Бюджет — важнейшая часть национальной экономической системы большинства государств. Каждая страна стремится выстроить наиболее эффективную модель управления соответствующим ресурсом, а также определить перспективные способы ее совершенствования. В чем заключается специфика российской модели выстраивания бюджетной политики? Какие функции выполняет в рамках данного направления активностей российское государство?
Что такое бюджет?
Прежде чем изучать функции бюджета, рассмотрим популярные в среде российских исследователей подходы к определению данного термина. Так, в статье 6 БК РФ сказано, что под рассматриваемым термином следует понимать форму образования, а также расходования финансовых средств, которые предназначены для обеспечения задач государства и муниципального управления.
Структура бюджета
Содержание бюджета имеет весьма простую структуру — это расходы и доходы. Однако определение их конкретных статей — весьма непростая задача. Существуют ключевые функции доходов бюджета, а также расходов государственной системы управления финансовыми ресурсами. Касательно первых следует выделить прежде всего формирование необходимых денежных резервов, размещаемых в государственной казне. Взимая налоги и различные сборы, власти страны тем самым формируют некий источник финансовых средств, который впоследствии можно задействовать как инструмент решения важнейших социальных задач. Что касается ключевых функций расходов бюджета, то к таковым вполне допустимо отнести обеспечение необходимого спроса в экономике, а также высокого уровня покупательной способности граждан. Чуть позже мы изучим специфику подобных активностей подробнее.
Как считают современные исследователи, бюджет правомерно считать одним из ведущих звеньев экономики государства. Он объединяет доходы и расходы страны, обеспечивает единство финансового управления стратегически значимых отраслей, позволяет государству мобилизовывать те или иные хозяйственные ресурсы. Некоторые исследователи предпочитают рассматривать бюджет как денежные отношения, которые возникают между государством, гражданами и юридическими лицами. Предмет соответствующих коммуникаций — использование бюджетных фондов, который направляется властями на финансирование ключевых отраслей экономики страны. Граждане и юридические лица содействуют лучшему инвестированию государственных финансовых ресурсов.
Термин «бюджет» чаще всего рассматривается в контексте государственных и муниципальных активностей. Но в ряде случаев его используют также и как хозяйственную характеристику деятельности частных предприятий. Наряду с термином «бюджет» в бизнесе распространено понятие планирования, которое также предполагает определение различных статей доходов и расходов — но в данном случае на уровне отдельно взятой организации.
Итак, под бюджетом может пониматься:
- фонд финансовых средств, который находится в распоряжении государства;
- финансовый документ, позволяющий эффективно распределить доходы и расходы предприятия, региона либо страны.
Существует довольно много подходов к определению функций бюджета. Рассмотрим те, что характеризуются широкой распространенностью в среде российских исследователей. Так, в числе популярных концепций — классификация функций бюджета на распределительные и контрольные. Изучим их подробнее.
Распределительная и контрольная функции государственного бюджета
Распределительная функция бюджета предполагает осуществление государством активностей по концентрации финансовых ресурсов и последующего их направления в область решения тех или иных социально значимых задач. Основной вид активностей государства в этой части — определение приоритетных направлений инвестирования в привязке к конкретной территории, экономической сфере, социальной группе.
Специфика контрольной функции бюджета — в осуществлении государством мониторинга исполнения решений, принятых при разработке стратегий инвестирования в национальную экономику. Данные активности позволяют оценить эффективность финансовой модели, задействуемой властями. Благодаря контрольной функции бюджета государство может также осуществлять прогнозирование социально-экономических процессов, сопровождающих инвестирование в те или иные экономические сферы.
С целью решения задач, о которых идет речь, власти страны должны осуществить выработку механизма, который включает:
- формы управления бюджетными отношениями;
- методы сбора налогов и задействования иных ресурсов, обеспечивающих доход бюджета;
- алгоритмы эффективного распределения соответствующих денежных средств.
Работа бюджетного механизма предполагает формирование государством особой системы политических институтов — управления, права, банковских учреждений.
Функция планирования
Рассмотрим иные важнейшие функции бюджета, которые выделяют российские исследователи. В числе таковых — планирование. Данная функция прежде всего предполагает выработку программ, связанных с бюджетным развитием. Последующая работа с главным финансовым планом государства связана главным образом с уточнением пунктов, которые входят в соответствующие алгоритмы. Рассматриваемая функция — один из факторов стабильности бюджета страны. Качественное ее выполнение предопределяет то, насколько эффективным будет сбор финансовых средств в государственную казну, а также их расходование.
Функция координирования
Если далее рассматривать основные функции бюджета государства, то полезно будет обратить внимание на координирование. Главная задача, которая решается властями в рамках данного направления активностей, — грамотное делегирование полномочий, связанных с управлением финансовой системой государства, а также выстраивание необходимых механизмов контроля над деятельностью объектов, обладающих соответствующими полномочиями.
Функция стимулирования
Еще одна примечательная функция бюджета — стимулирование. Ее специфика - в формировании государством и создаваемыми им институтами среды, способствующей развитию тех или иных участников социальных коммуникаций. Таковыми могут быть: органы власти, НКО, коммерческие предприятия, физические лица.
Каждый из отмеченных субъектов призван выполнять некую социальную роль. Задача по стимулированию подобных активностей возложена также и на государство, а именно, на его бюджетную систему. Особенно актуальна подобная закономерность для российской социальной среды. Дело в том, что в бюджете работает значительная часть граждан РФ. Государству принадлежит ощутимая доля бизнесов. Крупнейшие российские банки — государственные. Несмотря на то что часто специфика функционирования тех или иных организаций предполагает самоокупаемость, в случае необходимости на развитие подобных учреждений может быть направлен значительный объем бюджетных средств. Либо тех, которые потенциально могут быть в него включены, однако тогда приоритетным становится их инвестирование в тот или иной сегмент бизнеса, а не производство.
