Рубрики
...

Антимонопольный орган. Федеральная антимонопольная служба России

Государственная антимонопольная политика направлена на обеспечение свободной конкуренции на рынке. Для реализации этой задачи сформирован специальный федеральный институт. антимонопольный орган

Антимонопольная система

Деятельность уполномоченной федеральной инстанции и ее территориальных представительств регламентируется отраслевым нормативным актом. Этот правовой документ – 135-ФЗ – устанавливает основные положения, касающиеся обеспечения защиты конкуренции. В нормативном акте определены функции уполномоченных институтов, их полномочия, обязанности и права. Кроме этого, документ определяет ответственность субъектов, нарушающих предписания закона.

Задачи инстанций

Антимонопольные организации, действующие в стране:

  1. Обеспечивают надзор за исполнением нормативных предписаний.
  2. Выявляют нарушения.
  3. Принимают меры по пресечению экономических преступлений.
  4. Привлекают к ответственности виновных субъектов.
  5. Предупреждают недобросовестную конкуренцию и распространение монополий.

Территориальные подразделения подведомственны федеральному институту. Их деятельность регламентирует антимонопольное законодательство и положение, утвержденное вышестоящей инстанцией. Последняя наделяет территориальные представительства соответствующими полномочиями в рамках своей компетенции.

Работа структур

135-ФЗ определяет следующие полномочия надзорных институтов:

  1. Возбуждение и рассмотрение дел об экономических преступлениях в сфере конкуренции.
  2. Выдача хозяйствующим субъектам, исполнительным структурам федерального, регионального, местного уровня, а также иным институтам, выполняющим соответствующие надзорные функции, внебюджетным фондам, должностным лицам предписаний, обязательных для выполнения. К примеру, антимонопольный орган может обязать предприятие осуществить перечисление в бюджет дохода, полученного в связи с нарушением нормативных правил. Исполнительной территориальной структуре может быть предписано изменить или отменить правовой акт, не согласующийся с федеральным документом.
  3. Привлечение в порядке и случаях, определенных в нормативных актах, к ответственности граждан (ИП в том числе), юрлиц, должностных лиц, допустивших нарушения в сфере конкуренции.
  4. Направлять в суды иски, заявления, связанные с выявленными преступлениями.
  5. Участвовать в разбирательстве дел, касающихся нарушения/исполнения нормативных предписаний.
  6. Устанавливать доминирующее положение субъекта хозяйственной деятельности.
  7. Вести реестр предприятий, доля на рынке определенной продукции которых составляет больше 35%.

антимонопольная служба россии

Федеральный антимонопольный орган также вправе издавать нормативные акты, давать разъяснения, касающиеся вопросов применения действующих в сфере конкуренции правовых предписаний.

Экономическая концентрация

Антимонопольная служба России осуществляет предварительный и последующий надзор за различными видами деятельности хозяйствующих субъектов. В качестве одного из ключевых направлений работы института выступает сфера экономической концентрации. Антимонопольное законодательство не дает четкого определения данной области. В нормативном акте, регламентирующем обеспечение защиты конкуренции на финансовых рынках, приводилась трактовка понятия "концентрация капитала". Она рассматривалась как присоединение, слияние финансовых предприятий, приобретение ими акций/активов/долей в капитале друг друга и третьими лицами. 135-ФЗ определяет экономическую концентрацию как сделки и прочие действия, производство которых влияет на состояние конкуренции. Данная трактовка считается специалистами довольно расплывчатой.

Антимонопольный контроль

В ст. 27 нормативного акта, регламентирующего сферу защиты конкуренции, определены случаи реорганизации и создания предприятий с согласия надзорного института. Так, антимонопольный орган должен выдать разрешение, если выполняется одно из следующих условий:

  • производится слияние компаний, суммарная стоимость активов которых в соответствии с бухгалтерским балансом на отчетную (последнюю) дату, предшествующую дню направления ходатайства, более 3 млрд р.;
  • общая выручка таких фирм (групп лиц) от продажи продукции за календарный год, который предшествовал периоду слияния, больше 6 млрд р.;
  • одно из предприятий имеет на рынке конкретного товара долю больше 35%.

руководитель антимонопольной службы

Разъяснения

Суммарная стоимость в 3 млрд руб. и общая выручка в 6 млрд р. выступают в качестве критериев на получение от надзорного института согласия на присоединение одной фирмы к другой, создание компании, если уставной капитал будет оплачиваться долями (акциями) либо имуществом другого коммерческого юрлица. При слиянии финансовых субъектов и создании комм. структуры при условии, что ее УК покрывается материальными ценностями фин. предприятия, антимонопольный орган должен дать разрешение, если имеет место превышение размера совокупной стоимости активов, установленных Правительством по согласованию с ЦБ. В качестве критерия для получения согласия надзорной инстанции при создании коммерческого предприятия за счет имущества другой комм. фирмы выступают права на распоряжение долями или голосующими акциями, приобретаемые формируемой компанией.

