этим они должны попадать под влияние соответствующих нормативных актов. Данная модель предполагает, таким образом, форму правоприменительного процесса. Если имеет место нарушение антимонопольного законодательства, то оно влечет за собой преследование и последующее наказание.

антимонопольное регулирование экономики

Европейская модель

В отличие от предыдущего, антимонопольное регулирование по этому подходу предусматривает преимущественно контроль над разного рода злоупотреблениями. По европейской модели внимание акцентируется не на отраслевой структуре, а на активности отдельных субъектов.

В данном случае применяется принцип разумного подхода. Он относит к категории незаконной не любую монополию, а только ту, деятельность которой вызывает негативные социально-экономические последствия. Для реализации этого правила необходимо формирование особой системы органов, которые осуществляли бы контроль и анализировали состояние конкуренции в рамках разных рынков. При необходимости их антимонопольная деятельность может включать в себя регулирующие, корректирующие и запретительные меры, носящие преимущественно административный характер.

Сближение подходов

В течение последних десятилетий отмечается уменьшение различий между этими моделями. Вместе с этим сближение больше ориентировано в сторону европейского подхода, когда антимонопольное регулирование экономики выполняется не столько на основании абсолютных и относительных размеров хозяйствующих субъектов. Больше внимания уделяется последствиям их активности для общества.

регулирование антимонопольной деятельности

Регулирование антимонопольной деятельности в РФ: особенности

Отечественная практика больше ориентирована в сторону европейского подхода. Это отражается в содержании законодательной базы и полномочиях активности исполнительных органов. Последние применяют преимущественно организационно-административные приемы. Антимонопольное регулирование экономики в РФ содержит в себе следующие компоненты:

  • Перечень подлежащих запрещению форм нездоровой (недобросовестной) конкуренции.
  • Понятие монополиста, количественные и качественные его характеристики.
  • Определение системы органов, осуществляющих контроль, их полномочий, задач и функций.
  • Меры ответственности, принимаемые за нарушения антимонопольного законодательства.

Понятие хозяйствующего субъекта

Монополист выступает в качестве важнейшего элемента в системе регулирования. В отечественной юридической практике количественные критерии и содержание субъекта выражено понятием "доминирующее положение". Это определение является центральным в Законе о конкуренции.

Согласно нормативным актам, доминирующая позиция представлена в качестве исключительного положения одного либо нескольких субъектов хозяйствования на рынке конкретного товара, позволяющего ему (им) оказывать решающее воздействие на общие условия его оборота либо затруднять доступ к нему прочим субъектам. В РФ монополистом признается предприятие, доля которого по определенной продукции составляет 65% и более. В некоторых случаях, по решению контролирующей организации, доминирующее положение признается за субъектом, чья доля не превышает 35%.

нарушение антимонопольного законодательства

Виды злоупотреблений

К этой категории относят любые действия, которые влекут либо могут спровоцировать ограничение конкуренции:

  • Навязывание неприемлемых условий договора контрагенту.
  • Изъятие продукции из оборота с целью формирования дефицита и повышения стоимости.
  • Принуждение к подписанию "связанных контрактов".
  • Формирование препятствий для доступа на рынок прочим субъектам.
  • Нарушение существующего порядка ценообразования.
  • Установление исключительно низкой или высокой стоимости.
  • Необоснованный отказ заключать договор с определенными покупателями при имеющейся возможности для производства соответствующей продукции.

Все эти злоупотребления должна фиксировать Федеральная антимонопольная служба.

Формы недобросовестной конкуренции

В РФ к этой категории относятся:

  • Распространение ложной информации, способной нанести ущерб деловой репутации иного субъекта или причинить ему убытки.
  • Недостоверные сведения о потребительских качествах и месте производства продукции.
  • Некорректное сравнение прочих хозяйствующих субъектов.
  • Продажа продукции с незаконным применением результатов деятельности интеллектуального характера, фирменных знаков и торговых марок.
  • Получение, использование и последующее разглашение производственных, научно-технических либо торговых сведений без согласия их владельца.

антимонопольная деятельность

Обеспечение контроля

Основным исполнительным органом в РФ считается МАП (Министерство по антимонопольной политике), осуществляющее поддержку предпринимательства. В регионах действуют уполномоченные им отделения. Основными задачами, которые выполняет Федеральная антимонопольная служба, считаются:

  • Оказание содействия в формировании рыночных отношений на базе предпринимательства и конкуренции.
  • Предотвращение, ограничение и последующее пресечение монополистской деятельности.
  • Госконтроль за соблюдением соответствующих нормативных актов.

Антимонопольная служба может дать хозяйствующему субъекту соответствующие предписания, обязательные к исполнению. Они могут указывать на необходимость устранения последствий, разделение либо выделение из общей структуры предприятия подразделений, изменение или расторжение тех или иных соглашений, противоречащих нормам. Монополисту может быть предписано заключение контракта с иным субъектом, отчисление в федеральный бюджет дохода, полученного в результате невыполнения положений, закрепленных юридически.

Министерство контролирует образование, реорганизацию, ликвидацию коммерческих структур и их объединений. Антимонопольное право также распространяется на приобретение акций либо доли в уставном капитале хозяйствующего субъекта. За соблюдением его положений также следит МАП. Антимонопольное право РФ включает в себя преимущественно приемы организационно-административного влияния. Однако в ряде случаев могут быть применены и более строгие меры.

Разграничение рыночных секторов

В экономической структуре современных стран всегда присутствуют такие области, где поддержание и сохранение конкуренции нецелесообразно. Это может быть обусловлено неэффективностью сферы или прочими причинами, например, обеспечением системы нацбезопасности государства. В связи с этим антимонопольная политика не предусматривает абсолютной ликвидации доминирующих предприятий. В данном случае упор делается на тщательную инвентаризацию рынка, разграничение секторов на конкурентные и неконкурентные, как в принципе.

В последнем случае предприятие, занятое в данном сегменте, переходит в категорию "естественной (государственной) монополии". В этом случае сохранение доминирующего положения считается оправданным. Под естественной монополией понимают такое состояние рынка, при котором эффективность удовлетворения спроса выше при отсутствии конкуренции. Это в основном обусловлено технологическими особенностями производства. Продукция, выпущенная естественной монополией, не может заменяться другими товарами.