Таким образом, если рассматривать наиболее значимые с точки зрения развития национальной экономики функции бюджета государства, то в случае с хозяйством РФ одной из таковых будет стимулирующая.
Обучающая функция государственного бюджета
Другое важное направление активностей органов власти при разработке стратегии управления национальными финансовыми ресурсами — обучение. Как считают некоторые исследователи, соответствующая функция важна с точки зрения формирования на уровне тех или иных государственных институтов источников знаний, а также необходимого кадрового потенциала для решения задач, связанных с экономическим развитием государства.
Власти страны не должны инвестировать в те или иные сферы хозяйственного развития, не просчитав последующего экономического эффекта от соответствующих вложений. Он может выражаться не только в обеспечении государственными организациями самоокупаемости, но также и в формировании на уровне социальных институтов ресурсов, аккумулирующих управленческий опыт. Который, в свою очередь, может быть задействован властями при решении актуальных экономических задач.
Социальная роль государственного бюджета
Итак, мы рассмотрели сущность и функции бюджета государства. Полезно будет теперь изучить довольно близкую к ним категорию — роль национальной системы управления финансовыми ресурсами для социума.
Осуществляя распределение финансовых средств, власть решает важнейшие социальные задачи. Бюджет — один из ключевых инструментов воздействия государства на национальную экономику, социум, развитие различных институтов. Поэтому его утверждение, определение ключевых доходов и расходов предполагает организацию многоступенчатых слушаний, реализацию законотворческих инициатив на уровне высших эшелонов власти.
Как мы отметили выше, многие функции бюджета РФ - например, стимулирующая, - непосредственным образом предопределяют эффективность экономического развития государства. Данное направление активностей тесно связано с одной из ключевых ролей соответствующей системы управления государственными финансами — обеспечением высокого уровня жизни граждан. Люди, проживающие в стране, прежде всего ожидают от властей адекватной экономической политики, которая будет сопровождаться открытием возможностей для карьерного роста, ведения предпринимательской деятельности, самореализации в аспекте тех или иных профессий. Данная социальная роль бюджета сводится не только к финансированию соответствующих инициатив. Государственные финансы могут быть, например, фактором формирования спроса в тех или иных сегментах бизнеса. То есть основными покупателями продукта или услуги, предлагаемых частной компанией, могут быть сотрудники бюджетной сферы, либо государство в лице каких-либо органов власти.
Бюджет как фактор суверенитета
Итак, мы изучили, в чем заключается социальная функция бюджета. Важно будет рассмотреть еще одно значимое направление активностей государства в рамках управления национальными финансовыми ресурсами. Речь идет об обеспечении суверенитета страны. Данное понятие может пониматься разными способами. Но в общем случае термин «суверенитет» означает независимость государства как политического субъекта на международной арене.
Соответствующий статус должен быть подкреплен устойчивостью ключевых социальных институтов, экономики, армии страны. Расходы на поддержание их развития во многом ложатся на государство. Передача подобных функций в частные руки, как считают исследователи, не всегда позитивно сказывается на обеспечении устойчивости суверенитета страны. В связи с этим функции расходов бюджета в части обеспечения эффективной экономики, формирования мощной армии и работоспособных социальных институтов — в числе важнейших. Их успешное выполнение становится ключевым фактором обеспечения суверенитета.
Функции региональных и местных бюджетов
Рассмотрев содержание и функции бюджета, мы можем изучить то, каким образом те социальные задачи, о которых мы сказали выше, решаются на локальном уровне в тех государствах, где политической деление предполагает соответствующее структурирование национальной финансовой системы. К таким странам относится, безусловно, Россия. Бюджет нашей страны представлен на трех уровнях — федеральном, региональном, а также муниципальном.
По сути, ключевые задачи управления государственными финансами, в целом, одни и те же на всех отмеченных ступенях. Функции федерального бюджета, рассмотренные нами выше, в целом реализуются в том же спектре и на других уровнях работы политических институтов. Однако в той или иной сфере бюджета отдельным направлениям активностей может отдаваться особый приоритет. Каковы наиболее характерные функции местных бюджетов РФ, а также региональных систем управления государственными финансами?
Прежде всего это обеспечение высоких доходов граждан, живущих в конкретном регионе, в сравнении с жителями других субъектов РФ. Известно, что в России есть регионы, уровень экономического развития которых невысок. Задача местных и региональных властей — запустить механизмы стимулирования роста соответствующих хозяйственных систем.
Другая значимая функция местных и региональных властей — создание условий для саморазвития граждан в аспекте предпринимательских, творческих, общественно-политических активностей. Человек, живущий в том или ином регионе, должен обладать теми же правами, что и гражданин другого субъекта РФ либо города, а также сопоставимыми возможностями для личностного развития.
Еще одна значимая функция региональных и местных бюджетов — формирование на той или иной территории устойчивого экономического кластера, в котором локальные субъекты бизнеса и государственные предприятия смогут эффективно встраиваться в национальную экономику.
Итак, мы рассмотрели основные виды, функции бюджета на примере соответствующей системы управления суверенными финансами в России. Безусловно, подходы к выстраиванию национальной бюджетной модели в России в силу того, что наше государство — сравнительно молодое, во многом требуют совершенствования. Однако, как считают многие аналитики, сложившаяся модель управления бюджетом РФ в целом оптимально отражает национальную, культурную и экономическую специфику развития государства.