Рубрики
...

Ценовая дискриминация: примеры

Простая монополия основывается на модели, в которой допускается, что все единицы товара реализуются по одной стоимости в течение определенного периода. Такая политика неизбежна в любой ситуации, при которой возможна перепродажа. Существуют предприятия, которые на один и тот же продукт устанавливают разную стоимость для различных покупателей. Если такое колебание отражает не различия в производственных издержках, то имеет место ценовая дискриминация монополиста. Рассмотрим далее это явление более подробно. ценовая дискриминация

Актуальность проблемы

Сама по себе постановка вопроса о таком явлении, как ценовая дискриминация на рынке, предполагает довольно высокую степень развитости товарооборота. Случайные и разовые сделки между продавцами и покупателями, сменяющими друг друга, всегда совершались по различной стоимости. Однако со временем стали возникать условия для формирования единой политики ценообразования. Рассматривая функционирование экономической системы в стране, можно отметить, что в качестве ключевых ее элементов выступают развитость товарно-денежных отношений и уровень производительных сил. В России эти показатели очень низкие. В этой связи необходимо стимулировать товарно-денежный сектор, способствуя, таким образом, активизации производства. Ценовая дискриминация при этом будет эффективным инструментом привлечения к этому процессу тех категорий населения, которые по тем или иным причинам воздерживаются от покупок, предпочитая накапливать средства. В 1920 году была проведена классификация известных схем. В результате были сформулированы степени ценовой дискриминации. Рассмотрим их.

First-degree price discrimination

Ценовая дискриминация 1 ст. означает, что предприниматель реализует разные единицы товара по различной стоимости для тех или иных индивидов. Такую модель иногда называют совершенной. Эта схема предполагает, что производитель знает предпочтения каждого покупателя и в соответствии с этим может предложить индивидуальный комплекс услуг либо персональный продукт. Возникающий при этом потребительский излишек присваивается предпринимателем. Такие условия ценовой дискриминации считаются идеализированными. На практике такая схема обычно не может существовать. Реализации этой модели препятствует информационное несовершенство и инструменты, которыми располагает арбитражный суд. ценовая дискриминация примеры

Second-degree price discrimination

Ценовая дискриминация 2 ст. предполагает, что предприниматель реализует разные единицы продукции по различной стоимости, но каждый индивид, приобретающий одинаковое их количество, платит одну и ту же сумму. В этом случае величины отличаются в зависимости от объемов товара. Такая схема похожа на совершенную модель, но выражена несколько жестче. Предпринимателю удается присвоить не весь излишек, а только определенную его часть.

Third-degree price discrimination

Ценовая дискриминация третьей степени возникает тогда, когда предприниматель реализует выпуск различным индивидам по разной стоимости. Однако при этом каждая единица продукции продается за одну и ту же сумму. Это наиболее распространенная ценовая дискриминация. Примеры такой схемы: скидки пожилым гражданам, льготы студентам, неимущим и так далее. Проще говоря, предприниматель изначально разделяет покупателей на определенные группы. Соответственно, стоимость единицы продукции будет отличаться в зависимости от категории. Но при этом непосредственно для каждого индивида той или иной группы ее исходная цена останется прежней при покупке разного количества товара/услуги. В результате предприниматель также получает возможность присвоить себе часть потребительского излишка.  степени ценовой дискриминации

Различия в стоимости

На цену продукции оказывает влияние несколько факторов. К основным из них относят:

  1. Качество.
  2. Объем потребления.
  3. Платежеспособность покупателя (если производителю она известна).
  4. Время приобретения (ночь, выходной, день, конец сезона или его разгар и прочее).

Механизм "совершенной модели"

Как выше было сказано, существование этой схемы в реальной жизни практически невозможно. Для рассмотрения этой модели следует предположить, в первую очередь, что отсутствует арбитраж. Кроме этого, для реализации совершенной схемы производитель должен располагать всеми сведениями о своих потребителях, ему должна быть известна кривая спроса для каждого из них. В реальности получить такую информацию невозможно. Совершенная ценовая дискриминация допускает межличностное и индивидуальное различие стоимости спроса. условия ценовой дискриминации

Инструменты второй схемы

В рамках данной схемы блага разделяются на определенные группы. Для каждой из них формируется своя стоимость - многоставочный тариф. Для их точного установления предприниматель должен знать кривую спроса каждого покупателя, то есть уровень его готовности платить за тот или другой товар. Однако, даже располагая некоторыми сведениями о статистическом распределении платежеспособности, применить на практике данные знания производителю крайне проблематично. В качестве одного из решений данной сложности выступает формирование двух разных сочетаний цена/качество. Одно должно быть направлено на потребителя с низким, а другое - с высоким уровнем спроса. Зачастую предприниматель формирует такие сочетания, которые побуждают покупателя выбирать именно тот вариант, который был предусмотрен конкретно для них. Таким образом, происходит определенный "самоотбор" потребителей. Стимулирование этого явления на практике осуществляется зачастую качеством продукции. В этом, собственно, и заключается данная ценовая дискриминация. ценовая дискриминация третьей степени Примеры такой схемы: скидки и надбавки на блага. Так, некоторые авиакомпании предоставляют пассажирам на выбор два тарифа: с ограничениями и без них. Последний предусмотрен для людей, часто совершающие деловые поездки. Отсутствие ограничений позволяет им свободно распоряжаться своим временем с учетом специфики их деятельности, поскольку их планы могут внезапно поменяться. Второй тариф предусмотрен для обычных туристов. Ограничения могут состоять в необходимости приобретать билеты заранее, делать пересадки в пути и так далее. Соответственно, первый тариф выше второго, но он более привлекателен для платежеспособных пассажиров. Они не могут себя связывать ограничениями, так как от этого зависит успешность их деятельности. А вот для туристов ограничения вполне приемлемы. Они готовы платить меньше и испытывать их. В результате каждый потребитель выберет именно то, что предназначалось конкретно для него. Что касается самой авиакомпании, то она получит больше прибыли при двух вариантах, чем если бы продавала билеты по единой стоимости для всех. ценовая дискриминация на рынке

Особенности третьей модели

В рамках этой схемы предполагается, что различным индивидам блага продаются по разной стоимости. Однако при этом каждая его единица, которая приобретается определенным потребителем, оплачивается им по одной цене. В схемах, описанных выше, предполагалось группирование материальных ценностей. Ценовая дискриминация по этой модели предусматривает классификацию непосредственно самих потребителей по категориям. В данном случае также предполагается, что производителю известны предпочтения каждой группы в целом. Однако предприниматель не знает потребностей определенных покупателей, а также особенностей их распределения внутри сформированных категорий. Это означает, что у производителя нет возможности провести дополнительно ни среди потенциальных пользователей, ни в каком-то конкретном рыночном сегменте ценовую дискриминацию по предыдущим схемам. В этой связи для каждого отдельного сектора он будет вынужден установить единую для данной группы потребителей стоимость. На рынке, отличающемся большей эластичностью, формируется сниженная, а при меньшей эластичности - повышенная цена. ценовая дискриминация монополиста

Заключение

Ценовая дискриминация - достаточно гибкий инструмент. При правильном его использовании можно существенно усилить позиции производителей, повысить потребительский спрос, привлечь деньги. Несомненно, в условиях рыночной конкуренции реализация ценовой дискриминации значительно осложняется. Однако возможности известных моделей ни в коем случае нельзя недооценивать. Необходимо более тщательно исследовать их механизмы, чтобы впоследствии располагать четкой программой их реализации.