Государственный бюджет является важной деталью функционирования любой страны. Что такое бюджет? Это прежде всего план расходов и доходов за определенный период времени. Каждый государственный бюджет должен соответствовать всем требованиям, которые заложены в законодательной базе страны.
История государственных бюджетов
Первые подобия документов планирования расходов и доходов появились с зарождением государственных образований. Изначально личная казна руководителя государства полностью совпадала с державной. Все доходы, полученные от сборов, переходили в собственность правителя и распределялись по его усмотрению. Лишь в последние несколько столетий исполнение бюджета было выделено в ведение государственных органов власти, по мере выстраивания налоговой системы. Доходы государство стало получать из следующих источников: сборы налоговых отчислений, получение прибыли от государственной собственности.
Также были систематизированы расходы, и появилось некоторые подобие статей: содержание двора, военные траты на защиту государства и новые завоевания, управленческие расходы. Исполнение бюджета не всегда соответствовало примерным прогнозам и могло меняться в зависимости от многих факторов: непредвиденная война, увеличение или сокращение территорий и прочее.
Бюджетный процесс
Что такое бюджетный процесс? Это разработка и проведение бюджетно-финансовой политики, возложенная на исполнительные и представительские органы власти.
Существует система бюджетного процесса:
- прогнозирование будущих бюджетных показателей как расходной, так и доходной частей;
- формирование частей бюджета;
- обговаривание и утверждение бюджетного проекта;
- исполнение утвержденных показателей в подотчетном периоде;
- контроль над тем, как исполняется бюджет РФ;
- анализ статистических данных, связанных с бюджетом.
Прогноз и составление бюджета
Прогнозирование показателей будущего бюджета основывается на нескольких моментах:
- статистические показатели бюджетов предыдущих периодов;
- оценка экспертов по будущему росту ВВП страны;
- оценка внешних факторов, влияющих на доходные и расходные части.
Главным государственным органом, который отвечает за формирование проекта бюджета, является Министерство финансов. Составление главного финансового документа страны начинается в январе предыдущего года. Первоочередно структуры министерства готовят возможные условия, в которых будет функционировать страна в бюджетном периоде. На основании этих данных, утвержденных правительством, Минфин формирует статьи бюджета: расходные и доходные. Далее следует роспись денежных средств по конкретным статьям классификации и раздел средств между распорядителями. Законодатель отводит на завершение этих действий срок до 15 июля того года, который предшествует принимаемому бюджетному периоду. У Кабмина и других органов исполнительной власти имеется месяц на изучение представленного проекта, а также внесение корректив и поправок.
Этапы рассмотрения
Бюджет РФ проходит несколько этапов рассмотрения перед тем, как будет принят Государственной Думой:
- Внесение на рассмотрение в Госдуму Российской Федерации.
- Направление бюджетного законопроекта в соответствующий комитет Думы. В комитете по налогам, бюджету, финансам и банкам материалы рассматриваются и обсуждаются с привлечением ведущих специалистов бюджетной отрасли.
- Предварительный финансовый бюджет направляется Президенту, а также в Счетную палату РФ и комитеты Государственной Думы. На выходе бюджет получает заключение Счетной палаты. Что такое бюджетное заключение? Это заключение о том, что все данные, заложенные в документе, соответствуют законам РФ, а также обоснованы и подкреплены необходимыми пояснениями.
- Вынесение проекта на четыре чтения в зал Государственной Думы.
Первое чтение
Первое чтение предполагает обсуждение общих моментов будущего бюджета. Обсуждается общая идея и ее соответствие прогнозу развития страны в будущем финансовом году, тенденции налоговой и бюджетной политики, принципы распределения средств между федеральным бюджетом и региональными, программа работы с внешними государственными кредиторами.
Депутаты определяют:
- Доходные части бюджета по конкретным статьям классификации, подгруппам и группам.
- Поступления между разными уровнями бюджетов от федеральных налогов
- Прогнозируемый дефицит, а также возможные способы его покрытия. Дефицит указывается в процентах, и не может превышать законодательно утвержденную норму
- Валовый объем расходов по отчетному периоду.
После принятия всех этих правок становится понятно, что такое бюджет в «сыром» виде.
Второе чтение
Второе чтение проходит на протяжении 15 дней с момента принятия закона в первом чтении. В этот срок утверждаются расходы согласно классификаторам и в рамках, утвержденных при первом чтении. Рассматривается уровень поддержки субъектов РФ.
Третье рассмотрение
На третье чтение Закон «О государственном бюджете РФ» отводит 25 дней с момента второго принятия. Эта процедура закрепляет расходы согласно подразделам федерального бюджета, а также определяет бенефициаров, которые будут эти средства расходовать.
Четвертое чтение
Законодательный орган принимает окончательные поправки и проводит поквартальное деление доходных и затратных частей.
Бюджет и Совет Федерации
Подписанный и принятый в Госдуме бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации, а после передается Президенту, который при отсутствии замечаний подписывает его. Что такое бюджет, принятый к исполнению? Он выглядит в форме закона, утвержденного Государственной Думой и Советом Федерации, а также с акцептом Президента.
Исполнение бюджета
Пополнение и трата государственных средств согласно утвержденному главному финансовому документу называется исполнением. Единым органом в России, отвечающим за исполнение бюджета, является Федеральное казначейство. Все финансовые бюджетные потоки распределяются через счета этого ведомства.
Контроль бюджетного процесса
Правительство РФ не может самостоятельно вносить правки в статьи федерального бюджета. Все изменения могут проводиться через Госдуму в рамках принятия новых законодательных актов.
Контроль над финансовыми потоками возложен на бюджетный комитет Думы, а также органы исполнительной власти. Со стороны Федерального Собрания надзор осуществляется Счетной палатой, которая имеет право на проверки ведомств, министерств и предприятий, связанных с государственным финансированием.