Совсем недавно начал работу Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Это молодая международная финансовая организация, уже имеющая довольно весомое значение в мировой экономике. Все больше государств заинтересованы в членстве в этой организации и в сотрудничестве с ней. Давайте определим, что представляет собой Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, кто его основатели и в чем заключаются его основные цели.
История создания
Азиатский банк инфраструктурных инвестиций имеет довольно интересную предысторию своего создания. Председатель КНР испытывал разочарования по поводу развития существующих на тот момент международных финансовых структур типа МВФ. По его мнению, они развивались довольно слабыми темпами, а их главной целью была защита интересов США, Японии и стран ЕС. Азиатский банк инфраструктурных инвестиций был призван устранить эти недостатки.
В середине 2014 года китайской стороной было отправлено приглашение Индии для участия в проекте. В связи с этим планируемый уставной капитал организации был увеличен в два раза, до 100 000 млн долларов.
В октябре 2014 года 21 страна южной и юго-восточной Азии подписали в Пекине Меморандум о совместных действиях. Там же страны учредители Азиатского банка инфраструктурных инвестиций договорились о дальнейших совместных действиях. Это был поворотный этап создания организации. Считается, что именно 24 октября официально начал работу Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Цели организации
Основная цель, которую преследует АБИИ, - развитие экономически и финансового сегмента Азиатско-Тихоокеанского региона. Данная организация занимается финансированием конкретных проектов, которые призваны улучшить инфраструктуру региона или помочь конкретным странам-участникам в преодолении финансовых проблем или в решении определенных задач.
В некотором роде АБИИ напоминает МВФ или Всемирный банк, но имеет региональную направленность.
Учредители
Давайте выясним, какие страны учредители Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ) стояли у основания организации. К этим странам относятся:
- Пакистан.
- Таиланд.
- Китай.
- Сингапур.
- Индия.
- Филиппины.
- Вьетнам.
- Узбекистан.
- Монголия.
- Казахстан.
- Камбоджа.
- Малайзия.
- Бангладеш.
- Оман.
- Кувейт.
- Шри-Ланка.
- Катар.
- Непал.
- Бруней.
- Мьянма.
- Лаос.
Кроме этого, Китай имеет статус страны-основателя АБИИ. В Меморандуме от 24 октября было указано, что до 31 марта 2015 года любая страна мира может оформить заявку для вступления в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Учредители, таким образом, дополнились такими государствами, как Саудовская Аравия, Таджикистан и др.
Участники
Но даже после 31 марта 2015 года любая страна мира может подать заявку на членство в АБИИ. Правда, при этом, если её кандидатура будет рассмотрена положительно, она получит статус не учредителя, а участника. Впрочем, она будут иметь практически те же права, что и другие страны, входящие в Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Участники делятся на две большие группы: региональные и нерегиональные члены.
В первую группу входят государства Азиатско-Тихоокеанского региона, такие как Иран, Израиль, Кыргызстан, Индонезия и другие.
Вторую группу представляют те страны, которые расположены в других частях света, но заинтересованы в тесном сотрудничестве с государствами данного региона. Это такие страны, как Австрия, Германия, Бразилия, Португалия, Швейцария, Великобритания, Германия и др. К примеру, Германия находится на четвертом месте среди всех членов организации по величине вложений и имеет соответствующее количество голосов при голосовании. Общая численность нерегиональных участников - 21 страна.
Суммарное число стран-участников организации Азиатский банк инфраструктурных инвестиций на данный момент составляет 57 государств.
Развитие организации
Но Меморандум был, скорее, заявлением о намерениях, а не документом, регулирующим работу организации. Для того чтобы АБИИ превратился в реально работающую финансовую структуру ей ещё предстоит пройти немалый путь. Впереди ждет диалог между участниками по выработке механизма функционирования. Это время переговоров и компромиссов.
Первый отрезок этого пути уже пройден. С ноября 2014 года по март 2015 года на встречах в Куньмине, Мумбае и Алматы проводилась разработка Соглашения о создании АБИИ. Теперь страны Азиатского банка инфраструктурных инвестиций должны подписать текст этого соглашения, чтобы иметь возможность перейти на следующий этап формирования организации.
В январе 2016 года в Пекине произошло торжественное открытие банка, которое было проведено в виде церемонии.
Возможность расширения
Как говорилось выше, АБИИ не является закрытой организацией, потенциально в неё может вступить любая страна мира, которая желает этого и соответствует определенным условиям.
В настоящий момент такие страны, как Канада, Украина и Бельгия рассматривают возможность подачи заявки на участие в организации. Венгрия уже получила статус кандидата.