Совершение сделок с долями/акциями коммерческими компаниями

В ст. 28 ФЗ №135 определены случаи, когда предприятия должны получить согласие надзорного института на заключение договоров. Решение необходимо, если совокупная стоимость активов по данным последних балансов лиц, покупающих доли/акции либо имущество, и субъектов, в отношении которых они приобретаются, более 3 млрд р. Антимонопольный орган дает согласие на сделки и в случае, если суммарная прибыль указанных субъектов от реализации продукции за окончившийся календарный год больше 6 млрд р. Но при этом по данным последнего баланса стоимость активов лица, доли/акции/имущество которого приобретается, составляет более 150 млн р. или один из указанных субъектов включен в реестр. Так, с предварительного разрешения покупаются голосующие акции АО, если приобретающее лицо получает право на распоряжение более 25%, если ранее оно не имело такой возможности вообще или его доля составляла меньше 25%. Данное требование не действует в отношении учредителей общества на момент его образования.

антимонопольный контроль

Статья 29

В ней определены случаи совершения сделок с акциями, правами, активами финансовых предприятий, для которых требуется согласие антимонопольного органа. Разрешение необходимо, если стоимость долей в соответствии с данными последнего бухгалтерского баланса больше суммы, определенной правительством, а для кредитных структур – Высшим исполнительным институтом и ЦБ. Так, с предварительного разрешения контрольной инстанции осуществляется покупка долей в УК ООО лицом (группой субъектов), в распоряжении которых находится не меньше 1/3, но не больше 50% долей в капитале этого общества, если после сделки лицо получит право распоряжаться более чем половиной акций. В целом случаи получения согласия антимонопольной инстанции, определенные в статьях 28 и 29, аналогичны.

Другие сделки

В законодательстве определены случаи, когда перед совершением юридически важных действий согласие антимонопольного института не требуется. Вместе с этим нормативный акт обязывает субъектов направить уведомление после заключения соответствующих сделок, если соблюдается комплекс условий:

  1. Юридически значимые события происходят при участии лиц, входящих в одну группу.
  2. Перечень субъектов, являющихся сторонами отношений, был представлен любым участником в антимонопольный орган в установленной форме не позже 1 месяца до совершения сделки. К списку при этом должны прилагаться основания, по которым лица входят в соответствующую группу.
  3. Перечень субъектов на момент совершения сделки не изменился в сравнении с представленным в надзорную инстанцию до события.

антимонопольные организации

Прочие случаи уведомления

Они определены в ст. 30 ФЗ №135. В соответствии с указанной нормой надзорная инстанция должна быть уведомлена коммерческим предприятием о его образовании в результате слияния, если совокупная стоимость активов в соответствии с данными последних бухгалтерских балансов либо общая выручка от продажи продукции за календарный год, окончившийся перед началом периода соединения фирм, работа которых в результате этого мероприятия будет прекращена, составляет больше 200 млн р. При этом извещение должно быть направлено не позже 45 дней, прошедших с дня реорганизации. Исключением являются финансовые компании. Субъекты, на которых возлагается обязанность уведомлять надзорный институт о совершении сделок и прочих действий, которые подлежат антимонопольному контролю, имеют право представить ходатайство (вместо извещения) о даче согласия на их осуществление в уполномоченную инстанцию. Последняя, в свою очередь, обязана рассмотреть поступившее обращение.

Ответственность

К основным последствиям нарушений предписаний, касающихся предварительного получения согласия от антимонопольной организации, а также порядка предоставления соответствующих уведомлений, следует отнести:

  1. Ликвидацию коммерческого предприятия по иску уполномоченной инстанции.
  2. Реорганизацию компании в форме разделения либо выделения в судебном порядке.
  3. Признание недействительности совершенных сделок по иску надзорного института. нтимонопольная система

Заключение

В соответствии с Докладом об основных направлениях и результатах работы ФАС РФ, представленного в правительство, в качестве стратегической задачи антимонопольной службы выступает обеспечение свободной конкуренции и пресечение монополистической деятельности в пределах единого экономического поля. В соответствии с данной задачей сформулированы ключевые сферы работы института. К ним относят:

  1. Формирование условий для нормального развития конкуренции в рамках деятельности субъектов хозяйствования, не являющихся естественными монополиями.
  2. Пресечение и предупреждение негативного влияния структур местного и госуправления на функционирование рынков, уменьшение коррупционных рисков в процессе размещения муниципального и госзаказов.
  3. Обеспечение равноправного доступа потребителей к услугам, продукции, работам, которые реализуются естественными монополиями.

государственная антимонопольная политика

При ФАС работает Общественный консультативный совет. В него входят представители некоммерческих обществ, объединений предпринимателей. В функции Совета входит мониторинг работы ФАС, выработка рекомендаций по усовершенствованию законодательства и практики предупреждения и пресечения нарушений предписаний. При надзорном институте также работают экспертные группы по отдельным направлениям его функционирования. Руководитель антимонопольной службы – И. Ю. Артемьев.