Отказ в членстве
В то же время КНДР и Тайвань уже получили отказ в ответ на просьбу о членстве в АБИИ. Отказ КНДР был дан из-за несоответствия его внутриэкономических реалий стандартам рыночной экономики. Тайвань не получил конкретных объяснений по поводу отказа в членстве. Но с большой долей вероятности можно говорить о том, что здесь не последнюю роль сыграли политические мотивы. Как известно, Китай имеет решающий голос в АБИИ, и в то же время режимы КНР и Тайваня противостоят друг другу. Впрочем, руководство Китая уже заявило, что членство Тайваня в АБИИ в будущем все-таки возможно. В настоящее время Тайвань имеет статус кандидата.
Существуют также государства, которые прямо высказались о том, что не намерены участвовать в АБИИ. К ним в первую очередь относится США и Колумбия. Япония на первых порах проявляла интерес к проекту, но под нажимом США тоже была вынуждена сделать официальное заявление в том, что не собираться ставать членом данной финансовой структуры. Нужно отметить, что Япония, вместе с Соединенными Штатами, играют ведущую роль в Азиатском банке развития, который фактически является конкурентом АБИИ.
Россия в АБИИ
Наша страна также заинтересована в работе в составе организации Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Россия заявила о возможности такой перспективы в конце марта 2015 года. В середине апреля она уже являлась членом АБИИ.
Китай с воодушевлением воспринял решение руководства Российской Федерации.
В настоящее время России принадлежит 5,9% голосов в организации, что после Китая и Индии является третьим показателем по величине влияния. Кроме этого, делегат от Российской Федерации А. Улюкаев входит в Совет управляющих АБИИ. Напомним, что Алексей Валентинович также занимает пост министра экономического развития РФ.
Структура управления
Как и любая другая организация, АБИИ имеет собственную структуру управления.
Главным органом, в задачи которого входит стратегическое руководство организации и принятие самых важных решений, является Совет управляющих. Каждая страна-участник представлена одним делегатом. Но вес голоса делегата зависит от величины участия конкретного государства в формировании уставного фонда АБИИ. Так, делегат от Китая имеет 26,06% голосов всех участников Совета управляющих и право вето на любое его решение. У Индии имеется 7,5% голосов, а у России – 5,92%. Все остальные участники имеют более низкий процент голосов в Совете управляющих.
Важным органом управления является Совет директоров. В него входят 12 человек. Собирается Совет директоров для принятия важных решений.
Непосредственно, оперативное управление осуществляется исполнительными органами АБИИ. К ним относятся президент организации, вице-президенты и прочий управленческий персонал.
Перспективы развития
Организация АБИИ имеет довольно оптимистические перспективы развития, о чем свидетельствуют ведущие эксперты. Более того, многие из аналитиков считают, что в ближайшем будущем данная структура сможет стать реальным конкурентом МВФ, Всемирному банку и Азиатскому банку развития. Впрочем, сами представители АБИИ заявляют, что таких целей перед собой не ставят.
Вместе с тем, только слепой не может не увидеть того, что АБИИ является одним из экспансионистских проектов Китая. Данная страна уже стала одним из крупнейших игроков на международном финансовом рынке, и пытается ещё больше укрепить свои позиции. Подобные организации способны создать угрозу монополии США в международном кредитовании, что, безусловно, является положительным моментом. К примеру, доля США в МВФ составляет более 16%, а Китая в АБИИ – 26,06%. Именно боязнью усиления роли Китая в мировой экономике объясняется нежелание США брать полномасштабное участие в работе АБИИ.
Ведущая роль стран БРИКС (Китай, Индия и Россия) в деятельности банка делает его неплохой альтернативой МВФ, пока регионального масштаба, но с претензиями на более высокий статус. Хотя официально эти претензии не озвучиваются.
Несмотря на то что новая банковская организация может выступить прямым конкурентом Всемирного банка, президент последнего высказался положительно о факте создания АБИИ.
Руководитель Азиатского банка развития выразил надежду на сотрудничество между структурой, которую возглавляет он, и новой организацией.
Значение банка
Значение АБИИ в случае успешной реализации данного масштабного проекта трудно переоценить. Он сможет не только составить конкуренцию аналогичным уже существующим организациям, чем существенно оздоровит атмосферу финансового взаимодействия, но и позволит привлечь значительные денежные инвестиции в регион, что, естественно, будет способствовать его стремительному и интенсивному развитию.
Безусловно, создание АБИИ может принести немалую пользу своим членам, Азиатско-Тихоокеанскому региону, а также мировой экономике в целом, которая остро нуждается в новых источниках финансирования.
Кроме того, желают того организаторы или нет, но АБИИ является ещё одним кирпичиком в построении многополярного мира без очевидного доминирования какой-либо одной страны над остальными. Другими составными этой цепочки являют БРИКС, ШОС и подобные организации развивающихся государств.
Выйдет ли АБИИ на передовые позиции, покажет только время, но стартовый потенциал для успешного продолжения деятельности у организации замечательный.